Достоин ли Фурманов скромного памятника в центре Алматы

Фото Андрея Михайлова
Фото Андрея Михайлова

Между прочим, это один из немногих авторов, посвятивших целый роман если не самому городу, то важным событиям нашей городской истории.

Вослед за давно ожидавшемся переименованием проспекта Фурманова в Алматы с глаз подальше убрали и памятник пламенному комиссару, чьё имя улица носила ранее.

Конечно, мало кто сомневался, что он надолго перестоит своё имя и не отправится на кладбище истории в микрорайоны. Однако не поторопились ли в этом случае? Ведь, в отличие от прочих ссыльно-перемещённых, фрагментарно мелькавших, а то и вовсе не бывавших в нашем городе (за исключением, пожалуй, верненского гимназиста Михаила Фрунзе), Дмитрий Фурманов имеет к нам самое непосредственное отношение.



Именно Фурманов относится к тем немногим авторам, посвятившим целый роман, если не самому городу, то важным событиям городской истории, свидетелем и самым непосредственным участником которых ему довелось побывать лично. Можно уверенно сказать, что его "Мятеж" был первой книгой, благодаря которой читающая страна и узнала про город Верный, притаившийся на далёкой окраине страны у самой китайской границы.

"Мятеж" был написан Фурмановым сразу после "Чапаева" (события которого, кстати, также напрямую завязывались на территории Казахстана), в 1925 году. В 1927-м появилась и одноименная пьеса. А в 1930-м вышел перевод на казахский язык.

Но для жителей нашего города гораздо любопытнее, что произведение Фурманова впервые засветило Верный-Алма-Ату (да, наверное и весь Казахстан) ещё и в игровом кинематографе. Остросюжетно-классовый блокбастер "Мятеж" по культовой комиссарской повести сняли в 1928 году. Снимали его, правда, ленинградские кинематографисты с кинофабрики "Совкино" (автор сценария М. Блейман, режиссёр С. Тимошенко) – своего кинопроизводства в республике ещё не было.

События, положенные в основу романа "Мятеж" – настоящий военный мятеж в городе Верном, случившийся летом 1920 года. Уставшие от бессмысленных перипетий Гражданской войны, верненские части не захотели продолжать классовые бои и отправляться на "борьбу с басмачеством" в Фергану. Вопреки сложившемуся мнению, Фурманов не был специально направлен в Семиречье для подавления волнений – он появился тут несколькими месяцами ранее в качестве представителя главкома Фрунзе и уполномоченного Реввоенсовета Туркфронта. Так что Верненский мятеж разгорелся уже при нём.

"Мятеж" – роман, но художественно-документальный по форме и идеологический по содержанию. А оттого – заведомо однобокий. Наверное, потому у искушённого современного читателя всё время возникает фоновый вопрос о том, чего в романе нет. Что Фурманов решил не рассказывать, дабы не нарушать цельности повествования и героизации главного персонажа (себя, сиречь)? Мы-то сегодня знаем, что Гражданская война не протекала по бескровным сценариям, и уровень ожесточения к её финалу достиг апогея.

Хотя надо отдать должное автору, который пытался копать чуть глубже, чем это необходимо для "правильного" освещения событий (или – делал вид.) Однако "красная нить" повествования – это всё же победа красного комиссара над тёмной контрреволюционной массой. При этом кульминация романа – когда герой один выходит супротив всех и пламенностью речей умудряется совладать с тысячей враждебно настроенных оппонентов – завораживает читателя. Быть может, это одно из наиболее талантливых раскрытий темы "толпы и личности" в русской литературе.

Жалко, что роман Фурманова о событиях в Верном практически не содержит никаких сведений о самом городе (в отличие от произведений Домбровского или Снегина). Хотя вступление и настраивает на определённое предвкушение.

"Мы катим по шоссе. Нервничаем. Ожидаем, как он покажется, Верный. И где-то вдруг вдалеке мелькнули куполы и кресты, потом стали видны окраины города, вырисовывались отдельные домики… Ну, здравствуй, Верный! Здравствуй, пока чужой, таинственный город, о котором мы так много слышали и которого совсем не знаем. Как ты встретишь нас? Как мы станем работать? Ты – центр огромной области".

И это, собственно, всё, что может заинтересовать в "Мятеже" городского патриота и краеведа (ну – здравствуй, Фурманов!)

Впрочем, есть ещё одна любопытная страница, посвящённая одной из поездок комиссара в Медео. "Походу выходного дня".

" Ребята, в горы! – предлагает кто-то. – Отдохнём, освежимся, а утром, чуть свет, опять на работу.

Предложение воспринимается с восторгом".

В своих дневниках Фурманов вспоминает больше: "Ехали чудесной дорогой, той самою дорогой, которою несколько раз езжали и потом – на Медео. Был второй день пасхи. Даже у нас настроение было самое праздничное, "цапнули" толику сущую… А Медео – какая это чудесная местность!"

И здесь, кстати, к месту будет вспомнить, что именно Фурманову пришла в голову идея об организации правильного отдыха горожан в окрестностях города.


Фото Андрея Михайлова


Так достоин ли скромного городского памятника персонаж, который:

  • Написал роман о событиях в городе (первый в истории!)
  • Поспособствовал созданию художественного фильма о городе (первого в истории!)
  • Начал развивать то, развитием чего занимаются сегодня все, кому не лень – туризм в окрестностях города (одним из первых в истории!)

Достоин ли?

Интересно было бы спросить про то горожан. Впрочем, кому это интересно – их спрашивать?

Поделиться:

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

 Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Читайте также