В Алматы проходит региональный семинар Green Airports с участием лидеров гражданской авиации из стран Европы и Центральной Азии. Столь масштабное мероприятие в Казахстане проводят впервые. На протяжении трёх дней именитые эксперты в области авиации обмениваются опытом, обсуждают сложившуюся в гражданской авиации ситуацию и строят планы.
Что ждёт казахстанскую авиацию в ближайшие годы и есть ли у страны возможность следовать мировым трендам, разбирались корреспонденты Informburo.kz.
Курс на экологичность
Главной темой семинара стало экологичное развитие аэропортов. Переход на биотопливо (SAF) и, как следствие, снижение уровня выбросов углекислого газа – ведущий мировой тренд в области гражданской авиации, следовать которому стремится и Казахстан.
Из чего состоит экологичное авиатопливо SAF?
Sustainable Aviation Fuel (SAF) производят не из нефти, а на основе различных возобновляемых ресурсов. Разработано несколько технологий, которые позволяют получить топливо из следующих материалов:
- растительных масел и животных жиров (HEFA);
- биомассы, отходов и синтетических газов (FT);
- спиртов, таких как этанол и бутанол (ATJ);
- водорода и углекислого газа с использованием возобновляемой энергии (PtL).
Использование экологичного топлива позволяет совершать полёты с минимальным углеродным следом.
Речи о полной замене авиакеросина на биотопливо не идёт. Пока SAF намерены использовать в качестве добавки к авиакеросину Jet A-1, постепенно увеличивая его долю. По словам вице-министра транспорта РК Талгата Ластаева, Казахстан нацелен не только на применение SAF, но и на производство инновационного топлива.
"Европейский союз утверждает, что в течение нескольких лет применение SAF станет обязательным. Допустим, с 2028 года для полётов в ЕС авиакомпания должна будет использовать определённую долю экологичного топлива. И эта доля будет увеличиваться с каждым годом. Мы планируем выпускать такое топливо в Казахстане. У нас идеальные условия", – утверждает вице-министр.
В июле 2024 года национальная компания "КазМунайГаз" подписала меморандум о сотрудничестве с американским разработчиком LanzaJet и теперь готовится к производству биотоплива ATJ (из спиртов) по американской технологии.
При этом переход КМГ на производство авиакеросина Jet A-1, который необходим для применения SAF, всё ещё не состоялся. Большинство самолётов заправляют керосином ТС-1, получаемым путём прямой перегонки нефти. А в алматинском аэропорту, который уже способен работать с Jet A-1, топливо планируют импортировать. Как подчеркнул вице-министр, страна находится в процессе перехода к более экологичным технологиям.
Пилотирование дронов
По мнению ректора единственной в стране Академии гражданской авиации Бекена Сейдахметова, сложностей с переходом на экологичное топливо у казахстанских перевозчиков не будет. А вот что действительно может стать проблемой, так это нехватка кадров в отрасли.
"Мы выяснили, что отрасли требуется примерно 1600 специалистов. А мы выпустили в этом году всего 670 человек. И этот дефицит просматривается в перспективе. Нам не хватает работников среднего звена, которых можно подготовить в колледже. Поэтому сегодня мы с министерствами транспорта и просвещения обсуждаем создание авиационных колледжей. В этом заинтересованы и администрация, и местные власти. Недавно я был в ВКО и встречался с акимом области, он эту идею поддержал. Также рассматриваем строительство в Шымкенте, в чём заинтересована компания Scat, которая там базируется", – рассказал ректор академии.
Бекен Сейдахметов считает, что в стране нужно построить 3–4 авиационных колледжа, которые будут располагаться в разных регионах. Параллельно необходимо улучшать материально-техническую базу существующей академии, чтобы успевать за инновациями и продолжать готовить высокопрофессиональные кадры.
К примеру, в 2024 году в академии открылась новая образовательная программа по управлению беспилотниками. Через несколько лет в стране появятся собственные сертифицированные пилоты по управлению дронами, вес которых превышает 25 кг. Такие устройства используют вместо вертолётов в мировом сельском хозяйстве, что кратно сокращает эксплуатационные расходы.
Цены и инвестиции
Для реализации концепции "Зелёный аэропорт" нужно не только увеличить потребление биотоплива, но и модернизировать наземную инфраструктуру: обновить технику, усовершенствовать дренажную систему, обеспечить рациональное использование водных ресурсов и энергии. Но реализация столь амбициозных планов требует больших вложений.
Самым модернизированным в Казахстане эксперты назвали Международный аэропорт Алматы. В воздушной гавани открыли новый терминал, а старый находится в процессе реновации. Президент аэропорта Гокер Косе заявил, что в ближайшее время только на реконструкцию левой взлётно-посадочной полосы направят по меньшей мере 100 млн долларов.
"Зданию старого терминала больше 30 лет, и мы имеем дело с площадью 26 000 кв. м. К октябрю 2025 года мы планируем завершить работу и привести терминал для внутренних рейсов в соответствие с международными стандартами. Также на территории аэропорта есть бомбоубежище, на содержание которого многие годы вообще не выделяли средств. Его мы тоже приведём в порядок. Это длительный, затратный и вариативный процесс, поэтому сейчас назвать точную сумму инвестиций я не могу", – объяснил глава аэропорта.
Гокер Косе подчеркнул, что компании холдинга TAV Airports, который приобрёл алматинский аэропорт, обслуживают 95 млн пассажиров в год, 11 млн из которых летают через алматинскую авиагавань. Поэтому компания рассматривает Алматы в качестве ключевой локации.
Более того, Гокер Косе сообщил о планах по приобретению других аэропортов Казахстана, но не сказал точно, о каких из них идёт речь. Представитель международного холдинга отозвался о планах так: "Мы планируем, но не всё зависит от нас".
Читайте также:
- Привести аэропорт Алматы в идеальное состояние пообещали в течение максимум четырёх лет
- Казахстанцы смогут возвращать любые авиабилеты – законопроект
- Летать и ездить с цифровыми документами. Что изменится в Казахстане в ноябре 2024 года
-
1🥊Где смотреть прямой эфир боя Шавката Рахмонова на турнире UFC 310
- 4864
- 5
- 11
-
2‼️ Ставки по депозитам изменились в Казахстане в декабре
- 3431
- 0
- 14
-
3🇰🇿🔝Казахстан вошёл в число 50 самых процветающих стран
- 2322
- 18
- 127
-
4🌡Прогноз погоды на 7 декабря: низовая метель и гололёд ожидаются на большей части территории страны
- 2605
- 0
- 5
-
5🛣 На трассе Караганда – Балхаш, где проходила реконструкция, открыли движение
- 2107
- 3
- 17
-
6🆕 Скандал в благородном семействе. Jaguar сменил имидж и показал новый концепт
- 2299
- 0
- 8
-
7👧🏻👦🏻 В детских садах Астаны не планируют повышать оплату в 2025 году
- 2282
- 3
- 12
-
8↘️ 💰 Курс доллара снизился на 9 тенге на бирже перед выходными
- 2208
- 2
- 16
-
9❓ Почему дети умышленно калечат себя и что это за расстройство психики?
- 2331
- 3
- 23
-
10❄️ Снег и ночные морозы до -28 градусов ожидаются на выходных в Казахстане
- 2277
- 1
- 13