Фестиваль кочевой культуры проводится во второй раз, но, как и все мероприятия, проводимые под эгидой акимата города и области, на этот раз его провели не просто так, а посвятили 25-летию независимости Казахстана и 1000-летию Алматы.
Даже странно, что этнофестиваль "Дух Великой степи" появился только сейчас. Ведь обращаться к великому прошлому и нашим героическим предкам, сумевшим сохранить такую большую территорию для своих потомков, казахстанцы любят и делают это при каждом удобном случае. Прочувствовать дух кочевой культуры и истоки цивилизации номадов съехалось около полутора тысяч гостей.
По словам организаторов, в этом году участниками фестиваля "Ұлы Дала рухы" стали ремесленники, этномузыканты, историки, антропологи и другие исследователи кочевой культуры из 10 стран: Казахстана, Венгрии, Голландии, Германии, Турции, Китая, Монголии, Кореи, Украины, России и Кыргызстана.
В честь курултая у подножья Иле-Алатауского национального парка в благодатном Талгарском районе организаторы разбили большой этноаул с белоснежными юртами. Только добраться до него можно лишь взобравшись на холм. Вид с этой возвышенности – великолепный, только в таких потрясающе красивых местах понимаешь, как щедро одарила нас природа.
В новоиспечённом ауле царит идиллия, совсем как в фильмах о кочевниках в тот момент, когда война только что окончилась и аулу ничего не угрожает: недалеко пасутся лошади, приятно пахнет дымом и свежеиспечёнными баурсаками. Участники из разных стран, особенное молодёжь, увлечённо общаются с друг другом на смеси английского, казахского и русского – балбалы молча за этим наблюдают.
У юрт отдыхают гости из Венгрии – мадьяры. На самом солнцепёке современные батыры в очках и с гаджетами продают собственноручно изготовленные печати казахских родов и жузов. Забавное сочетание современной и исторической одежды: кажется, что парни заблудились в эпохах.
У юрт и палаток, где проходят мастер-классы от казахстанских ремесленников, толпы желающих попробовать свои силы в ремесленных искусствах: одни учатся валять войлок, другие – работать с кожей или серебром, третьи лепят своими руками глиняную посуду, пытаясь подчинить себе гончарный круг, четвёртые ткут ковры.
Первый день фестиваля был по-настоящему насыщенным: прошли состязания профессиональных лучников – свои умения продемонстрировали лучники из многих стран мира, в том числе и из далёкой Словакии и Венгрии, затем были шоу беркутчи, соревнования по кокпару, джигитовка и выступления всадников с демонстрацией приёмов конного боя.
Также гости смогли увидеть экспозицию воинского искусства кочевников от эпохи саков до средневековых тюрок и Казахского ханства. Причём часть амуниции можно было даже померить и сфотографироваться в шлеме на память.
Во второй день, когда прибыла наша команда, всего этого великолепия не было. Мы не застали ни финальных соревнований по кокпару и луковой стрельбе, ни сцен охоты с беркутами и казахскими гончими – тазы, ни обещанных после обеда костюмированных постановок с исторической реконструкцией казахско-джунгарского боя. И тем не менее нашли немало интересного.
Вот, к примеру, мастер-класс по игре на казахской глиняной дудочке – сазсырнай. Парни делают инструменты сами, все дудочки однотипны и имеют в основном яйцевидную форму, но в древние времена, когда сазсырнай был самым популярным музыкальным инструментом среди детей и подростков, мастера его делали в форме птичек, рыб, драконов и лошадей. Самые интересные из них был обнаружены при раскопках городища Отрар.
Намереваясь дойти до реконструированных сакских бань со специальными травяными процедурами и купанием в ледяной горной воде после парилки, застреваем то в одной юрте, то в другой. В центральной юрте в чапане сидит голубоглазый антрополог со сложным венгерским именем, поскольку мы с непривычки переспрашиваем его несколько раз, он говорит: "А зовите меня просто Ескендиром, в вашей транскрипции я Ескендир".
Ескендир – молодой учёный. Обо всём, что касается номадов и тюркских корней венгров, он рассказывает с большим энтузиазмом. В его юрте образцы доспехов предков современных мадьяр. Они были воссозданы, опираясь на исторические источники. Те, что потяжелее, из металла, – для тех, кто атакует вражеские войска, прочная кольчуга защищала их от ранений. Кожаные одеяния для лучников: они должны были быть мобильными, и их амуниция делалась лёгкой.
Венгры, как оказалось, это самая многочисленная группа гостей из дальнего зарубежья – их приехало около 20 человек. Среди них историки, спортсмены, музыканты и даже шаманы, как наш новый знакомый Золтан.
"Называйте меня Султан, это то же самое, – говорит Золтан. – У нас с вами очень много общего, взять хотя бы язык. В венгерском языке много слов схожих с казахскими, ведь корень наших языков один. Да и логика построения одна. Конечно, я не понимаю, когда говорят по-казахски, но если бы вы говорили медленнее, возможно бы, я что-нибудь да уловил".
По словам Золтана, казахские традиции похожи на венгерские. К примеру, мадьяры, как и казахи играют в кокпар (только у них это называется чуть-чуть по-другому), они также подают в качестве главного деликатеса к блюду из теста голову барана в знак уважения, раньше они ещё и разбивали шатры (их версия нашей юрты). "Вот у меня в саду дома стоит юрта, – рассказывает Золтан. – Ко мне все друзья любят приходить, там очень удобно отдыхать".
Золтан уже 4 раза был в Казахстане, и здесь ему очень интересно, ведь он занимается не только изучением наших традиций, но и различными шаманскими практиками – как степными, так и теми, что прибыли из индейских прерий. "У вас много энергетически сильных мест, и это прекрасно", – говорит он.
Наговорившись с венграми, идём отведать национальных блюд, но здесь с едой дефицит, купить можно лишь баурсаки, а за пловом огромная очередь, занятая час назад. Придётся любоваться прекрасным: красотой ловчих птиц, которых беркутчи выносят для фотосессии, или же казахскими борзыми – тазы.
Раньше за одну такую хорошую собаку казахи отдавали почти полсотни лошадей, почти как калым за невесту. Говорят, что среди охотников бытует легенда, что очень редко в яйце красной утки зарождается не утёнок, а щенок тазы, который обладает исключительными охотничьими способностями.
Завершился фестиваль в этом живописном предгорье не менее красочно: концертом от музыкантов, играющих в этнонаправлении. Выступили группы: "Туран", "Хасак", "Алан", "Аркаим" и другие. Удивительно как, оказывается, хорошо сочетаются казахские народные инструменты с практически любым музыкальным направлением от рока до синти-попа.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6502
- 0
- 20
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5351
- 1
- 6
-
3🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2758
- 0
- 5
-
4🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2442
- 3
- 18
-
5👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2476
- 2
- 39
-
6🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2518
- 0
- 8
-
7🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2421
- 1
- 16
-
8💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2383
- 2
- 27
-
9🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2447
- 6
- 105
-
10⛈ На США обрушился "циклон-бомба": власти готовятся к тяжёлым последствиям
- 2395
- 0
- 21