Прямой эфир Новости спорта

"Белая ворона": новый фильм Рэйфа Файнса претендует на главный приз фестиваля в Токио

Олег Ивенко в роли Рудольфа Нуреева
Олег Ивенко в роли Рудольфа Нуреева
На Токийском кинофестивале состоялась азиатская премьера фильма Рэйфа Файнса "Белая Ворона" о гениальном русском танцовщике Рудольфе Нурееве.

Много классической музыки, балета, шедевров мировой живописи и достопримечательностей Парижа и Санкт-Петербурга, – таким получился новый, третий фильм Рэйфа Файнса "Белая ворона".

Впервые актёр дебютировал в кресле режиссёра восемь лет назад. В 2010 году Файнс снял военную драму "Кориолан" о римском полководце, перенеся пьесу Шекспира с оригинальным текстом в современный мир. В этом фильме он сыграл вместе с Джерардом Батлером и Ванессой Редгрейв. Затем он экранизировал историю о последней любви Чарльза Диккенса в фильме "Невидимая женщина". А теперь взялся за историю о "принце, разбудившем балет", харизматичном танцовщике с взрывным характером – Рудольфе Нурееве, сбежавшем из СССР после гастролей в Париже и попросившем политического убежища на Западе.

Нуреева в детстве дразнили белой вороной, в новом фильме Рэйфа Файнса это детское прозвище приобретает ещё один смысл. Картина "Белая ворона" начинается с объяснения значения этого фразеологизма в русской культуре. Сразу после российская актриса Равшана Куркова, играющая в фильме мать Нуреева, корчится в родовых муках в поезде – появляется на свет Рудольф, её четвёртый ребёнок и первый сын.

Удивительно, но Файнсу удалось с актёрской точностью воспроизвести русский стиль в кино (за исключением, пожалуй, сцены возвращения отца Нуреева с фронта). Если не смотреть на титры и забыть о лёгком акценте Файнса, то можно подумать, что фильм снял русский человек. Этому способствует и множество российских актёров, как на главных ролях, так и в массовке, и знаковые для любого балетомана места в Санкт-Петербурге вроде улицы Росси, где находится балетная школа, в которой учился Рудольф Нуреев, и Эрмитаж, куда, по фильму, Нуреев ходил вдохновляться. Кстати, одно из живописных полотен, на котором фиксирует внимание режиссёр, – это шедевр Рембрандта "Возвращение блудного сына", явно намекающий на тот факт, что сбежав на Запад и став заочно осуждённым, Нуреев стал политическим изгоем. Блудному сыну удалось "вернуться домой" лишь спустя 26 лет после его "прыжка в свободу". И пустили его домой только для того, чтобы он успел попрощаться с умирающей матерью.


На премьере фильма "Белая ворона" в Лондоне

На премьере фильма "Белая ворона" в Лондоне / Фото из Instagram Чулпан Хаматовой


Фильм снят по книге подруги танцовщика Джули Каваны "Рудольф Нуреев: Жизнь" по сценарию Дэвида Хэа, который был дважды номинирован на "Оскар" как сценарист – за фильм "Чтец" с Кейт Уинслетт и Рэйфом Файнсом и "Часы" с Мэрил Стрип, Николь Кидман и Джулианной Мур. Продюсером "Белой вороны" стала Габриэль Тана, которая была номинирована на самую престижную премию в мире за драму "Филомена".

Центром сюжета картины "Белая Ворона" стал переломный момент жизни Нуреева, когда он будучи на гастролях в Париже, узнал, что за дружбу с французскими поклонниками его творчества его снимают с гастролей, и он летит не в Лондон, а в Москву, и просит у французов убежища.

Время от времени в фильме присутствуют флэшбэки, погружающие зрителя в раннее детство Нуриева, когда он только начал танцевать, в юные годы, когда он становится солистом Кировского театра и заводит свои первые отношения с мужчинами и женщинами. Хотя лента снята по книге, в сценарии нет многих подробностей жизни великого артиста, которые тоже придали бы его образу дополнительных красок – например, не рассказывается о его драматичных отношениях с датским танцовщиком Эриком Бруном, о последних годах жизни и смерти от СПИДа.

Рэйф Файнс в очередной раз играет русского на русском – после ролей Онегина (в британском фильме, который, кстати, сняла его сестра Марта Файнс) и Ракитина по повести Тургенева (в картине Веры Глаголевой), он прекрасно говорит на языке своего героя. На этот раз он сыграл преподавателя Нуреева, знаменитого балетного педагога Александра Ивановича Пушкина (среди его знаменитых учеников не только Нуреев, но и Михаил Барышников). Конечно, зная "злодейский потенциал" Файнса, зрители ожидали его увидеть в качестве какого-нибудь кгбшного негодяя Сергеева, который устраивал Нурееву непростую жизнь, но нет, актёр на этот раз выбрал роль поспокойнее. Он не по-русски холоден, сдержан и отрешён – скорее. британский аристократ, нежели преподаватель советского хореографического училища, хотя на это можно и возразить, что люди из мира балета всегда отличались от обычных граждан СССР.

Файнс сказал, что изначально вообще-то не собирался сниматься в своём фильме, ведь "каждый раз ему хочется себя уволить", но ради промоушна картины он решил всё-таки войти в кадр. К тому же, ему пришлось устроить непрерывный тренинг и давать уроки актёрского мастерства своему главному актёру – солисту балета, премьеру Татарского театра им. Мусы Джалиля – Олегу Ивенко. Тому приходилось работать по 12 часов в сутки, чтобы не пропускать ни своих балетных тренировок, ни актёрских репетиций.


Рэйф Файнс и Олег Ивенко на съемках фильма "Белая ворона"

Рэйф Файнс и Олег Ивенко на съемках фильма "Белая ворона"


И хотя видно, что парень старался изо всех сил, Рудольф Нуреев в исполнении Ивенко получился мягким, довольно робким, если не сказать нежным, особенно в первой части – никакого "дикого татарина", амбициозного, самовлюбленного бога танца и порока, только юный, мечтательный и жаждущий славы провинциал, который впервые оказавшись заграницей, купил себе… игрушечный поезд.

– Что ж, наверное, в этом вы правы, – сказал Файнс во время эксклюзивного интервью infprmburo.kz. – Но, с другой стороны, мы ведь не знаем, каким Нуреев был в начале своей карьеры. Возможно, пока он набирался опыта, он как раз и был таким – робким, мечтающим о большой славе мальчиком, который был открыт миру, жаждал знаний, впечатлений и покорения новых территорий".

Режиссёр также пригласил в свой проект и знаменитого украинского танцовщика Сергея Полунина, который был премьером Королевского балета в Лондоне и которого критики не раз называли новым Нуреевым. Полунин у Файнса играет друга Нуреева по общежитию.

Что касается других актёров, то супругу Пушкина Ксению Юргенсон сыграла Чулпан Хаматова, а подругу Нуреева, француженку Клару Сен – актриса Адель Экзаркопулос, которую знают по фильму "Жизнь Адель".

Но особенно хочется отметить маленького актёра, который сыграл Руди, как называют его в фильме в детстве. Именно в этом мальчике, танцующем татарский танец, и есть та самая искра, которая сделала его легендой.

Поскольку времени для вопросов на японских пресс-конференциях мало, а при личной встрече были другие вопросы, узнать, когда будет премьера фильма у нас, не удалось. Но некоторые подробности можно будет узнать в эксклюзивном интервью Рэйфа Файнса, которое мы скоро опубликуем.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров