Прямой эфир Новости спорта

"Единственный интерес – музыка". Как прошёл Forte Music Fest 2019 в Алматы

Фото предоставлено пресс-службой ForteBank
Фото предоставлено пресс-службой ForteBank
С 7 по 9 июня в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы в четвёртый раз прошёл Международный фестиваль классической музыки Forte Music Fest.

Не только Бах

На вопрос, в чём был интерес организовывать такой фестиваль, Арман Мурзагалиев, скрипач, артистический директор и идейный вдохновитель, отвечает:

"Единственный интерес – музыка. Музыка, которая остаётся вечным трендом, музыка, которая над всем, музыка, которая сохранит атмосферу, присущую Алматы, музыка потрясающая, необычная, – такая музыка описывает содержание всего фестиваля".

Сам Арман публично выступает с 8 лет и признан мировым музыкальным сообществом как солист-виртуоз.


Арман Мурзагалиев исполнил сонату Валентина Сильвестрова в дуэте с Ханной Шибаевой

Арман Мурзагалиев исполнил сонату Валентина Сильвестрова в дуэте с Ханной Шибаевой / Фото предоставлено пресс-службой ForteBank


Рассказывая об институте меценатства как ныне уже практически не существующем явлении, Мурзагалиев говорит, что теперь меценатство выражается в спонсорстве, как, например, в случае с названным созвучно банку фестивалем. "Там, где есть понимание необходимости поддерживать музыку, всегда будет прогресс и движение в правильном направлении".

Председатель правления ForteBank Гурам Андроникашвили рассказал журналистам, почему банку важно поддерживать эту традицию:

"Основной целью фестиваля является воспитание вкуса, привлечение внимания к лучшим образцам классической музыки – в особенности у молодого поколения. Forte Music Fest поддерживает и образовательную миссию. В рамках фестиваля учащиеся музыкальных заведений, а также все желающие могут бесплатно посетить мастер-классы от непревзойдённых виртуозов, концертирующих солистов, профессоров и концертмейстеров оркестров с мировым именем".

В этом году на фестиваль приехали участники из 11 стран Европы, Америки и Азии; но также было много и казахстанских музыкантов, для которых создаются все условия заявить о себе. Организаторы решили отойти от привычных понятий "классики", потому что кроме гениев Баха, Моцарта и Брамса есть много другой прекрасной инструментальной музыки. Её-то, исполненную на множестве необычных инструментов (удд, терменвокс, арфа), на фестивале и представили.


Музыканты играют Интродукцию и Аллегро Мориса Равеля в первый день фестиваля

Музыканты исполняют "Интродукцию и аллегро" Мориса Равеля в первый день фестиваля / Фото предоставлено пресс-службой ForteBank



Премьера "Писем из Ирака" Рахима Альхажа; сам композитор играет на удде

Премьера "Писем из Ирака" Рахима Альхажа; сам композитор играет на удде / Фото предоставлено пресс-службой ForteBank


Кроме впервые звучавших в Алматы инструментов также стоит упомянуть премьерные (всемирно!) исполнения композиций. Так, во второй день фестиваля прозвучали премьеры "Писем из Ирака" Рахима Альхажа и "Струнного квартета" Генриетты Босманс, исполненного квартетом из Утрехта.

"Нидерландцы, ставящие премьеру произведения нидерландского композитора в Центральной Азии... Тут, как говорится, комментарии не нужны", – вещает со сцены ведущая вечера Вероника Насальская, и действительно, такое стирание рамок между странами не может не тронуть.

Овации после каждой исполненной композиции длились несколько минут; то и дело хором кричали "Браво!" – похоже, в Алматы и в самом деле хватает благодарных слушателей.


Струнный квартет Утрехта

Струнный квартет Утрехта / Фото предоставлено пресс-службой ForteBank



Вероника Насальская читает стихотворение Марины Цветаевой

Вероника Насальская читает стихотворение Марины Цветаевой / Фото предоставлено пресс-службой ForteBank



Фото предоставлено пресс-службой ForteBank



Фото предоставлено пресс-службой ForteBank


"Мы всегда оказываемся удивлены: задаём себе определённую планку, а потом видим, насколько высоко перепрыгнули её. За все предыдущие годы нас посетило около 12 тысяч человек. С каждым годом замечаем, как растём, и думаю, для Forte Fest это лишь начало", – говорит Арман Мурзагалиев.

"Где пастбища, овечки и пастухи, там и флейты"

Также в рамках фестиваля с 6 по 9 июня проходили бесплатные мастер-классы от именитых участников фестиваля. Один из них – Тун Фрет, международный солист и профессор льежской Королевской консерватории по игре на флейте.


Выступление Туна Фрета в первый день фестиваля

Выступление Туна Фрета в первый день фестиваля / Фото предоставлено пресс-службой ForteBank


Он рассказал, что играет на всех существующих видах флейты и был бы рад сыграть на казахских национальных духовых – например, кернейе. "Ведь где пастбища, овечки и пастухи, там найдутся и флейтисты". Это его первый визит в Алматы, и свой опыт он назвал потрясающим.

"Очень внимательные и культурные слушатели у вас здесь, даже более внимательные, чем в Бельгии. Заметно, что им очень интересно. Для музыканта это внимание – самое главное".

В Казахстане у Туна не было знакомых, кроме Армана, который пригласил его на фестиваль. Когда он увидел список других музыкантов, решил, что обязательно поедет, чтобы послушать, сыграть и познакомиться с этими выдающимися людьми.


Тун Фрет и Дамир Буркитбаев

Тун Фрет и Дамир Буркитбаев / Фото предоставлено пресс-службой ForteBank


Он исполнил произведения азербайджанского композитора Фикрета Амирова и септет с арфовым соло – знаменитую композицию эпохи французского символизма. При выборе произведений Тун опирался на фольклорные звучание и мотивы. Он также настаивает, что разницы между музыкантами Запада и Востока нет никакой, потому что музыка – универсальный язык человечества, тем более что музыканты обучаются, играют и делятся опытом с коллегами по всему миру.

И всё же Тун надеется однажды вернуться в Казахстан: "Ваши горы больше и красивее наших!"

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров