Полёты на учебно-тренировочных самолётах L-39 – это финальная часть практики у курсантов Военного института Сил воздушной обороны. Будущие офицеры казахстанских ВВС прибывают из Актобе в учебный авиационный центр, который в настоящее время располагается в 70 километрах от Алматы, недалеко от посёлка Жетыген. Сдав зачёты и получив соответствующий допуск, они поднимаются в небо с опытными инструкторами. За полётами наблюдал журналист Григорий Беденко.


Фото Григория Беденко

Лётная стажировка у курсантов Военного института Сил воздушной обороны проводится ежегодно, начиная с третьего курса. К моменту выпуска они уже имеют свыше 90 часов налёта.


Фото Григория Беденко

До начала полётов будущие лётчики проходят теорию и осваивают материальную часть учебно-тренировочного двухместного самолёта L-39 "Альбатрос". Лётчики со стажем называют эту простую в эксплуатации и очень надёжную машину "летающей партой".


Фото Григория Беденко

L-39 предназначен для обучения курсантов и лётного состава элементам боевого применения, связанным с перехватом воздушных целей, технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью. Кроме этого, курсанты сдают зачёты по курсу наземной подготовки. Затем они приступают к так называемой вывозной программе – полётам с инструктором.


Фото Григория Беденко

Помимо матчасти (конструктивных особенностей самолёта) будущие офицеры военно-воздушных сил должны изучить документы, регламентирующие лётную работу, инструкции по действию в особых случаях.


Тренировочный полет на L-39 (видео предоставлено пресс-службой СВО ВС РК)



Антон Дайнеко, заместитель командира авиационной эскадрильи, капитан

Антон Дайнеко, заместитель командира авиационной эскадрильи, капитан / Фото Григория Беденко

– Сегодня на аэродроме "Жетыген" проходят учебно-тренировочные полёты с курсантами 4 курса военного института СВО, – рассказывает капитан Антон Дайнеко. – Это войсковая практика, где курсанты осваивают данный тип самолёта. L-39 "Альбатрос" – учебно-тренировочный самолёт, который используется во многих странах мира. Подготовка курсанта состоит из нескольких ступеней. Вначале они проходят теоретическую подготовку на базе военного института Сил воздушной обороны в Актобе. Далее, на третьем курсе, они приходят к нам на войсковую стажировку. Войсковая стажировка также делится на две части: теоретическая и практическая подготовка.


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

– В теоретической части они проходят наземную подготовку, сдают зачёты и получают допуск к полётам на нашем типе – L-39. В дальнейшем они проходят вывозную программу. Это основная программа, в которой мы обучаем курсантов азам техники пилотирования, управления самолётом в воздухе. В дальнейшем они сами начинают управлять самолётом. И пройдя некоторые проверки, они подходят к основной цели, которую мы преследуем в данной войсковой практике – это первый самостоятельный полёт, – поясняет офицер.


Фото Григория Беденко


Лётная практика курсантов (видео предоставлено пресс-службой СВО ВС РК)


По словам Антона Дайнеко, на сегодняшний день пять курсантов 4 курса института СВО уже выполнили первый самостоятельный полёт.

– Мы готовим молодых лётчиков для всех видов военной авиации – истребительной, военно-транспортной и т.д. В следующем году они приедут к нам дополнительно получать допуски, набирать недостающий налёт. После выпуска они распределяются в строевые части, осваивают новые для них типы самолётов. В истребительной авиации сейчас основной тип Су-30СМ, из стоящих на вооружении – МиГ-31, МиГ-29 и Су-27. Военно-транспортная – это С 295.


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

В общей сложности лётную практику в "Жетыгене" проходит 21 курсант. В данный момент проверяют ещё 8 курсантов.

– Курсанту самое главное и необходимое – научиться взлетать, совершать полёт по кругу и совершать безопасную посадку, – рассказывает капитан Дайнеко. – Это является первой ступенью, первым шагом к освоению авиации в целом.


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

– Следующий этап – получение допусков на простой и сложный пилотаж, полёты по маршруту, полёты в облаках, полёты на малой высоте, боевое применение по наземным, по воздушным целям. В таких полётах задача инструктора – доверять курсанту, обучить его, чтобы его действия совпадали с действиями инструктора, чтобы все элементы полёта были безопасными. В первую очередь это безопасность. Чтобы все вернулись живыми-здоровыми на землю, разобрали полёты и приступили к дальнейшей подготовке. Задача инструктора – обучить и дать курсанту сделать это самому, – продолжает капитан. – Вообще, если рассказывать о методике инструкторской работы, нам и дня не хватит на это. Потому что много тонкостей, методик обучения. Но в целом задача у нас одна – чтобы курсант взлетел и посадил самолёт сам.


Антон Дайнеко, заместитель командира эскадрильи Авиационного учебного центра СВО ВС РК, капитан (видео предоставлено пресс-службой СВО ВС РК)



Максим Сидоренко, курсант 3-го курса Военного инститиута СВО ВС РК

Максим Сидоренко, курсант 3 курса Военного института СВО ВС РК / Фото Григория Беденко

Курсант Максим Сидоренко рассказал, что необходимо для поступления в Военный институт Сил воздушной обороны. По словам молодого человека, это базовые знания по физике и математике. Отдельно рассматривается уровень физической подготовки будущего лётчика. После сдачи экзаменов претендент проходит медицинские и психологические тесты. Затем выводится общий балл, комиссия даёт заключение. Также учитывается предпочтения зачисляемого при выборе его будущей специальности. Максим сообщил, что выбрал фронтовую авиацию.


Фото Григория Беденко

В настоящее время курсант уже налетал на "Альбатросе" более 14 часов. Это второй тип самолёта, который он освоил. Первым был лёгкий ТL 2000. На нем налёт будущего офицера составил 30 часов. В перспективе Максим Сидоренко хотел бы стать лётчиком-инструктором.


Фото Григория Беденко


"Жетыген", полёты курсантов (видео предоставлено пресс-службой СВО ВС РК)


– Первый полёт на L39 – это, конечно, буря эмоций. Просто так не описать: красота, скорость! С ТL 2000 не сравнить. Я уже вылетал самостоятельно, более уверенно себя чувствую в кабине, – делится впечатлениями Максим.


Фото Григория Беденко

Общий период обучения в Военном институте СВО составляет четыре года. В процессе подготовки выявляются способности курсанта, становится понятно, на каком типе боевых самолётов он сможет летать после выпуска. Кто-то уходит в части фронтовой авиации и в дальнейшем летает на истребителях или штурмовиках. Кто-то остаётся в военно-транспортной авиации. По мнению капитана Антона Дайнеко, сегодня Авиационный учебный центр СВО вполне справляется с задачей подготовки необходимого количества специалистов для казахстанских военно-воздушных сил.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter