Практика поклонения святыням появилась в Индии одновременно с причудливой теологической цивилизацией, состоящей из миллионов богов, божков и идолов. Засвидетельствовать почтение всем и каждому – заветная мечта каждого правоверного индуиста независимо от кастовой принадлежности и материального состояния.

"Рядом с великими праздниками надо поставить паломничества, которые с далёких дней истории Индии занимают большое место в религиозной жизни народа и составляют характерную особенность быта страны. Местами, вызывающими благочестивые путешествия, являются отдельные районы, озёра, скалы, но преимущественно и главным образом реки… Число таких центров богомолий, считая даже крупные, значительно. От озера Манасаравар (Тибет) до Рамешварама (против Цейлона) и от Дварки (западная оконечность Катхиавара) до деревни Трибени (южная Бенгалия) Индия покрыта сетью привилегированных святилищ".

Это мнение, высказанное знаменитым русским индологом Андреем Снесаревым, зиждется на наблюдениях почти столетней давности. Но за прошедшее столетие (а что значит какое-то столетие для Индии?) здесь если что и поменялось, так это количество паломников, свершающих "благочестивые путешествия" по стране. Количество это возросло в несколько раз!


Типичный индийский паломник

Типичный индийский паломник / Фото Андрея Михайлова

"Вся Индия напоминает муравейник подобных географических точек, священных мест, храмов и объектов паломничества, с севера на юг, с востока на запад, – вторит Снесареву современный французский писатель Луи Фредерик. – Самый усердный паломник должен пережить несколько инкарнаций, чтобы увидеть всё, что заслуживает быть увиденным".

Вот оттого-то странники являются непременными персонажами любого местного пейзажа Индии. Миллионы пилигримов, блуждающих аскетов, профессиональных нищих и ортодоксальных стариков постоянно бредут по индийским дорогам в обе стороны, встречаясь на пути повсеместно и обыденно. И это зрелище не только зачаровывает стороннего наблюдателя, но ещё и заставляет задуматься любого, не утратившего способности думать: а так ли мы живём, погрязнув с головой в нашей хвалёной пучине материального? Может быть, нашему потребительскому и высокотехнологичному бытию существуют реальные и более простые альтернативы?

Считается, что каждый нормальный индуист в жизни своей обязан совершать ятру (яттирей) – паломничества к святым местам. Популярный маршрут Великой ятры огибает всю страну (немалую страну!) по периметру, длится обычно 10 недель и включает в себя посещение самых главных святынь. Впрочем, поклонение необязательно подразумевает дальние странствия с напряжением всех сил и средств. Большая часть странников стремится к какой-нибудь недалёкой святыне местного характера. Благо чего-чего, а святынь в Индии что коров нерезаных!


Трапеза индийских паломников

Трапеза индийских паломников / Фото Андрея Михайлова

Толчком к такому паломничеству обычно бывает насущная необходимость очутиться в нужное время в нужном месте. Дабы засвидетельствовать свои чувства вместе с другими поклонниками, прибывающими со всех сторон в связи с грядущим праздником. Известно, что миллионоустая молитва быстрее донесёт чаяния и мольбы до нужных ушей! Автору довелось лицезреть толпу богомольцев, собиравшуюся в 2001 году в Аллахабаде, для того чтобы отметить "Великую" Кумбха Меллу на знаменитом праяге двух самых священных рек Индии – Ганги и Ямуны. В тот год число паломников Маха Кумбха Мелы достигло 60 миллионов!

Но часто позывом отправиться в путь служит какое-нибудь знаменательное событие в жизни, требующее высказать свою благодарность богам, заслужить их милость, вымолить прощения для себя и близких, улучшить карму. Потому каждый ступающий в духовный путь обязательно советуется со жрецом-брахманом и консультируется у астролога, получает заветный маршрут (куда и к каким святыням и каким богам идти со своей проблемой) и начинает жизнь пилигрима не абы как и когда, а в точно определённый и максимально благоприятный для начала длительного путешествия день, после соответствующего ритуала.


Паломники добираются до мест назначения любым доступным транспортом

Паломники добираются до мест назначения любым доступным способом / Фото Андрея Михайлова

Ранним утром на рассвете на индийских дорогах начинается это своеобразное "духовное движение". В одиночку, группами, на автобусах и тук-туках, повозках и грузовиках, но чаще пешком. Когда же солнце уже припекает во всю силу, паломники располагаются на отдых в тени каких-нибудь раскидистых баньянов, отдыхают, перекусывают и слушают захватывающие повествования из уст неизвестно откуда прибившегося к группе профессионального сказителя. О превратностях судьбы Рамы и Ситы, о героических братьях Пандавах, о юношеских шалостях Кришны или героической борьбе Шивы за порядок на Земле.


Привал паломника

Привал паломника / Фото Андрея Михайлова

А когда жара спадает, движение продолжается. Вечером пилигрима ждёт специальная паломническая ночлежка – таких масса на духовных путях Индии. Здесь вообще можно вести речь о своеобразной инфраструктуре, обслуживающей этот "священный туризм". Гостиницы, закусочные, базарчики, "консультационные пункты", магазинчики и лавки с подношениями и предметами культа – за долгие века система даже в условиях обычного индийского хаоса отточилась и отработалась до филигранности. Но, несмотря на это, классическими путеводителями для всей этой массы устремлённых людей являются Пураны, древние "былины", насчитывающие сотни тысяч шлок.

Последние годы, правда, привнесли и в практику ятры блага технологической цивилизации. И теперь, имея деньги, можно совершить даже самое большое паломничество, не испытывая лишений и не тратя драгоценного времени. Самолёты, шикарные отели, услуги гидов-профессионалов – вот современный вариант: дорогой, комфортный и… выхолощенный до состояния утилитарного западного туризма.


Омовение

Омовение / Фото Андрея Михайлова

Однако большая часть правоверных индуистов продолжает свои "благочестивые путешествия" как заповедано – пешком. И значительное количество в этих "пеших расчётах" – богобоязненные старики.

Считается, что каждый индус, счастливо рождённый в "чистой" касте, должен последовательно преодолеть в жизни четыре непременные стадии. И закончить свой земной путь в дороге. В юности нужно обязательно пройти период ученичества. Затем – завести семью, построить дом и нарожать детей-внуков. На закате лет – отряхнуть с себя мирскую суету, распрощаться с наследниками и уйти вместе с женой "в леса", где в тихой обители избавляться от привязанностей к земному.

Идеал окончания жизни – это путь отрешённого саньясина, вечного странника, живущего подаяниями и тихо бредущего навстречу смерти, к берегам священной Ганги. Дабы там, в пламени погребального костра, раствориться в величии небытия, для следующего пришествия в бесконечной цепи перерождений.


Тяжёлая ноша

Тяжёлая ноша / Фото Андрея Михайлова

Несмотря на то что индийские спутники бороздят ныне просторы вселенной, а по количеству полнометражных кинофильмов страна давно впереди планеты всей, благообразные и неторопливые старики-отшельники на дорогах Индии – все ещё обычное зрелище…

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter