Должно ли государство быть монополистом в сфере образования? Заменят ли новые технологии работников на предприятиях? С какого возраста детей нужно обучать рабочим навыкам? Развитие рынка труда остаётся одной из важнейших тем в экономике, и этому даже был посвящён последний "Отчёт о мировом развитии" Всемирного банка. Вопросы, связанные с человеческим капиталом, сейчас обсуждают по всему миру и правительства, и бизнес.

Казахстан не остаётся в стороне от этого тренда. На форуме "Будущее рынка труда: новые возможности" в Астане акцент был сделан как раз на развитии человеческого капитала и том, как государство и бизнес могут вместе построить новую систему образования, которая бы стала ответом на вызовы Четвёртой промышленной революции. Журналист Informburo.kz также побывал на форуме и записал основные тезисы выступлений участников этого процесса.

"Партнёрство с бизнесом даст импульс развитию человеческого капитала"


Фото с сайта primeminister.kz

Первым на пленарном заседании форума выступил премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев. Глава кабинета министров страны напомнил собравшимся, что сейчас мир переживает "глубокие технологические, экономические и социальные изменения".

Казахстан строит открытое общество и открытую экономику. И страна на этом пути сталкивается с новыми глобальными трендами и вызовами. Среди них:

  • Развитие цифровизации и технологий меняет структуру рабочих мест. По оценкам экспертов, около 140 млн рабочих мест могут исчезнуть до 2025 года, в то же время около 3 млрд рабочих мест станут более сложными.
  • Технологии и инновации ведут к появлению новых профессий и новых отраслей, а значит созданию новых рабочих мест. По прогнозам, около 350 млн рабочих мест на мировом рынке труда будут представлены новыми профессиями, которые появятся на стыке традиционных отраслей и инноваций.
  • Глобализация и технологический прогресс ведут к развитию гиг-экономики. Увеличивается количество фрилансеров, расширяются форматы частичной или гибкой занятости, совместной работы, работы из дома. Повышается инклюзивность рабочей силы, растёт экономическая активность женщин и лиц с ограниченными возможностями.

В ближайшие семь лет, по словам Бакытжана Сагинтаева, ожидается выход на национальный рынок труда около 2 млн выпускников колледжей и университетов. Их нужно обеспечить качественными рабочими местами.

Чтобы этого добиться, Правительство планирует к 2025-му создать около миллиона рабочих мест. Уже внедрена национальная система прогнозирования трудовых ресурсов, а для обеспечения занятости ввели механизмы управления перетоками трудовых ресурсов, которые высвобождаются из-за технологической модернизации. Также Правительство занимается программой развития предпринимательства, по которой мерами содействия занятости с 2017 года охватили более миллиона человек.

Есть движение в этом направлении и со стороны бизнеса, который всё больше инвестирует в переобучение кадров. Например, на базе компании "Полиметалл" создан обучающий Центр горных информационных технологий, где казахстанские и зарубежные специалисты проходят онлайн-обучение. В западном Казахстане нефтяными компаниями успешно созданы и работают учебные центры по подготовке кадров.

Бакытжан Сагинтаев сообщил о запуске совместной "Дорожной карты" партнёрства по развитию профессионально-технического образования. Вместе с предприятиями "КНАУФ", ERG, CLAAS, "АрселорМиттал", "Полиметалл" и "Русал" в каждом регионе страны на базе колледжей появятся центры компетенций в строительной, горно-металлургической, аграрной и других отраслях.

"Такое партнёрство с бизнесом даст импульс развитию человеческого капитала в условиях технологической модернизации и повысит гибкость рынка труда. Мы призываем всех инвесторов и работодателей включаться в эту работу", – подытожил премьер-министр Казахстана.

"Меняются технологии, и они меняют то, как работают люди"


Фото Казахстанского Пресс-клуба

Директор по глобальным образовательным практикам Всемирного Банка Кейко Миуа также обратила внимание, что благодаря автоматизации большая часть занятости в традиционных секторах может исчезнуть.

Однако инновации позволят создать взамен новые рабочие места. В целом их количество может увеличиться, но они потребуют от работников "более сильных социальных и эмоциональных навыков".

Изменения происходят и в развитии бизнеса. К примеру, "платформенная компания" Taobao появилась в 2003 году, но на ней уже работают 9 млн онлайн-продавцов. В то же время традиционные компании – Walmart в США и IKEA в Швеции – были созданы давно, но их темпы роста гораздо скромнее. Онлайн-площадка для аренды жилья Airbnb работает 10 лет, и сейчас её рыночная доля с точки зрения объёма аренды комнат больше, чем у знаменитых Marriott и Hilton.

"Меняются технологии, и они меняют то, как работают люди. Условия работы носят менее долгосрочный характер: это краткосрочная, неполная занятость, работа на дому, через онлайн-платформы", – отметила Кейко Миуа.

Пока доля работников с такими условиями не превышает 3% от общего числа, но тренд к росту есть. Чтобы приготовиться к этим изменениям, правительствам, по мнению Всемирного Банка, следует сфокусироваться на инвестициях в человеческий капитал, стимулировании обучения на протяжении всей жизни и усилении систем социальной защиты.

"Чтобы генерировать одинаковый уровень дохода, крупным организациям нужно меньше людей"


Фото с сайта kapital.kz

Представитель финансового сектора – председатель правления "Citibank Казахстан" Андрей Курилин считает, что государство должно отходить от финансирования образования к его регулированию. При этом бремя подготовки кадров должно по большей части ложиться на частных работодателей и самих граждан.

"11 лет назад Citigroup имела чистую прибыль около 18 млрд долларов, в прошлом году – около 17 млрд, то есть примерно одинаково. Но 10 лет назад у нас работало 350 тысяч человек, а сейчас – 220 тысяч. Чтобы генерировать примерно одинаковый уровень дохода, крупным организациям нужно значительно меньше людей", – отметил Андрей Курилин.

По словам главы банка, для 70% работников Citi – приход в компанию стал первой работой. Компания нанимает абсолютно "свежих людей". При подборе кадров не отдают предпочтение банкирам, а смотрят на владение языками и способности к математике. Всему остальному учат уже на работе.

По мнению Курилина, государство должно активно уходить от роли спонсора системы образования к роли её регулятора, как это происходит в развитых странах. Тем не менее, государство может внести большой вклад в развитие современного образования.

Первое – это популяризация "цифры". В Соединённых Штатах Америки, по словам спикера, более 40% учебников переведены в цифровой формат. Такие учебники намного доступнее по сравнению с бумажными аналогами.

Второе – государство может облегчить жизнь организаций, которые предлагают онлайн-обучение. Это поможет сделать такие образовательные технологии более востребованными.

"В промышленности всё не так быстро меняется"


Фото с сайта linkedin.com

Другим представителем бизнеса, но уже из промышленности, стал исполнительный директор "Казцинка" Андрей Лазарев. Спикер подчеркнул, что частный бизнес заинтересован в том, чтобы готовить актуальных для себя специалистов.

"В промышленности всё не так быстро меняется. Мы применяем много цифровых технологий, но то, чем мы добываем, перерабатываем и получаем металл – там пока людей не заменить", – отметил Андрей Лазарев.

По его словам, сейчас в "Казцинке" работает около 20 тысяч человек. Доля специалистов с высшим образованием составляет порядка 25% – то есть имеется достаточно много людей на рабочих позициях с высшим образованием. Однако не все из них могут рассчитывать на рост в перспективе: проблема в образовании, которое "неактуально рынку".

В итоге компания решила открыть свой центр обучения, в котором все сотрудники должны проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, идёт сотрудничество с колледжами и университетами по совместным программам обучения, где упор сделан на практику. В процессе преподавания участвуют и действующие инженеры с "Казцинка".

Однако, добавил Лазарев, компания всё же хотела бы, чтобы специалистов рабочих специальностей готовило государство. Потому что в "Казцинке" работают специалисты по производству металла – каждый должен заниматься своим делом.

"В индустриальной экономике было достаточно получить диплом раз и навсегда. Сейчас нужно непрерывное обучение"


Фото из Facebook/@Olesya Dvorak


Эксперт в области образования и профессиональных квалификаций Павел Черных также согласен с мнением, что все рутинные операции в труде будут автоматизированы. В условиях развития искусственного интеллекта – это ближайшие 15 лет.

Чтобы бороться с такими последствиями этого процесса, как технологическая безработица, нужно развивать управление знаниями. По мнению Черных, нужно выстраивать систему управления знаниями на государственном уровне. Это поможет создать спрос на знания у работников и работодателей.

Помимо этого, возникает и эффект "новой занятости". Такое бывает, когда человек официально получает за работу некую оплату, но живёт при этом на большую сумму.

"У него есть некая занятость, которая неизвестна и непонятна государству, но человек – это часть общества, и ему в нём жить. Мы называем это "новая занятость", и она возникает уже не с позиции работы, а с позиции вовлечённости и самореализации", – рассказал Павел Черных.

В таких условиях новые задачи встают перед системой образования, которая, по мнению спикера, является инструментом для управления и формирований знаний. Знания присущи только человеку, а без него они – это просто информация.

"В индустриальной экономике было достаточно получить диплом раз и навсегда. Сейчас знания стремительно развиваются, возникает непрерывное обучение. Есть тезис: "Смена подхода, при котором люди становятся не просто трудовым ресурсом, а движущей силой социально-экономического развития" – это очень важно понимать. Цель состоит в том, чтобы снабдить людей компетенциями, которые решают существующие проблемы, и работать на опережение", – подытожил эксперт.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter