Прямой эфир Новости спорта

Борьба с наркопреступностью: победы и поражения

Фото Олега Спивака
Фото Олега Спивака
Изощрённости наркодилеров, открывающих новые способы сбыта своего смертоносного товара в Алматы, нет предела. В их распоряжении уже имеются собственные сайты, услуги почтовых предприятий и прочие виды дистанционного общения, которые позволяют им минимизировать риски быть схваченными с поличным. О том, как им противостоят оперативники управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Алматы, - в нашем сегодняшнем материале.

По словам начальника УБН, полковника полиции Азамата Садырова, сегодня наркотики в южной столице сбывают в основном  методом "закладок". Это когда товар прячут в укромном месте, а затем координаты его местонахождения сообщаются путём электронной почты, эсэмэс-посланий или звонка с мобильника.

Полковник полиции Азамат Садыров
Фото Жанар Кусановой
Полковник полиции Азамат Садыров

- В конце 2014 года наши оперативники задержали группу наркодилеров, специализирующихся как раз-таки на "закладках". В состав группы входили 7 человек, возглавлял её некий Ернар. Как они действовали? Для начала приобрели навороченный телефон с функцией изменения голоса. Так что абоненту на другом конце провода было непонятно, кто с ним разговаривает - мужчина или женщина. Затем в ходе общения с потенциальным клиентом наркодилер называл номер "Киви-кошелька", на который следовало перечислить деньги за товар. Например, стакан индийской конопли они продавали по 70 тысяч тенге. Далее, как только деньги поступали на счёт, продавец называл место хранения "закладки". К примеру, микрорайон "Айнабулак- 2", дом 142 а, второй подъезд, третий этаж, под подоконником окна в подъезде. Или в таком-то сквере, под таким-то деревом. В конце сентября суд вынес приговор наркоторговцам: они получили в общей сложности 62 года лишения свободы. Их главарь - Ернар - осуждён на 15 лет 8 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества.

- А какие сайты вы "накрыли" за распространение запрещённых препаратов?

- Пока мы выявили один такой сайт. Назывался он "кокс.биз". Через него можно было купить и продать любые виды синтетических наркотиков. Сегодня он заблокирован, его учредитель объявлен в международный розыск.

- Расскажите о самых ярких примерах задержания наркодилеров, которыми гордятся ваши опера.

- Мы редко когда чем-то гордимся в своей работе, потому что пресечение каналов сбыта наркотиков является нашей прямой обязанностью. И мы не разделяем задержания наркокурьеров на простые и сложные. Из последних случаев могу отметить задержание некоего Макса в ночь на 30 июля. Ещё в мае к нам поступила оперативная информация, что этот молодой человек сбывает через Сеть наркотические средства и психотропные вещества: кокаин, ЛСД, метамфетамин и "легалку". Один из наших оперативников решил провести негласную контрольную закупку "дури". Вышел на контакт с Максом и закупил сначала амфетамин, а затем и кокаин по 400 долларов за один грамм. Дилер поверил новому клиенту, и в следующий раз продал ему экстази весом 0,628 грамм по 10 тысяч тенге за одну таблетку. Затем наш опер предложил ему продать экстази оптом, и Макс повёлся на уловку: попался с поличным, когда в открытую, из рук в руки, передавал 6 таблеток. Мы изъяли у него также 2 автомашины, на которых он передвигался по городу для реализации наркотиков. Это "Ауди" и "Лексус". Макс пошёл на сделку с нами и сдал другую наркодилершу - некую Ирину, продававшую 11 таблеток другого психотропного вещества. Мы также задержали её с поличным. А она вывела нас на след своей хорошей знакомой Софьи, гражданки РФ. К сожалению, Софья успела скрыться у себя на Родине. Сейчас решается вопрос об объявлении её в международный розыск.

Анекдот в тему:

Уборщица ночного клуба нашла какую-то таблетку. К утру город сиял чистотой…

Зарубежные контакты

Статус Алматы как финансовой столицы Казахстана имеет и оборотную, тёмную сторону. Международные наркокартели давно уже облюбовали мегаполис как самый крупный и весьма доходный среднеазиатский рынок сбыта "дури". Вот и везут в Алматы со всех стран и континентов разнообразные виды синтетических наркотиков. И что самое ужасное и нелепое - перевозят их открытым способом: обычными бандеролями и посылками. Оказывается, с введением Таможенного союза сотрудники почтовых отделений "Казпочты" иногда не досматривают посылки весом до 2 кг, отправленные из России и Беларуси. В отличие от посылок из дальнего зарубежья, которые они сканируют на предмет обнаружения подозрительных веществ. Вот наркоторговцы и пользовались образовавшейся брешью в досмотре. Оперативники УБН узнали об этом со слов одного задержанного наркокурьера, который неоднократно получал из России бандероли с экстази. Чтобы навести порядок в организациях, занимающихся почтовыми переводами, приказом начальника ДВД от 23 апреля 2015 года была создана межведомственная рабочая группа.

К сожалению, оперативники УБН не располагают на сегодня информацией (а может, просто не хотят делиться ею с informburo.kz) о возможных поставках синтетических каннабиноидов через закрытую дипломатическую почту. А то помнится, как 15 лет тому назад сотрудники ДКНБ задержали в Алматы 90 кг героина, припрятанного в машине с дипномерами - сотрудника посольства одной из среднеазиатских республик. Он решил попробовать себя в новой ипостаси - в роли оптовика-наркодилера, вот и затарился сразу 2 мешками с героином. Но его "бизнес" в Алматы не пошёл благодаря чёткой оперативной комбинации чекистов. Так неужели крупные международные синдикаты не пользуются в наши дни таким проверенным и надёжным средством сбыта наркотиков, как дипломатическая почта? Ведь это так удобно, хотя, наверное, и затратно в плане отчисления комиссионных и прочих бонусов незаконопослушным сотрудникам зарубежных консульств и посольств.

- Азамат Кадырболатович, задерживали ли вы в последнее время наркокурьеров из числа иностранных граждан?

- Задерживали. Это некий Никита, уроженец Иркутской области. Занимался сбытом в Алматы новых синтетических наркотиков в онлайн-режиме. Сложность в раскрытии его преступлений заключалась в том, что все номера его серверов и айпи-адресов находились в Камбодже, Таиланде и Вьетнаме. Это создавало некоторые проблемы, однако мы установили его контакты, просмотрев WhatsApp и телеграммы. В какой-то момент хитрый и осторожный дилер почувствовал слежку. Купил авиабилет до Бангкока, но мы задержали его в аэропорту. Сейчас он в следственном изоляторе.

- Из каких стран в Алматы везут наркотики? И какие этнические организованные преступные группировки специализируются на их сбыте?

- Везут практически со всех частей света. В основном с южных окраин СНГ. Парадокс, но вопреки многочисленным слухам и предположениям, в Алматы сейчас мало завозят наркотики из Афганистана. В этом году мы вообще не видели афганского опия-сырца. Марихуану в Алматы поставляют из Жамбылской и Кызылординской области. Что касается этнического состава наркосиндикатов, то я скажу вам так: сбытом наркотиков растительного происхождения занимаются преимущественно лица азиатской национальности, а вот новыми синтетическими видами наркотиков - лица европейской.

- Насколько крупными оказываются партии изъятых наркотиков?

- Раз на раз не приходится: мы задерживали в этом году партии героина по одному, четыре и пять килограммов. В одном случае героин сбывала целая семья цыган - мать, отец и их 13-летняяя дочь. 25 февраля на рынке "Салем" наши опера задержали некоего Габита с 400 кг марихуаны. Он загрузил "товар" в две автомашины и собирался сбыть его в восточном и северном регионах нашей страны, но был вовремя перехвачен. Подельниками Габита оказались жители посёлков Кордай и Шу Жамбылской области. Их уже приговорили к 12 и 13 годам лишения свободы, с конфискацией имущества. А недавно мы задержали двух наркокурьеров, которые занимались доставкой марихуаны из Тараза.

- Как часто сбытом наркотиков занимаются женщины?

- В 30% случаев. Они знают, что в случае поимки суд наверняка приговорит их к минимальным срокам наказания ввиду наличия у них на иждивении престарелых родителей и несовершеннолетних детей. Поэтому и отваживаются на такой рискованный шаг. А самой крупной наркодилершей, оптовыми партиями реализовывавшей героин в Алматы, считается некая Гюзель - гражданка Узбекистана. Она сейчас на скамье подсудимых.

- Сейчас наркотики провозят в желудках, как раньше?

- Очень редко. Последний раз 4 года тому назад, когда я ещё возглавлял УБН ДВД Алматинской области. Тогда в пригороде Капшагая мы сняли с междугороднего автобусного рейса наркокурьера, в желудке которого находились капсулы с героином весом 200 граммов. Несколько капсул лопнули, и ему стало плохо. Он скончался на месте.

Одна доза героина стоит как минимум 5000 тенге. Стакан конопли - 15 тысяч тенге. Таблетка экстази и ЛСД - 10 тысяч тенге. Спайсы - курительные смеси типа "легалки" - варьируются 1000 до 5000 за пачку. 1 грамм кокаина продают за 400 долларов.

Кропотливая работа

За 7 месяцев текущего года оперативники УБН зарегистрировали 131 факт сбыта наркотиков, 6 фактов нарушения правил обращения с наркотическими средствами, психотропными и ядовитыми веществами, один факт легализации денежных средств, добытых преступным путём, и один факт организации преступной группировки. Несмотря на скромные цифры статистики, работа, тем не менее, была проделана титаническая.

- Азамат Кадырболатович, приходилось ли сотрудникам УБН в этом году задерживать наркодилеров в школах и вузах?

- Слава богу, нет! У нас в управлении есть специальный отдел "Профилактика межведомственной координации", который проводит информационно-разъяснительную работу о вреде употребления наркотиков среди студентов и учащихся старших классов. Поэтому можно считать проделанную ими работу успешной: ни одного факта распространения наркотиков в высших и средних учебных заведениях зафиксировано в текущем году не было.

- Среди задержанных и разыскиваемых наркокурьеров встречались ли действующие или отставные сотрудники силовых ведомств?

- В Алматы - нет. А вот в области - да. Я лично задерживал за сбыт наркотиков военнослужащих из подразделений погранконтроля и экс-полицейских.

- Нужно ли, на ваш взгляд, ужесточать в нашей стране наказание за наркопреступления?

- Думаю, нужно. Несмотря на то что с 2015 года наказание и так ужесточено. До нынешнего года за некоторые виды наркопреступлений, например за "немедицинское потребление наркотических средств в общественном месте", можно было понести лишь административную ответственность. А теперь они отнесены к уголовным проступкам. По статье 297 нового Уголовного кодекса "Сбыт наркотиков" предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества, либо пожизненное лишение свободы. Я считаю, что если речь идёт о наркоторговцах, продающих смертельно опасный товар несовершеннолетним, то им можно сразу давать по 25 лет лишения свободы.

- Реагируют ли сотрудники УБН на публикации СМИ о проблемах с наркоманией?

- В обязательном порядке. Мы тщательно анализируем публикации в СМИ на тему наркопреступности, жалобы, просьбы и заявления, поступающие на блог начальника нашего ДВД. Они иногда дают нам хорошую пищу для размышлений.

По сообщениям зарубежных СМИ

Внимание американских СМИ вызвал новый наркотик - оксиконтин, который долгое время считали обезболивающим средством, эффективным при лечении онкологических заболеваний. Выяснилось, что при увеличении дозы, предписанной для употребления, этот наркотик оказывает на человека воздействие, подобное воздействию героина. Тем, кто подсел на этот новый наркотик, отказаться от него почти невозможно, как и привыкшим к сильнодействующим препаратам. В США зарегистрировано бесчисленное количество преступлений по ограблению аптек и больниц и по подделке рецептов на оксиконтин. Эти таблетки целиком глотают, измельчают, вдыхают, как кокаин, а раствором делают инъекции. Представитель компании-производителя признал, что оксиконтин может быть опасен при передозировке. Но прибыль от продажи этого препарата очень велика, и поэтому его производство будет не только не сокращено, но и увеличено.

Имидж

Мы вынуждены констатировать, что сотрудники УБН чаще других своих коллег (даже чаще ГАИшников) попадают под прицельный огонь критики журналистов и правозащитников. Любят их упрекать в якобы покровительстве крупным наркоторговцам, бездействии и фальсификации фактов (подбрасывании наркотиков неугодным лицам). Как они сами реагируют на такую критику? С этим вопросом мы обратились к начальнику УБН.

- Мы самокритично относимся к себе и своей деятельности, так как прекрасно знаем, что некоторые обвинения в непрофессионализме и коррумпированности в наш адрес находят своё подтверждение. Тем не менее, стараемся честно и добросовестно выполнять  свою работу, что бы там ни говорили злопыхатели и завистники.

- А как вы относитесь к тому, что некоторые ваши "подопечные", осуждённые к длительным срокам, раньше времени оказываются на свободе? Например, дали двум наркодилерам 8 и 10 лет за сбыт "дури", а они оба, спустя 5 лет, оказываются вдруг на свободе...

- Для нас это болезненная тема, поэтому давайте не будем обсуждать её сейчас. Мне бы не хотелось пускаться в философские диспуты на тему справедливости и неотвратимости наказания, и критиковать тех, кто условно-досрочно освобождает наркопреступников из мест лишения с формулировкой "за примерное поведение" и "по состоянию здоровья".

- Я слышала, что у вас в УБН сейчас формируется новый коллектив. Где сейчас находятся прежние сотрудники, и каков стаж работы новичков?

- Сейчас в нашем управлении идёт подбор кадров. Причины, по которым мы расстались с прежними сотрудниками, разные: кто-то из них не прошёл 2 года тому назад внеочередную аттестацию МВД. 18 человек были уволены за неправомочные действия в ночных клубах - против некоторых из них даже были возбуждены уголовные дела. И как только меня назначили в марте 2014 года на должность начальника УБН ДВД Алматы, я стал заниматься кадровым вопросом. Когда я работал в областном ДВД, то средний стаж моих оперов составлял 12 лет. В алматинском городском управлении ДВД стаж новых сотрудников едва превышает год, поэтому с ребятами нужно работать и работать.

- В вашем управлении сегодня 40 человек. Как часто руководство ДВД поощряет их за хорошо выполненную работу? Ведь не всегда их должны хаять и критиковать за допущенные провалы?

- Руководство ДВД часто поощряет наших отличившихся сотрудников: и по случаю праздников, и за успехи в службе. Я же говорил, что у нас сплачивается новая, мощная команда. И пускай большая часть сотрудников считается пока ещё молодыми и малоопытными, тем не менее они показывают отличные результаты в работе.

- А выезжают ли ваши оперативники за рубеж по обмену опытом? Что полезного и ценного они хотели бы внедрить в свою работу?

- Да, выезжают. Например, в Москву, Уфу и Санкт-Петербург. Там институты МВД РФ, в которых предусмотрены курсы повышения квалификации полицейских-наркоборцев. В октябре два наших сотрудника уезжают на переподготовку в Красноярск по приглашению российской Федеральной службы наркоконтроля. Я сам выезжал в Пекин и Урумчи по обмену опытом. И считаю, что нам можно было бы перенять опыт китайских властей по профилактике и борьбе с наркоманией. Как поступают в Поднебесной с наркоманом, только-только подсевшего на иглу или таблетки? У него срезают волос с головы и путём экспресс-анализа определяют: употребляет он "дурь" или нет. Если выясняется, что употребляет, ему дают месячный срок, чтобы он прекратил. Спустя месяц его снова проверяют. И если очередной анализ снова показывает содержание наркотиков в его организме, тогда парня отправляют на 6-месячное принудительное лечение и реабилитацию. Если же по выходу из этого центра он не прекращает употребление, его отправляют уже на год на принудительное лечение. А вот за сбыт наркотиков в КНР предусмотрена смертная казнь.

 Анекдот в тему: 

- А как сотрудники УБН уничтожают изъятую коноплю?
- Очень просто: сжигают её. В закрытом помещении на открытом огне. И следят, чтобы всё догорело без остатка!..

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров