Мы привыкли, что перед вылетом воздушное судно проходит визуальную и техническую проверку, но, как и автомобиль, время от времени оно нуждается в детальном обслуживании. Такие плановые глубокие ревизии называются C-Check. В ангаре Air Astana в Астане сейчас одновременно выполняют два таких мероприятия: одно – с обычной глубиной проверок через 6 лет эксплуатации, другое – расширенное, 12-летнее.
В материале – о том, что это за процедуры, зачем они нужны и чем отличаются друг от друга.
Что такое C-Check
Как объясняют в техцентре, это не экстренная ремонтная операция, а плановая и системная диагностика судна.
"Для вашего простого понимания: как у машины по пробегу или по возрасту появляются необходимые инспекции и замены, так и у самолёта есть регламент от завода-изготовителя (Airbus, Boeing и т. д.). 6-летний C-Check проводится один раз в шесть лет и включает большой пакет работ, 12-летний – ещё более широкий и глубокий – с проверкой конструктивных элементов и узлов. Все работы предписаны заводом и выполняются по рабочим картам и инструкциям", – поясняет ведущий инженер компании Александр Сабад.
При плановом C-Check заменяют изношенные расходники, проверяют герметичность и работу гидросистем, тросов, управления органами, шасси, а при более глубоких ревизиях – внутренние элементы фюзеляжа, силовые элементы и системы жизнеобеспечения. Это не признак поломки, а профилактика, прописанная производителем самолёта, и Air Astana строго следует этим регламентам.
В чём отличие 6- и 12-летнего C-Check
Разница не только в названии и частоте. Это два уровня глубины и охвата проверок.
6-летний C-Check – это масштабная плановая ревизия самолёта стандартной глубины. Во время такой проверки инженеры выполняют детальную инспекцию фюзеляжа, крыльев и шасси, частично проверяют двигатели, кабельные и гидравлические системы. Для доступа к силовым элементам снимаются панели и обшивка в ряде зон, выполняются функциональные тесты органов управления, проверка герметичности систем, чистка кабелей, проверяются элементы самолета на повреждения и коррозию. В этот же период производится замена расходных материалов и деталей, которые имеют ограниченный срок службы, например, фильтров и отдельных креплений.
По-другому его можно назвать своеобразным техосмотром в крупном масштабе, который позволяет убедиться, что самолёт находится в оптимальном состоянии и может безопасно продолжать полёты.
C-12 (12-летний) – более углубленный вариант проверки: помимо стандартных операций C-6, сюда включаются расширенные работы по конструктивным элементам: детальный осмотр фюзеляжа изнутри, проверка на коррозию и признаки усталости металла, ревизия силовых элементов и систем жизнеобеспечения. На C-12 производится более тщательная инспекция с доступом к несущим структурам, снятие интерьера для осмотра пола и продольных элементов, расширенные проверки креплений пилонов и точек стыков.
Проще говоря, C-6 проверяет "здоровье" самолёта на глубоком, но плановом уровне. C-12 идёт дальше – в зоны, до которых добираются реже, и где дефекты, если они возникнут, окажутся более критичными в долгосрочной перспективе.
Каждый C-check требует скоординированной работы: на каждом самолёте задействовано около 40 специалистов, ежедневно в ангаре работают до 80 человек. Стандартные сроки – примерно 24 дня для C-6 и 54 дня для C-12, но они могут увеличиваться при ожидании поставок запасных частей. Наличие или задержки деталей – одна из главных причин продления ТО: различия в годах выпуска и конфигурации салона требуют отдельных деталей, которые не всегда под рукой из-за расстояния до поставщиков.
Air Astana подчёркивает, что все работы выполняют местные специалисты, и с 2019 года на базах в Алматы и Астане выполнено 42 C-Check, включая первые 6- и 12-летние циклы в 2023 и 2024 годах соответственно.
Планируемое окончание 6-летнего C-Check – 1 октября 2025 г., 12-летнего C-Сheck – 24 октября 2025 г.
С чего всё начинается и как проходит
Процесс стартует на перроне. Выполняются пусковые и базовые тесты: запуск двигателей, гидравлические тесты, проверка органов управления. Затем борт загоняют в ангар и снимают панели доступа. При необходимости демонтируют интерьер: кресла, декоративные панели и напольную обшивку, чтобы получить доступ к силовым элементам.
Каждому работнику выдана своя рабочая карта. Регламент составлен производителем (Airbus) и детализирован в офисе управления техническим обслуживанием. Пакеты задач разделены по зонам и цветовым кодам: плановые, неплановые, дефектные. По этим картам (для C-6 их более 600, для C-12 свыше 800) инженеры по зонам выполняют инспекции, ремонт и замену.
Некоторые операции (например, снятие двигателя) занимают несколько дней: один двигатель снимают и устанавливают примерно за двое суток, причём вес агрегата – более трёх тонн, требуется слаженная работа нескольких бригад. После устранения дефектов закрывают доступы, проводят пусковые и пробные испытания двигателей и систем, а затем назначают облёт без пассажиров. Только после удачного облёта и подтверждения исправности самолёт возвращается в коммерческую эксплуатацию. Столь масштабные процедуры требуют не только времени, но и строгого контроля качества. Каждое действие документируется, а результат проверяется независимо от того, кто выполнял работу. Это позволяет избежать ошибок и гарантировать безопасность.
"Есть виды работ, которые требуют повторной инспекции. Например, заменой двигателей занимается не одна и та же смена. Её работу обязательно проверяет другая смена. Это стандарты, принятые в авиации, и они есть в нашей компании", – рассказывает старший менеджер по технической поддержке Темирлан Багашар.
При этом он подчёркивает: выполнение C-Check не означает, что с самолётом что-то не так.
"Это периодическое техническое обслуживание: заменяются расходники, фильтры и другие элементы по срокам службы, выполняются инспекции и, если обнаружены дефекты, они устраняются. После полного объёма ТО проводится облёт воздушного судна специально подготовленным экипажем – это финальная проверка перед возобновлением полётов. Всё это делается с приоритетом на безопасность пассажиров", – добавляет специалист.
Одновременное проведение 6- и 12-летних C-Check в одном ангаре – редкий по масштабам и значимости для безопасности случай. Это демонстрация того, что локальный техцентр вырос до уровня, когда может выполнять сложнейшие регламентные работы по стандартам производителей. Для пассажира это означает одно: регулярное техобслуживание – залог того, что кресло в самолёте надёжно закреплено не только на бумаге, но и после многодневной и многочасовой работы инженеров.
-
1🥩Мясная ярмарка пройдёт в эти выходные в Астане
-
2989
-
0
-
7
-
-
2🇰🇿🇯🇵 Касым-Жомарт Токаев прибыл с официальным визитом в Японию
-
2689
-
1
-
39
-
-
3🔝 Минкульт Казахстана озвучил топ-3 видов противоправного контента в сети
-
2466
-
2
-
14
-
-
4🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ одобрил сенат в первом чтении
-
2520
-
11
-
129
-
-
5🇰🇿🇶🇦 В Катаре казахстанским трудовым мигрантам гарантировали соцпакет
-
2465
-
4
-
32
-
-
6🎄 Когда и где зажгут главную новогоднюю ёлку в Алматы
-
2433
-
1
-
28
-
-
7⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 17 декабря
-
2477
-
0
-
3
-
-
8❄️ Прогноз погоды на 18 декабря: на востоке ожидаются снег и метель, на юге – гололёд
-
2534
-
0
-
4
-
-
9🔖 Токаев посетил Ситуационный центр Токио по чрезвычайным ситуациям
-
1880
-
1
-
224
-
-
10⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 18 декабря
-
2128
-
1
-
3
-
USD:
517.3 / 519.9
EUR:
606.5 / 610.5
RUB:
6.39 / 6.51
"Для вашего простого понимания: как у машины по пробегу или по возрасту появляются необходимые инспекции и замены, так и у самолёта есть регламент от завода-изготовителя (Airbus, Boeing и т. д.). 6-летний C-Check проводится один раз в шесть лет и включает большой пакет работ, 12-летний – ещё более широкий и глубокий – с проверкой конструктивных элементов и узлов. Все работы предписаны заводом и выполняются по рабочим картам и инструкциям", – поясняет ведущий инженер компании Александр Сабад.
"Есть виды работ, которые требуют повторной инспекции. Например, заменой двигателей занимается не одна и та же смена. Её работу обязательно проверяет другая смена. Это стандарты, принятые в авиации, и они есть в нашей компании", – рассказывает старший менеджер по технической поддержке Темирлан Багашар.