Прямой эфир Новости спорта

"Если после публикации никто не звонит, значит, это плохая статья". Памяти Михаила Дорофеева

informburo.kz
informburo.kz
Три года назад в возрасте 48 лет ушёл из жизни выдающийся казахстанский журналист Михаил Дорофеев.

30 января 2021 года – трагическая дата для всей команды информационно-аналитического портала Informburo.kz. Ровно три года назад ушёл из жизни первый главный редактор Informburo.kz Михаил Дорофеев. Для команды он был не только наставником, который вдохновлял на поиск правды, но и другом. В предыдущие годы мы вспоминали Михаила Викторовича как руководителя, как личность, чьи ценности и принципы стали ориентирами для каждого, кто работал и работает в Informburo.kz. Сегодня мы хотим почтить его память как мастера своего дела. Михаил Дорофеев внёс неоценимый вклад в журналистику, стал для многих примером профессионализма и преданности работе. 

"Журналистская среда с каждым годом будет всё больше понимать, как много он сделал для профессии" 

Аида Балаева, министр культуры и информации РК

Время летит неумолимо. Сегодня уже третья годовщина смерти Михаила Дорофеева, одного из самых авторитетных и сильных журналистов своего поколения. Есть люди в сфере информации, которые, кажется, тенью следовали за развитием страны, фиксируя, рассказывая, неустанно донося до читателя и зрителя информацию о том, что происходит в обществе и государстве.

Михаил Дорофеев очень глубоко понимал профессию журналиста и осознавал громадную ответственность и значимость этого ключевого для развития гражданского общества ремесла. Он руководствовался главными принципами настоящего журналиста – честностью и объективностью в подаче материалов, требуя этого и от своих сотрудников.

Многие сегодня говорят о том, что Дорофеев воспитал не одно поколение журналистов. Это тоже говорит о том, насколько он осознавал важность журналистики, её преемственности, будущую и настоящую актуальность её главных принципов.

Прошло три года, а место Михаила Дорофеева так никто и не занял. Кажется, журналистская среда с каждым годом будет всё больше понимать, как много он сделал для профессии и какую невосполнимую утрату все мы понесли.

Михаил, мы ценим и мы помним.

"Эту нишу после ухода Михаила так никто и не занял"

Даурен Абаев, посол Республики Казахстан в Российской Федерации  

Я всегда гордился и продолжаю гордиться своей дружбой с Михаилом. Помимо прекрасных человеческих качеств, в числе которых важнейшими были его принципиальность, честность и порядочность, он обладал невероятной эрудицией и высоким профессионализмом. Он всегда искренне болел за журналистику и очень многое сделал для её развития. 

Хорошо помню наши с ним регулярные споры в то время, когда я руководил Министерством информации и коммуникаций, ведь нередко наши взгляды на некоторые отраслевые вопросы расходились. Но при этом наше общение всегда было исполнено взаимного уважения. 

Конечно, его неожиданный и столь ранний уход из жизни стал гигантской утратой для нашей медиасферы. За свою яркую и насыщенную жизнь Миша успел сделать многое: создать уникальные проекты как на ниве телевидения, так и в печатной прессе, взрастить целую плеяду молодых и перспективных журналистов, стать одним из самых авторитетных экспертов в области медиа Казахстана. Благодаря своей адекватности, способности сохранять беспристрастность даже тогда, когда это делать бывало очень сложно, он поистине смог стать модератором диалога между государством и СМИ. Пока что эту нишу после ухода Михаила так никто и не занял. 

Программа "Открытый диалог" с Михаилом Дорофеевым и Дауреном Абаевым / Скриншот с телеканала "Хабар"

"Чему-то я продолжаю учиться у него и сейчас, когда его уже нет"

Никита Шаталов, депутат мажилиса VIII созыва

С Михаилом мы познакомились в начале февраля 2017 года. Мода на Telegram-каналы тогда только началась, и я решил попробовать – создал канал "Ушёл в печать", в котором ругал казахстанскую журналистику, в том числе и некоторые материалы  Informburo.kz. 

Дорофеев написал мне и пригласил встретиться. Откровенно говоря, я плохо себе представлял, кто меня позвал на встречу. Мне было тогда 23 года, я только приехал в Алматы и пытался построить жизнь на новом месте. 

Перед встречей я ждал, что Миша меня отругает за огульную критику всего подряд на правах старшего, но вместо этого он позвал меня на работу. Он меня практически не знал, но сразу предложил должность шеф-редактора специальных проектов. Для вчерашнего провинциала это выглядело чудом. Через полтора месяца я пришел работать в редакцию и с первого дня он попросил называть себя Мишей.  

Мне кажется, что этот случай очень точно описывает многие личностные качества, которыми обладал Михаил Викторович. Его веру в людей, умение быть равным со всеми, причём не за счёт самоуничижения, а за счёт того, что он тебя поднимал до своих высот, способность рисковать и давать шансы молодым, желание новизны и готовность идти на радикальные решения, если того требует ситуация. Это уникальный сплав, особенно если вспомнить, что Дорофеев был ещё и первоклассным дипломатом.

Вместе мы проработали почти два года. Я многому научился у Миши, пока мы вместе пытались менять медиа-рынок. Чему-то я продолжаю учиться у него и сейчас, когда его уже нет, вспоминая время совместной работы, сложные ситуации, из которых он мастерски выходил, взаимоотношения с людьми. 

Миша всегда относился к нам по-отечески. 

У меня есть много очень личных воспоминаний, когда Миша был не просто шефом, но и близким другом, когда он мог сказать или сделать что-то, от чего становилось легче. Я не всегда это ценил, и мой уход из команды в начале 2019 года он воспринял в том числе как предательство. Имел на это полное право. Но он понимал, что в журналистике я не смог бы задержаться дольше и не стал отговаривать или препятствовать.

Я рад, что нам удалось встретиться незадолго до того, как его не стало. Мне очень нужен был его совет и его одобрение одного важного шага. Мы пообедали и впервые за долгое время обстоятельно поговорили. 

Михаила Викторовича очень не хватает. Когда это только случилось, не хватало лично – всегда случались и случаются ситуации, когда нужен его совет. Чем больше проходит времени, тем яснее понимаешь, что его не хватает казахстанскому обществу в целом. За его способность найти общий язык со всеми и быть медиатором между враждующими лагерями, за его умение взращивать новые поколения редакторов и журналистов, за бесконечную любовь к своей профессии.

Михаил Дорофеев и Никита Шаталов / Фото из личного архива Никиты Шаталова

"Учитель и ориентир"

Юрий Масанов, специальный корреспондент Informburo.kz в 2017-2020 годах

Прошло три года с момента, как не стало Михаила Викторовича. Эти три года пролетели так незаметно – будто всё было только вчера. Писать о знакомстве и совместной работе смысла нет, это лишь добавляет ещё больше грусти и мыслей о том, как страна потеряла одного из своих лучших журналистов и медиаменеджеров. Сколько бы он ещё мог сделать! Но этого, к сожалению, мы никогда не узнаем.

Гораздо важнее помнить о том, что он оставил после себя. Михаил Викторович успел поработать сначала в журналистике, потом в корпоративном пиаре, а затем вновь вернулся к журналистике. Фактически с нуля создал Informburo.kz и смог собрать под одной крышей профессионалов новостей и аналитики. Сайт смог быстро ворваться в топы рейтингов и смог там удержаться. Informburo.kz до сих пор держится на высоких строках рейтинга казахстанских СМИ, но это было бы просто невозможно без той базы и идей, которые заложил в своё время Дорофеев.

Юрий Масанов во время награждения специальной премией имени Михаила Дорофеева в сенате в 2021 году / Фото парламента 

А ещё он оставил после себя множество журналистов, которые либо полностью сформировались под его руководством, либо, уже будучи состоявшимися авторами, развились и вышли на новые профессиональные высоты. Всё это – тот вклад в нашу профессию, который оставил после себя Михаил Викторович и который продолжает жить до сих пор.

Всегда приятно видеть отзывы его бывших коллег и друзей. В такие моменты пробирает непонятное смешанное чувство радости и грусти.

Невозможно описать то чувство потери, которое до сих пор остаётся внутри. Но я думаю, что важнее всего сейчас для всех нас – следовать идеалам Михаила Викторовича и работать в журналистике в интересах общества, как этого он и хотел и как он всегда говорил. Именно так лучше всего получится сохранить память о нём – не красивыми словами, а делом. Чтобы всё это было не зря.

"А что бы сказал или ответил Михаил Викторович?" 

Айгерим Тукушева, корреспондент делового издания "Курсив"

Часто вспоминаю Михаила Викторовича Дорофеева, особенно его слова о том, какой должна быть хорошая журналистская работа: "Если после публикации статьи мне никто не звонит, то, значит, это плохая статья". Это напоминает мне о том, что наша работа должна вызывать реакцию, быть заметной и значимой.

Михаил Викторович всегда был строг, но справедлив. Он не терпел поверхностности и банальности в материалах. Каждый раз, когда пишу статью на сложную тему, то спрашиваю себя: "А что бы сказал или ответил Михаил Викторович?" Его советы, подсказки, а порой ироничные замечания помогали найти правильный фокус и подход к теме, разобраться и понять, что стоит за тем или иным событием. При этом он никогда не давал очевидных ответов, а учил нас видеть необычное в обыденном и самим находить новое в привычных вещах.

Михаил Дорофеев со столичным офисом Informburo.kz / Фото из личного архива Айгерим Тукушевой

Для меня Михаил Викторович был не просто редактором и опытным коллегой, он был мастером слова с тонким чувством юмора. Однажды на корпоративном тренинге он показал нам отрывок из серии мультфильма про Винни-Пуха, где герои искали хвост ослика Иа, и предложил увидеть в этом аллегорию на нашу работу. Эта метафора заставила меня не только заливаться смехом, но и задуматься о сути нашей работы.

С его уходом, кажется, что аналитическая и репортажная журналистика в Казахстане осиротела.

"Мы любим и продолжаем помнить вас"

Зарина Жакупова, журналист, пресс-секретарь.

Мне до сих пор сложно осознать ваш уход, Михаил Викторович... Время притупляет острую кромку горя, так говорят. Ровно три года минуло, вроде мы и свыклись с мыслью не ждать вас, но…

Вспоминаю случай. Пишу материал, сдаю вам, через 30 минут слышу:

– Зарина, добавь ещё один комментарий героя, столкнувшегося с обратной стороной системы, а то получится как в том анекдоте про парашют, слышала?

– Нет, не слышала. А что за анекдот, шеф?

– Гоги, ты кем работаешь?

– На аэродроме – парашюты собираю.

– И как работа?

– Вроде ничего, ещё никто не жаловался!

***

Это лишь короткий эпизод, демонстрирующий тонкое чувство юмора Михаила Викторовича. А ещё. После недавнего январского землетрясения десятки журналистов остались бы без мизинцев, потому что вы распорядились бы лишить их пальцев за фразу "бьют тревогу", как это обещали некогда нам, если увидите в тексте эту фразу.

Мы любим и продолжаем помнить вас, Михаил Викторович. Покойтесь с миром.

Новости партнеров