Прямой эфир Новости спорта

Дружба на всю жизнь. Как помогает программа "Наставники" детям из детских домов

Фото предоставлено частным фондом "Дара"
Фото предоставлено частным фондом "Дара"
Как стать другом подростку, оставшемуся без попечения родителей?

Быть причастным, приносить пользу и нести добро можно по-разному. Одна из таких возможностей – программа "Наставники", которая помогает детям из детских домов найти верного друга и научиться доверять миру и ориентироваться в нём. Как это происходит, рассказывают руководитель программы "Наставники" Асель Шайдикешова, а двое участников программы из Алматы Зада и Ерканат делятся собственным опытом наставничества. 

Программа "Наставники" стартовала в 2015 году при поддержке Комитета по охране прав детей МОН РК. В Алматы и Астане проект реализуется частным фондом "Дара", в регионах – в сотрудничестве с местными НПО, которые имеют опыт работы с детьми из уязвимых слоёв населения. Сейчас программа наставничества работает в 17 городах Казахстана. В этом году открыто направление "Тәлімгерлер" для казахскоязычных наставников – в Шымкенте, Таразе, Кызылорде и Талдыкоргане. Есть индивидуальное наставничество для детей от 11 лет и старше, корпоративное – от 14-15 лет и образовательные курсы для воспитанников детских домов.

По словам руководителя программы Асель Шайдикешовой, главной целью проекта является социализация подростков из детских домов, помощь детям, оставшимся без попечения родителей, в подготовке к самостоятельной жизни после выпуска из детдома.

"В программе по подбору индивидуальных наставников принимают участие дети старше 11 лет. Такой возрастной ценз определяется тем, что именно у подростков очень мал шанс быть усыновлёнными. Добавьте к этому сложный подростковый период, когда поддержка нужна как никогда. Дети младше 11 лет не участвуют, чтобы избежать травмы, так как они путают роль наставника и потенциального приёмного родителя", – поясняет Асель Шайдикешова. 

Если ребёнок подходит по возрасту и в случае его интереса и согласия, после консультаций с психологами и тестирования начинается подбор наставника. Детям поясняют: наставник – не опекун, не будущий родитель или родственник. Это друг, старший товарищ на долгие годы, который пришёл помогать, рассказывать про взаимодействие и отношения с миром, проводить время. 

"Встречи проходят раз в неделю по воскресеньям с 11 до 6 вечера. С наставником заключается договор, на основании которого он проводит время со своим подопечным в общественных местах. При желании наставника и при согласии ребёнка через полгода можно оформить договор гостевой семьи, чтобы забирать своего младшего друга к себе домой на каникулы или длительные выходные. Но это не обязанность, это больше возможность и личное желание. Были случаи, когда наставники усыновляли или удочеряли детей: 22 подростка нашли семью, но это исключение. Проект не преследует такой цели, но если такое случается, мы этому рады", – продолжает Асель Шайдикешова. 

Что нужно, чтобы стать наставником? Быть гражданином РК старше 25 лет, подать заявку на сайте или через социальные сети, пройти все этапы отбора (заполнение анкеты, психологические тесты, обучение, интервью, сбор документов (юридическая проверка), быть готовым уделять внимание и время. Срок участия в программе – длительное время (минимум два года), в идеале – дружба на всю жизнь.

"Отказываем тем, кто в ближайшие годы планирует переезд или длительную командировку, обучение за границей. Есть кандидаты, которым психологи дают рекомендации по проработке собственной травмы. Дело в том, что в общении с подростком возможны кризисы, которые могут сработать триггером, и наставнику будет тяжело справиться. После этого, если у человека останется желание, он может вернуться в проект", – комментирует Асель Шайдикешова. 

Между тем львиная доля кандидатов отказывается самостоятельно: "В аналогичных проектах в других странах под роль наставника подходит около 5% населения. У нас так же из ста полученных анкет на роль наставника выбирают около пяти человек. В процессе обучения люди могут передумать, и это тоже нормально. Но после знакомства с ребёнком обратного пути быть не может". Наставники – обычные люди старше указанного возраста, которые приходят в проект по разным причинам, но с одной целью: чтобы общаться с ребёнком, дружить с ним, проводить время, уделять внимание и становиться для него примером, готовить его к жизни вне детского дома, помочь адаптироваться в социуме и дать незаменимые в жизни навыки. 

"Наставник показывает подростку, что дружить и доверять – это не страшно, а классно, – говорит Асель Шайдикешова. – Наставник – это старший друг, и границы и уровень взаимоотношений должны быть такими, чтобы не создавать ложных или некорректных ожиданий у ребёнка. Это мы закрепляем в процессе обучения".

Дело в том, что детям, которые остались без попечения родителей, не хватает самостоятельности, элементарных бытовых навыков, уверенности в собственных силах и мотивации жить самостоятельно. По данным независимых исследований, половина сирот после детского дома рискуют попасть в криминальную среду, 10% заканчивают жизнь самоубийством в течение первого года жизни в "большом" мире. У детей отмечаются утрата базового доверия к миру, слабые социальные навыки, отсутствие персонального внимания и значимого взрослого рядом, отсутствие чётких ролевых моделей (мама, папа) и слабая мотивация, а также утрата границ собственного "я" и отсутствие понимания собственных желаний.

"Наставник – это неравнодушный взрослый человек, который хочет и может посвящать ребёнку из детского дома своё время, знания, силы, становится для него значимой и близкой личностью в жизни", – отмечает координатор проекта. 

При этом важно учитывать, что наставник – это друг, а не спонсор. "В проекте есть правило: нельзя дарить детям дорогостоящие подарки или давать деньги на карманные расходы. Наставник может сделать символический подарок два раза в год – на Новый год и день рождения. В остальное время это не приветствуется", – уточняет Асель Шайдикешова. 

В итоге дети-участники приобретают навыки самостоятельной жизни: готовят, планируют бюджет, выбирают учебные заведения для поступления, ориентируются по городу, решают конфликты конструктивным путём, учатся планировать свои действия, у них повышается уверенность в своих силах, исчезают коммуникативные барьеры. 


История Зады и Анель*

"Про проект я узнала в 2021 году, но мне на тот момент было 24 года, я не проходила по возрастной границе. С другой стороны, около года было время подумать, морально подготовиться к такому ответственному шагу – взаимодействовать с ребёнком, который находится в сложной ситуации. Решилась и прошла обучение", – рассказывает наставник Зада.

Фото из личного архива героев

Со своей подопечной она знакома с конца января 2023 года. "Это не так долго, но могу сказать, что мы очень сблизились. Помню момент знакомства: было три наставника и три девочки. Я сразу почувствовала, кто мой друг. Как оказалось, она тоже. Сейчас все говорят, что мы похожи, даже не внешне – скорее, стилем и образом мысли", – добавляет она. 

Фото из личного архива героев

Конечно, были сложные моменты. Дети, которые оказываются в подобных жизненных ситуациях, склонны не доверять людям. "Она меня проверяла, обижалась, отталкивала и не говорила, что не так, просто замыкалась и молчала. Пришлось сказать, что я никуда не денусь, дала время. Через несколько дней она сама написала, попросила прощения. И после этого кризисного периода мы ещё больше стали близки", – вспоминает Зада. 

Фото из личного архива героев

"Сейчас в основном мы гуляем по разным местам Алматы, много общаемся, переписываемся, созваниваемся, если я не могу с ней провести время. Рассказываю какие-то прикладные вещи: как проехать на транспорте, как оплатить, что такое ипотека и так далее. Заметила, что и она сама проявляет инициативу, спрашивает, раскрывается – и это большая победа наставника. Это пришло не сразу, после той самой проверки, когда возник уровень доверия", – рассказала наставница.


История Ерканата и Лёши*

"Мы с супругой очень часто участвуем в разных социальных инициативах. Но всегда были разовые мероприятия на короткий срок, а хотелось сделать что-то глобальное. На запрос пришёл ответ – этот проект. Думал, обсуждал с супругой, у нас как раз родилась двойня. Она меня поддержала. Было время подумать: пандемия, детские дома на карантине, моя работа в Туркестане. Так сложилось, что когда вернулся в Алматы, и произошло наше знакомство. Я сейчас понимаю, что всё сложилось так, как должно было", – уверен Ерканат.

Фото из личного архива героев

До знакомства он ни разу не видел своего подопечного, но представлял себе, как он выглядит. Волновался. "Но это волнение было классным. Помню момент знакомства: щупленький, маленький пацан, с которым мы около 40 минут гуляли, общались. Он вполне адекватно всегда воспринимает ситуацию. Ему было 16 лет на тот момент, но мышление уже взрослое, зрелое. Это поразило", – говорит наставник. 

Фото из личного архива героев

"Что интересно, у нас не было какого-то переходного периода, со сложностями, ссорами или противоречиями. С его стороны, конечно, не всегда было открытое общение, но я стараюсь быть всегда открытым и быть примером. Мы учимся друг у друга. Мне нравится, что некоторые моменты он воспринимает спокойно, без эмоциональных взрывов, ведёт себя так осознанно и ответственно, как не всякий взрослый мог бы", – добавил Ерканат. 

Фото из личного архива героев

Лёше сейчас 18 лет. "С моей точки зрения, он себя часто недооценивает: вроде вдохновляется идеями, но как будто в последний момент начинает бояться, что-то его останавливает. Но настаивать я не могу", – сожалеет наставник. 

Фото из личного архива героев

Ерканат и Лёша общаются больше трёх лет. "Время пролетело как один миг, но как будто всегда так было. Нет ощущения, что я узнал его только три года назад. Он всегда был, и я всегда его знал. Это очень близкий человек. У меня так было и с супругой. Некоторые люди появляются и интегрируются в жизнь, как недостающий пазл. Была большая потребность приносить пользу, сделать что-то доброе. Это не было чем-то сложным, довольно органично вписалось в мою жизнь. Конечно, для окружающих это может выглядеть как подвиг, но у меня другое представление. Я понимал важность и пользу этого. И это было важнее, чем какие-то сложности. Видимо, из-за этого ощущения их как таковых и не было", – делает вывод наставник. 

Фото из личного архива героев

Помимо индивидуального наставничества есть корпоративное – когда в качестве наставников выступают компании (юридические лица). Цель этого направления – дать ребёнку навыки и знания, которые помогут в планировании карьеры в разных формах: от экскурсии на производство до стажировки и оплачиваемой практики. Ещё одно направление наставничества – образовательные курсы: оплата услуг репетиторов, чтобы восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к экзаменам, ЕНТ, поступить в вузы и колледжи, получить образование и увеличить шансы детей на социализацию.

"Проекту не так много лет, и пока сложно сказать, станут ли дети сами наставниками. Но дети-участники проекта рассказывают свои истории, благодарят, им даже не обязательно говорить об этом вслух, но эмоциональная отдача ощущается. Дети меняются и раскрываются, меняют самих себя и наставников в лучшую сторону", – говорит Асель Шайдикешова. 

Сейчас 265 ребят имеют своего наставника, а выпускники до сих пор поддерживают связь со своими старшими друзьями. Но есть и те, кто в режиме ожидания и ждёт того самого лучшего друга на всю жизнь. 

Для того чтобы принять участие в программе "Наставники"/"Тәлімгерлер", необходимо заполнить заявку.
За дополнительной информацией можно обратиться на сайт программы или в социальные сети в Instagram, Facebook или Telegram.

*Имена детей изменены.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров