Прямой эфир Новости спорта

Акциями "Банка Астаны" заинтересовались в России

Фото с сайта youtube.com
Фото с сайта youtube.com
"Банк Астаны" провёл удачное IPO, пообещав ускоренное развитие. Это привлекло внимание "голодных" российских инвесторов. Теперь важно не обмануть ожидания.

"Банк Астаны" вышел на IPO – разместил простые акции на Казахстанской фондовой бирже для широкого круга инвесторов. По итогам торгов цена зафиксировалась на уровне 1205 тенге за одну акцию (по сравнению с ценой первичного размещения прирост составил 4,8%). Специалисты признают, что IPO вызвало большой интерес рынка: первоначально банк предполагал привлечь через выпуск акций 2,5 млрд тенге, но затем из-за высокого спроса эта сумма была увеличена до 6,5 млрд. Всего "Банк Астаны" предложил рынку около 6,4% своих акций.

Что это означает?

С одной стороны, рынок поверил менеджменту и планам по развитию банка. К 2019 году "Банк Астаны" намерен стать лидером по количеству пользователей мобильного банка в Казахстане.

Фактически банк стремится повторить успех российского "Тинькофф Банка", не имеющего розничных отделений и банкоматов, но активно растущего на рынке онлайн-банкинга и выпуска кредитных карт.

– Банк активно растёт, по словам менеджмента банка, сейчас они выдают более 40 тысяч банковских карт каждый месяц, клиентская база прирастает на впечатляющие 15% в месяц. У банка сейчас очень комфортная, хорошая позиция по ликвидности: около 30% всех активов составляет остаток на корреспондентских счетах в Национальном банке, – говорит Тимур Турлов, генеральный директор ИК "Фридом Финанс" (компании, которая вывела "Банк Астаны" на биржу). – Безусловно, наращивание активов требует и пропорционального роста акционерного капитала банка, и привлечение средств в ходе IPO также поддержит данный показатель в комфортном диапазоне.

И инвесторы, решившие купить акции банка, поверили, что этот рост не остановится.

С другой стороны, стать не просто инвестором, но и совладельцем быстрорастущего бизнеса в Казахстане сложно – последнее крупное IPO на KASE было в июле 2016 года (Актюбинский завод металлоконструкций продал около 40% своих акций). Казахстанские банки не выходили на IPO уже как минимум десять лет.

– Я считаю, это очень хорошо, что банк рассматривает розничных инвесторов в качестве источника фондирования, – говорит экономист, советник председателя Национального банка РК Айдархан Кусаинов. – Я бы сказал, что в целом для финансовой системы страны это хорошо. Это некий признак оздоровления, развития рынка ценных бумаг. Банк дополнительно акции напечатал и теперь продаёт, а вырученные средства пустит на свои нужды, на технологическое развитие. Грубо говоря, банк заявил на рынке: "Ребята, мне нужно – сколько там? – 2,5 миллиарда тенге, чтобы что-то сделать и на этом зарабатывать, для этого допечатаю акции, покупайте!" Народ в свою очередь говорит: "Хорошо, куплю", – и отдаёт деньги банку.

IPO "Банка Астаны" было замечено в России. Издание Lenta.ru, в частности, в статье "Банк Астаны успешно провёл IPO" сообщает, что, по мнению аналитиков, инвестиции в бумаги "Банка Астаны" выглядят как весьма выгодное вложение денег. "Инвестиция выглядит очень достойно, по мультипликаторам она более чем в 5 раз недооценена сравнительно с ТКС ("Тинькофф Кредитные Системы")", – цитирует издание директора аналитического департамента компании "Golden Hills-КапиталЪ АМ" Михаила Крылова.

Российский рынок соскучился по IPO не меньше казахстанского. Там за последние несколько лет было всего два крупных размещения – сети магазинов "Детский мир" и торговой сети "Лента" ("Лента" размещалась аж в феврале 2014 года).

Российские инвесторы напоминают сегодня голодных волков – они готовы наброситься на любую мало-мальски интересную добычу.

Внешние рынки закрыты из-за санкций, российские эмитенты рождаются редко и с муками, поэтому даже относительно небольшой казахстанский банк (капитализация "Банка Астаны" по состоянию на 1 июля 2017 года составляет 46 млрд тенге) вызывает неизбежный интерес.

Капиталы ищут куда вложиться. Финансовые рынки России и Казахстана близки, мы находимся в едином экономическом пространстве. Так что приход российских инвесторов в акционерный капитал банка вполне возможен.

– Какая разница, кто купит – россияне, китайцы, объём-то небольшой, это же не продажа 60% доли, – убеждён экономист Айдархан Кусаинов.

С ним солидарен директор консалтинговой компании "Улагат Консалтинг Групп" Марат Каирленов:

– Трудно спорить с тем, что для банка интерес российского капитала – это, скорее, положительный фактор. Повышенный спрос приведёт к дальнейшему росту котировок и создаст новые возможности для привлечения средств, например, через выпуск облигаций или прямое кредитование извне.

– Что касается возможности привлечения иностранных инвесторов, то тут надо разделять по объектам финансирования. Если речь идёт о привлечении иностранного капитала от иностранных квазигосударственных компаний, то, конечно, есть риск, что будет присутствовать в этом политика. А если это частный бизнес, то какая разница? Нельзя сказать, чтобы уже имеющиеся российские инвесторы всех в Казахстане отодвинули, совершили прорыв. Конкуренция – это всегда хорошо, – считает Марат Каирленов.

Что же касается рынка, позиции российского капитала в банковском секторе РК и так сильны. В Казахстане действуют российские Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, "Хоум Кредит". С одной стороны, дела у них идут не очень хорошо. Два банка – ДБ Сбербанк и ДБ Банк ВТБ – входят в тройку лидеров по доле токсичных кредитов (14,6% и 12,1% соответственно на фоне средних по рынку 7,68%). По итогам первого квартала 2017 года активы ДБ Сбербанк сократились на 2,8%, а Альфа-банк понёс убыток в 1,7 млрд тенге, что, впрочем, почти в 10 раз ниже убытка за тот же период прошлого года. Но у них большие планы. Альфа-банк и Сбербанк развивают филиальную сеть, запускают новые сервисы. Традиционно велико доверие к ним: считается, что российские акционеры поддержат свои банки.

Некоторые эксперты считают, что IPO "Банка Астаны" – это попытка тихо привести крупного инвестора, возможно, именно иностранного.

– Большой вопрос: кто может покупать акции? Какие-то частные лица, либо какие-то компании? У нас фондовый рынок, к сожалению, не стал тем механизмом, который действительно позволяет привлекать капитал, больше так... С одной стороны, для регулятора (Нацбанка. - Авт.), чтобы показать, что, мол, мы что-то делаем – вот, на IPO акции разместили. С другой стороны, это способ завести какого-то инвестора – конкретные компании, которые эти акции купят. А через биржу это делается, чтобы выиграть по налогам, – предположил в интервью informburo.kz Марат Каирленов.

– Я не слышал о планах по привлечению каких-либо стратегических иностранных инвесторов, – так прокомментировал эти предположения представитель маркет-мейкера Тимур Турлов.

В сложившихся условиях усиление российского влияния в быстрорастущем и перспективном казахстанском банке не играет на руку остальным местным игрокам. Поэтому важно, чтобы вслед за "Банком Астаны" другие местные игроки начали выходить на национальный рынок, а сам банк продолжал делать ставку на привлечение средств отечественных инвесторов.

Впрочем, эксперты считают, что у банка есть заботы и поважнее: чтобы инвесторы не отвернулись и акции не подешевели, менеджменту нужно позаботиться о том, чтобы выполнить свои обещания и обеспечить значительный рост. В противном случае акции упадут ниже цены размещения, инвесторы потеряют деньги, а доверие к IPO снова пошатнётся.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров