В июне 2013 года весь Казахстан облетела сногсшибательная новость: специально для Алматы в Германии приобретены бывшие в употреблении трамваи, которые должны сменить находящиеся в эксплуатации старые, образца 70-80-х годов прошлого века. Сообщалось, что из 17 закупленных относительно новых вагонов 10 будут обслуживать маршрут №4, а 7 – маршрут №6. При этом, словно бы оправдываясь, начальник алматинского трамвайного депо Абдилбек Мухамеджанов, пояснял журналистам, что адаптированные к местной колее чешские трамваи из Германии дешевле и лучше их российских аналогов: "Мы бывшие в употреблении вагоны там с 1999 года покупаем. Они удобнее. Мы их покупали, адаптировали и все проблемы, характерные для российских вагонов, решили".

Практически даром

Надо заметить, что новость эта несколько контрастировала с планами городского акимата, годом ранее пообещавшего населению Алматы запустить первую линию бесшумного легкорельсового трамвая (ЛРТ) к началу 2014 года. Соответственно, автор этих строк задал вопрос тогдашнему акиму Алматы Ахметжану Есимову по поводу некоторой странности приобретения для городских нужд подержанных вагонов, выпущенных чешским заводом "Татра" специально для Германии. 

Вскоре один из помощников градоначальника во время личной встречи пояснил, что, во-первых, трамваи эти никто долго эксплуатировать не собирается, потому и решено было не покупать новый подвижной состав, а во-вторых, для городского бюджета они обошлись практически даром. При этом он подчеркнул, что точной суммой сделки не владеет.

Этот ответ от имени акима тогда показался вполне удовлетворительным. Тем более что чешские трамваи модели KT4D до сих пор можно увидеть в некоторых городах Германии. Например, в Потсдаме.

По заказу правительства ГДР

По-новому взглянуть на уже почти подзабытую тему заставили сразу две аварии с участием купленных в Германии чешских трамваев, которые одна за другой в течение месяца произошли в Алматы.

Так вот, заглянув на специализированные сайты чешских и германских любителей транспорта на электрической тяге (оказывается таковые есть в Интернете), удалось узнать достаточно интересные факты, о которых ранее никто не сообщал. Например, выяснилось, что все 17 вагонов модели KT4D-t mod, которые в 2013 году поступили в Алматы, были выпущены заводом "ЧКД Прага - Смихов" накануне своего закрытия в 1995 году, по заказу ещё правительства ГДР специально для обслуживания трамвайных маршрутов Восточного Берлина. В соответствии с существующими в столице Германии правилами, эксплуатируют трамваи в течение 15 лет, после чего они подлежат списанию и последующей продаже по остаточной цене. В 2010 году так произошло и с сотней чешских трамваев "Татра", 75 из которых тут же выкупил для своих нужд польский город Щецин.


Устроивший крупное ДТП на алматинской улице имени Макатаева трамвай, в Берлине выглядел совсем иначе

Фото Wolfgang Wellige с сайта berlin-strada.de
Трамвай, устроивший крупное ДТП на алматинской улице имени Макатаева, в Берлине выглядел совсем иначе

Болгары отказались

Судя по информации с болгарского ресурса GT Sofia, ещё в 2012 году заглядывались на берлинские трамваи чешского производства и власти столицы Болгарии. Их вовремя остановили местные специалисты, которые, несмотря на внешнюю привлекательность трамваев из Берлина, указали на сложность технического обслуживания вагонов модели KT4D-t mod, имеющих проблемы с подолами тележек, пневматическими механизмами, а также с усталостью тормозной системы. "Чтобы обеспечить нормальное функционирование этого трамвая на линии, ему требуется ежедневный уход", – в частности отмечал на форуме ресурса один из софийских специалистов по имени Иво.

Созданный для Берлина трамвай модели KT4D-t mod имеет целый ряд серьёзных недостатков

Очевидные проблемы

Указывали на имеющиеся проблемы у чешских трамваев и на специализированных немецких форумах. В частности на одном из них при обсуждении недостатков и преимуществ специально созданной для Берлина модели трамвая KT4D-t mod один из пользователей под ником Ex-Dresdner заметил, что если столице Германии этот вагон ещё как-то подходил, то при эксплуатации в небольших городах его ожидают проблемы. "Для этой модели характерен высокий уровень потребления энергии во время спуска вместе с большой восприимчивостью работы ускорителя из-за частого его включения и выключения. Сложность ещё в том, что акселератор не подлежит модернизации. Его проще выбросить в корзину", – отметил в своём комментарии бывший житель города Дрезден.

Сколько стоит списанный трамвай

В свою очередь, другой пользователь немецкого форума Bahninfo под именем Weißer Bim поделился со своими коллегами информацией, согласно которой в 2010 году польский город Щецин купил списанные в Берлине чешские трамваи модели KT4D-t mod по цене в 120 000 евро каждый. Оставшиеся же на хранении в компании BVG (Berliner Verkehrsbetriebe – Берлинская транспортная корпорация) вагоны оказались в намного худшем состоянии, заметил Weißer Bim, и при этом должны были быть проданы не меньше, чем по 100 000 евро за единицу. Соответственно получается, что южная столица Казахстана на приобретение 17 списанных в Берлине трамваев чешского производства потратила 1,7 млн евро (333,67 млн тенге по курсу мая-июня 2013 года). Учитывая, что китайские автобусы Yutong-Kazakhstan для муниципального автопарка обошлись в 176 тысяч долларов за единицу, хоть и с натяжкой, но можно согласиться, что трамваи достались Алматы "практически даром". Если бы не одно "но".


Не прошло и года, как громко презентованные трамваи начали выходить из строя

Фото Mirvadze с сайта transphoto.ru/
Не прошло и года, как громко презентованные трамваи начали выходить из строя

Было 17, стало 13

Дело в том, что за состоянием алматинского трамвайного парка уже много лет наблюдает некая группа энтузиастов, старательно отслеживая и сохраняя в виде фотографий для истории города все происходящие изменения в сфере общественного транспорта. Благодаря их деятельности и стало известно, что не прошло и года, как громко презентованные трамваи начали выходить из строя. Первым, меньше чем через год эксплуатации, на запчасти стали разбирать вагон с бортовым номером 1010. Не дотянул до 2 лет работы на алматинских маршрутах и трамвай с номером 1007, которого, видимо, тоже ждёт участь пойти на запчасти. Если же учесть, что в результате громких ДТП, происшедших из-за неисправностей трамваев, потеряны вагоны с бортовыми номерами 1002 и 1014, получается, что в Алматы в "живых" осталось только 13 KT4D-t mod из Берлина. В этой связи всего один вопрос: знали ли ответственные за развитие электротранспорта алматинские чиновники о существующих проблемах списанных в столице Германии трамваев? Тем более что всем известна истина: изрядно подержанная техника надёжной быть не может, даже если она эксплуатировалась в странах Европы.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter