Прямой эфир Новости спорта

Астана идёт к природному газу почти 60 лет. Почему ни один из проектов не был реализован?

Фото сайта 7region.kz
Фото сайта 7region.kz
Первые разговоры о газификации нынешней столицы велись еще в 1963 году. А за время независимости было разработано как минимум 3 не реализованных проекта.

Газификация столицы целинного края была предусмотрена принятием первого генерального плана ещё в 1963 году. В официальных документах подчёркивалось, что использование сжиженного газа – всего лишь временный выход в связи с жесточайшим дефицитом электроэнергии в растущем городе. Временная мера продлилась на десятилетия, и в итоге в постановлении Совета Министров Казахской ССР от 17 августа 1990 года за номером 332 говорилось о том, что в Целинограде будет и дальше развиваться система газгольдеров, но в перспективе город перейдёт на природный газ. Informburo.kz решил проанализировать, почему за 26 лет независимости ни один из амбициозных проектов по газификации реализовать пока не удалось.

Проект "Запад – Центр – Север"

Маршрут: Тобол – Кокшетау – Астана.

Пожалуй, это самый легендарный проект в газовой истории Казахстана. Ещё в начале 2000-х шло активное обсуждение, что центральные регионы Казахстана, а в перспективе и северные получат голубое топливо именно из магистрального газопровода "Бухара – Урал".

Это проект называли "лежащим на поверхности", ведь всего-то стоило закачать больше газа в МГ "Бухара – Урал" и добить задуманный ещё в конце 80-х годов прошлого века маршрут до Целинограда. От российской компрессорной станции "Карталы" в Казахстан давно ведёт нитка до Тобола и Костаная. Вот от Тобола и было решено вести в столицу природный газ.


Схема проекта "Запад - Центр - Север"

Схема проекта "Запад – Центр – Север" / Фото сайта "Госэкспертиза.kz"


Стоит сказать, что проект неоднократно переписывался по различным причинам, изменялись диаметр трубы, объём закачки и цена вопроса. В итоге на трубу диаметром 700 мм, ведущую 830 км от Тобола до Астаны, компрессорные станции в ключевых точках, согласно документам 2013 года, надо было потратить 187 млрд тенге. По курсу того года размер бюджетных расходов в валюте оценивался в более чем 1,2 млрд долларов, но это без затрат на внутренние газопроводы в городах и районах.

По мнению эксперта Сергея Смирнова, казахстанское Правительство так и не смогло сделать проект окупаемым хотя бы в долгосрочной перспективе, поэтому в итоге и отказалось от реализации.

"Были разработаны технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация, была создана специальная компания "Астана Газ КМГ", – рассказал в интервью Informburo.kz Сергей Смирнов. – Согласно расчётам Министерства экономики и бюджетного планирования, строительство магистрального газопровода было признано дорогостоящим. Стоимость составляла 213 млрд тенге, и на коммерческой основе эта труба была не окупаема. Решение о прекращении реализации было принято на заседании межведомственной комиссии по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей 5 сентября 2014 года".

Если бы всё-таки казахстанское Правительство и решилось бы на реализацию этого газового проекта, то голубое топливо в столице могло появиться уже к началу международной выставки ЭКСПО-2017.

Проект обошелся налогоплательщикам в 5 млрд тенге. Именно столько было затрачено АО "ФНБ "Самрук-Казына" на его разработку.

Лишние затраты представители фонда и нацкомпании "КазМунайГаз" аргументировали это так: "Отказ от строительства газопровода по указанному маршруту был мотивирован прежде всего необходимостью обеспечения энергетической независимости и развития внутреннего производства для покрытия своих собственных потребностей в природном газе".

И на самом деле, как отмечают эксперты, всё дело в том, что реализация проекта потребовала бы от Казахстана заключить невыгодные для республики контракты и пойти на новые SWOP-операции. Газ в МГ "Бухара – Урал" узбекский (при реверсе – российский), но принадлежит российскому "Газпрому". И официальной Астане пришлось бы регулярно ради газа в столице идти на определённые уступки Москве. Непростые переговоры окончательно убедили Правительство в том, что лучше уйти на собственное сырьё и ни от кого не зависеть.

Проект "Алтай+"

Маршрут: неизвестен.

В ноябре 2014 года после событий в Украине и на волне первых антироссийских санкций РФ и КНР предварительно договорились об увеличении поставок российского газа. Вторым маршрутом после газопровода "Силы Сибири" должен был стать газопровод "Алтай". Сам проект "Алтай" из-за своего маршрута получил негативные оценки ЮНЕСКО и многих других международных организаций. Дело всё в том, что его маршрут пролегает через природный парк, а его строительство может вызвать, предположительно, негативные результаты для окружающей среды.


Схема проекта "Алтай" ("Сила Сибири - 2")

Схема проекта "Алтай" ("Сила Сибири - 2") / Фото сайта dos-news.com


Казахстанская сторона, прекрасно зная об этих проблемах северного соседа, предложила альтернативный маршрут в Китай, но проходящий уже по территории Казахстана. Официальная Астана дважды (в 2014 и в 2015 годах) рекомендовала оптимизировать проект "Алтай" в свою пользу: так, чтобы труба проходила через казахстанскую столицу, а на китайскую границу газопровод выходил бы либо в районе Хоргоса, либо в Алашанькоу.

Представители "Газпрома" казахстанские инициативы долгое время комментировали скупо и весьма аккуратно. Участие в газовых отношениях третьей стороны между Москвой и Пекином не входило в планы российского газового гиганта.

"Главная причина в том, что ни Россия, ни Китай не заинтересованы в появлении транзитной страны, "даже такой дружественной как Казахстан". Тем более что у России с Китаем есть общая граница, – уверен эксперт в нефтегазовой отрасли Сергей Смирнов. – К тому же "Газпром", эксплуатируя собственные газопроводы, не будет ни от кого зависеть. За транзит же газа по территории Казахстана ему придётся платить".

То есть российская сторона сделала ровно то же самое, что и казахстанская в истории с использованием узбекского (при реверсе – российского) газа из МГ "Бухара – Урал".

В итоге проект "Алтай", названный позже "Силой Сибири-2", пока далёк от конкретной реализации. Казахстан и Россия снова не смогли договориться.

Проект газопровода "Сарыарка"

Маршрут: Кызылорда – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана.

Новый проект предусматривает максимальную загрузку действующего магистрального газопровода "Бейнеу – Шымкент", внутри которого находится именно казахстанский газ с месторождений за западе республики. То есть вопрос с зависимостью от чужого сырья проект как раз таки снимает.

Второй бесспорный плюс проекта заключается в том, что только благодаря первому этапу реализации проекта с подключением столицы доступ к голубому топливу должны будут получить 1,7 млн человек в 171 населённых пунктах.


Утверждённый маршрут проекта МГ "Сарыарка"

Утверждённый маршрут проекта МГ "Сарыарка" / Фото сайта forbes.kz


Сначала необходимо будет построить газопровод протяжённостью в 1081 км до столицы от Кызылорды. Стоить это будет, по прогнозам, 267,3 млрд тенге. Затем планируют газифицировать Кокшетау. Это потребует строительства ещё одной ветки длиной в 276 км и стоимостью в 48,2 млрд тенге. А на третьем этапе от Кокшетау в Петропавловск необходимо также будет строить газопровод протяжённостью 177 км и ценой в 18,9 млрд тенге. Последний 4-й этап потребует ещё 35,5 млрд тенге на строительство компрессорных станций "Жезказган" и "Темиртау".

В итоге реально осуществить проект газификации северных и центральных регионов обойдётся в 370 млрд тенге и займёт, по расчётам проектировщиков проекта, 9,5 лет. Учитывая, что проект находится на стадии активного поиска инвестора, есть определённые сомнения, что к 2021 году Астана будет полностью обеспечена природным газом. К слову, ориентировочные затраты на создание городской газовой инфраструктуры в казахстанской столице составят ещё 66 млрд тенге.

В итоге получается, что предстоит затратить 436 млрд тенге. Это, конечно, меньше затрат на подготовку к ЭКСПО-2017 в размере 565 млрд тенге, однако здесь не учтены расходы по газификации Кокшетау и Петропавловска. О реальной сумме затрат можно судить и по следующим данным.

В 2015 году в рамках государственного визита Нурсултана Назарбаева в Великобританию был подписан меморандум о взаимопонимании между АО "КазТрансГаз" и британской Independent Power Corporation PLC. Документ оговаривает строительство четырех газотурбинных электрических станций с номинальной мощностью 400 МВт каждая вдоль планируемого магистрального газопровода "Сарыарка". Сам "КазТрансГаз" за счёт привлекаемых инвестиционных средств Independent Power Corporation PLC в размере 3,1 млрд долларов построит магистральный газопровод. При этом все строительно-монтажные работы во время реализации проекта будут выполняться только казахстанскими компаниями.

Сейчас в официальном ответе Министерства энергетики республики значится, что "ведётся работа по определению источника и схемы финансирования". И ни слова про договорённости с британской Independent Power Corporation PLC. В общем, всё в этой истории очень непросто.

К слову, сумма в 3 миллиарда долларов в вопросе газификации Астаны фигурировала давно и, скорее всего, это более или менее реальная сумма предстоящих расходов. Главный вопрос, как Казахстан планирует отдавать заёмные средства инвестору, если заветный кредит на проект будет получен.

Честная цена и реальные сроки

В начале июня 2017 года на отчётной встрече с населением министру Бозумбаеву пришлось ответить на главный потребительский вопрос, связанный с реализацией амбициозного газового проекта: о конечной цене голубого топлива для жителей столицы.

По словам главы профильного ведомства, при газификации столицы природный газ будет обходиться астанчанам по 61 тенге за кубометр. Сжиженный газ, к примеру, сейчас обходится жителям Астаны по 314 тенге за кубометр или по 105 тенге за кубометр в эквиваленте к товарному газу. Стоимость одного кубометра сжиженного природного газа, поставляемого сейчас из России компанией Global Gas Group, составляет 110 тенге. То есть после реализации проекта цены будут более чем приемлемыми.

У многих такие прогнозы вызывают ожидаемый скепсис, связанный в том числе и с тем, что длительный срок реализации всех 4 этапов строительства (порядка 10 лет) и неясность с источником финансирования (скорее всего, речь идёт о крупном иностранном кредите) может привести к ожидаемым последствиям: цена в 61 тенге за куб может существенно измениться в сторону повышения, а сам проект будет стоить не 436 млрд тенге (4 этапа строительства МГ "Сарыарка" плюс предварительная сумма газификации Астаны), а значительно больше. Пессимисты уверяют, что газификация может обойтись казне и потребителю в итоге даже дороже, чем проведение выставки ЭКСПО-2017.

Смущает и тот факт, что, согласно предварительным данным, понадобятся солидные инвестиции по переводу двух действующих ТЭЦ Астаны на газ. Сдаваемую в 2021 году ТЭЦ-3 также необходимо именно сейчас ориентировать на использование голубого топлива. Строится ли объект сразу на газ – официально неизвестно. Также в столице 192 частных и 48 малых коммунальных котельных. Согласно информации Министерства энергетики РК, на перевод котельных и двух действующих в столице ТЭЦ на потребление газа бюджетных затрат не предусмотрено.

Именно поэтому объявление 2021 года в качестве окончательного срока прихода в столицу казахстанского газа с западных месторождений Казахстана выглядит весьма оптимистичным. Ведь по проекту строительство газопровода только до Астаны займёт как минимум 45 месяцев, и пока само строительство далеко от старта.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров