Так произошло с продукцией СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" (входит в группу "БелАЗ-холдинг"). Несколько казахстанских компаний приобрели на этом предприятии специальные железнодорожные вагоны для транспортировки цемента. А чуть более чем через полтора года у всей техники был выявлен брак, который не позволяет её использовать.

По словам генерального директора ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау" Амангельды Кургенова, из-за этого компания несёт большие убытки.

- Восемь месяцев более 400 вагонов  простаивает. Мы не можем их эксплуатировать и несём убытки, - с тревогой рассказывает он.

С серьёзной проблемой столкнулись не только в ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау". Вагоны-хопперы для перевозки цемента приобретали и другие компании: АО "Қазтеміртранс" в количестве 274 единиц, ТОО "Исткомтранс" - 200, ТОО "Транском" - 55, ТОО "Семипалатинская транспортная компания" -  200. Все вагоны 2011, 2012, 2013 годов выпуска. Они были приняты в эксплуатацию АО "НК "Қазақстан темір жолы" и включены в железнодорожное обслуживание крупных цементных предприятий Казахстана.

Поставка вагонов-хопперов осуществлена различными способами. Одни брали в собственность путем 100-процентной оплаты заводу-изготовителю. Другие, как ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау", предпочли лизинг путем 100-процентной оплаты заводу-изготовителю через белорусскую лизинговую компанию ОАО "Промагролизинг".

Те, кто купил за полную стоимость, сразу оплатив весь контракт, оказались у разбитого корыта, поскольку завод отказывается возвращать деньги за бракованную технику. Те, кто взял в лизинг, перестали делать платежи.

- Нами исполнялись все обязательства по лизинговым платежам до 1 марта 2015 года. Сумма выплат превышает $9 млн, что составляет 28% от согласованной общей суммы платежей. Но с 1 марта ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау" прекратило оплату лизинговых платежей в виду наступления форс-мажорных обстоятельств – снятие от эксплуатации предмета лизинга, - сообщил Кургенов.

В ответ ОАО "Промагролизинг" на сегодняшний день подало исковые заявления к ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау" по договорам международного лизинга в Экономический суд города Минск.

Как известно, в настоящее время на железных дорогах колеи 1520 сохраняется профицит вагонов, который постепенно снижается. По прогнозам почётного железнодорожника Нигматжана Исингарина, пройдёт ещё года три, пока выровняется ситуация.

Наряду с профицитом общего парка есть дефицит по отдельным видам вагонов. В этих условиях казахстанские компании купили специальные вагоны для перевозки цемента на СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод". Завод произвёл вагоны в 2012-2013 годах, провёл испытания, сертификацию. На бумаге эти вагоны на момент приобретения были исправны и соответствовали всем документам. На них была гарантия общей эксплуатации 3 года, на отдельные части – 12 лет. Столько они должны  были работать до первого капремонта. Но уже через 1,5 года техника  начала давать сбой. По некоторым данным, всего было выпущено около 5 тысяч вагонов, из которых около 1200 поступили в Казахстан. Все они пришли в неисправность в разных государствах СНГ. Разгорался большой скандал.

Хроники бракованного цементовоза

В феврале 2015 года начался массовый выход из строя вагонов-хопперов модели 19-9862. Все они выпущены в 2012, 2013, 2014 годах заводом СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" Республики Беларусь с клеймом 1284. Вагоны становились причиной неоднократных остановок поездов в пути следования на магистральной сети АО "НК "ҚТЖ", где задержки грузовых составов на перегонах доходили до 30 минут. А учитывая то, что данные вагоны курсировали на двухпутных участках, их использование угрожало безопасности пассажиров при скрещивании составов с пассажирскими поездами.

Каждый случай остановок поездов не оставался без внимания. В ходе расследования и детального осмотра состояния цементовозов выявлены общие для всей партии дефекты, обнаружены неисправности, повторяющиеся на всех цементовозах, изготовленных в Могилёве. Это обрывы, трещины кронштейнов креплений, тормозной арматуры, магистральных труб, изломы кронштейнов, продольные трещины в хребтовых балках, сварных швах по контуру верхних стоек, обвязках торцевых стен кузова.

В связи с этим с 25 февраля по 18 марта 2015 года на железнодорожных станциях были проведены комиссионные осмотры вагонов с участием представителей как хозяина магистральной казахстанской железнодорожной сети АО "НК "Қазақстан темір жолы", так и белорусских машиностроителей и лизинговой компании - ОАО "БелАЗ", СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод", ОАО "Промагролизинг", а также казахстанских операторов вагонов. Специалисты пришли к однозначному заключению: выявленные неисправности носят технологический характер. Из этого следовал вывод о виновности СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод", которое не обеспечило гарантийный срок службы вагонов после их постройки.

В Астане на оперативном совещании под председательством вице-президента АО "НК "ҚТЖ" Бауыржана Урынбасарова были рассмотрены обобщающие материалы по ситуации с поставкой некачественных вагонов СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод". С целью обеспечения безопасности движения было принято жёсткое решение в суточный срок разослать телеграфное указание об остановке эксплуатации могилёвских грузовых вагонов. А их собственникам рекомендовано провести рекламационную работу. Поскольку вагоны не выдержали гарантийного срока эксплуатации, вернуть их заводу-изготовителю. Предполагалось, что они будут либо заменены на новые, либо подвергнуты капитальному ремонту с конструкционными изменениями, и обязательно (!) в условиях завода.

В результате все 1154 вагона, приобрётенные в лизинг не только ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау", но и другими казахстанскими операторскими компаниями, сняты с эксплуатации и до сих пор простаивают.

Ситуация обостряется

В этой ситуации Белорусские машиностроители повели себя весьма странно. Директор СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" С. Перепеча под нажимом неопровержимых фактов признал обоснованность претензий казахстанских партнёров и согласился выполнить работы по усилению конструкции цементовозов. В письме, подписанном им  9 апреля 2015 г. за №694, говорится: "СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" подтверждает обязательства по проведению гарантийного ремонта за счёт завода; подтверждает обязательства по оплате простоев вагонов в соответствии с заключенными договорами". Но он считает, что доработка вагонов должна проводиться в вагоноремонтных депо Казахстана. КТЖ настаивал на заводском ремонте, поскольку речь шла о конструкционных изменениях техники. Поэтому был наложен запрет на проведение ремонта грузовых вагонов ремонтными предприятиями Республики Казахстан.

Завод провёл модернизацию вагонов, о чём проинформировал казахстанских клиентов 23 июня 2015 г. с приложением программы приёмочных испытаний, после проведения доработки вагонов, протокола типовых испытаний и других документов.

Но, как выяснилось, не всё было так благополучно, как на бумаге. При совместном с АО "НК "ҚТЖ" изучении представленных документов было выяснено: СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" представило заключение ФБУ "РС ФЖТ" на вагоны-хопперы, производимые с 2015 года, тогда как на территории Казахстана снята с эксплуатации и простаивает техника в подавляющем большинстве 2012-2013 годов постройки. При этом типовым испытаниям подвергнут ранее не эксплуатированный вагон с заводским номером. Кроме того, СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" не представило решение экспертной группы Комиссии совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожной администрации по результатам рассмотрения извещения об изменении конструкторской документации.

30 июня 2015 года АО "НК "ҚТЖ" направило письмо заместителю председателя дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества В. Зеленкову, в котором указывало на несоблюдение СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" Единого порядка согласования конструкторской документации и Порядка сертификации железнодорожной продукции, а также рассмотрении возможности признания предлагаемых СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" изменений в конструкторскую документацию в качестве усиления конструкции вагонов-хопперов с присвоением кода модернизации.

Это обращение АО "НК "ҚТЖ" рассматривалось на заседании экспертной группы Комиссии совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства, которое прошло 1-2 июля 2015 года в Москве. Эксперты совета по ж/д транспорту признали заводской брак этих вагонов. Участники заседания посчитали, что СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" должно направить всем железнодорожным администрациям обращение об отзыве из эксплуатации вагонов модели 19-9862.

ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау" резонно посчитало, что вагоны, требующие заводского ремонта до истечения гарантийного срока, не могут по прежнему считаться новыми и условия лизинговых договоров подлежат пересмотру. И направило ОАО "Промагролизинг" и СЗАО "Могилёвский вагоностроительный завод" письмо с новыми условиями продолжения сотрудничества.

- Нам говорят – восстановим. Но это уже капитальный ремонт. И мы не можем заново покупать как новую продукцию. Если восстановят, мы готовы рассмотреть как технику после капремонта. По другой цене и на других условиях, - подчеркивают лизингополучатели.

ОАО "Промагролизинг" незамедлительно ответил отказом в принятии вышеуказанных условий.

Тогда ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау" пригрозило прекращением действия заключённых договоров. И уведомило о намерении обратиться в суд с требованием о признании недействительными заключённые договоры, в момент заключения которых ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау" было введено в заблуждение в отношении технических характеристик вагонов.

Что же делать дальше?

Тем временем 27 июля АО НК "ҚТЖ" получило письмо от дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества о решении включить вопросы, поставленные АО НК "ҚТЖ" в повестку дня заседания экспертной группы Комиссии вагонного хозяйства 24-25 августа с дальнейшим рассмотрением на 60-м заседании Комиссии вагонного хозяйства, которое состоится 8-10 сентября.

На август назначены предварительные слушания в суде Минска по иску ОАО "Промагролизинг" к ТОО "ЕвроЦементтрансАтырау" о взыскании лизинговых платежей за …простаивающую неисправную технику.

- Почему мы должны платить, если вагоны неисправны и стоят, даже гарантийный срок не выдержан? - удивляются операторы вагонов.

Интересная ситуация, не правда ли? Отличная от других!

- Удивительно, что происходит она с партнёрами по ЕАЭС. Именно на этом пространстве надо отвечать за качество своей продукции, а не подкладывать коллегам свинью, - уверен Нигматжан Исингарин, в свое время возглавлявший Интеграционный комитет Таможенного союза и работавший заместителем генсека ЕврАзЭС, который лёг в основу создания нового интеграционного объединения Казахстана, России и Беларуси.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter