Прямой эфир Новости спорта

Что скрывают сторонники проведения Олимпиады в Алматы

Фото с сайта newstop.kz
Фото с сайта newstop.kz
Сегодня, 1 июня, Международный олимпийский комитет опубликует доклад специальной комиссии о том, в каком состоянии находятся два города-кандидата на проведение зимних Олимпийских игр-2022 - Алматы и Пекин. Informburo.kz, не дожидаясь появления этого эпохального документа, предлагает свою версию того, чего бы не хотелось увидеть казахстанским чиновникам в этом докладе.

Борьба за Олимпиаду вступает в решающую фазу. От того, какие выводы сделала комиссия МОК, посетившая в феврале Алматы, а в марте - Пекин, зависит: быть Олимпийским играм в Казахстане или нет.
Несмотря на то, что обычно в отчётах комиссии не содержится критики, внимательный читатель или вдумчивый наблюдатель способен сделать глубокомысленные выводы о том, какие недостатки обнаружили 14 представителей МОКа во время четырёхдневного визита к нам.
Никаких шокирующих данных об Алматы и Казахстане МОК не предоставит. Но сведения, которые апологеты проведения Олимпиады в Казахстане точно не хотели бы обнародовать, нам известны.

Почему до сих пор не назван точный бюджет потенциальной Олимпиады-2022?

Представители заявочного комитета Олимпиады в Алматы о козырях южной столицы в олимпийской гонке говорят охотно. Это прежде всего компактность расположения объектов. Но вот о расходах наши чиновники скромно умалчивают. Они лишь подчёркивают, что в результате серьёзной битвы умов сэкономили аж $ 550 млн. Из них 100 млн прямых затрат и 450 млн, "напрямую не относящихся к деятельности оргкомитета Олимпийских игр".
За счёт чего возникла "экономия"? По официальным данным это:
- перенос паралимпийских соревнований по следж-хоккею с Алматинского Олимпийского стадиона на площадку Дворца спорта имени Балуана Шолака;
- изменение плана вместимости Олимпийской деревни Медео с 1 000 мест до 350 мест;
- отказ от проекта строительства жилых объектов для представителей масс-медиа на "Кок-Жайляу";
- отказ от проекта строительства вспомогательного медиа-центра "Медеу" для реализации планов по долгосрочному развитию других объектов Олимпийского наследия.
Когда у заместителя председателя Заявочного комитета Алматы Андрея Крюкова прямо спросили: "Во сколько обойдётся Казахстану Олимпиада?", он ответил предельно уклончиво: "Последние четыре Олимпиады были в несколько раз дороже той концепции, которую предложили мы. А наша концепция базируется на реальных объектах, которые существуют, и городе, который не надо строить. У нас всё есть. А цифры… Мы не можем сейчас вам их дать, потому что эта информация может быть кое-кем использована".
В отсутствие официальной информации остаётся только одно: вспомнить комментарий президента Национального олимпийского комитета Темирхана Досмухамбетова, подсчитавшего, что потенциальная Олимпиада выльется в $7-8 млрд.


Как члены оценочной комиссии МОК посмотрели Алматы

Почему налогоплательщики должны оплачивать капризы членов-исполкома МОК?

 В октябре прошлого года Международный олимпийский комитет получил очередную пощёчину от города,  не пожелавшего попадать в олимпийскую кабалу. После Цюриха, Мюнхена и Кракова, где местные жители сказали на референдуме Олимпиаде твёрдое "нет", настал черёд норвежского Осло. Парламент этой страны отказался давать финансовые гарантии МОКу.

В день, когда норвежские власти отказались от Олимпиады, местная влиятельная газета VG опубликовала часть требований, которые МОК предъявляет к стране организатору. Из 7 тысяч страниц особое внимание журналистов привлекли обязательные к исполнению условия для членов-МОК. Вкратце они выглядят так:

- МОК собирается монополизировать ВСЮ рекламу в олимпийской столице на время проведения Игр. Контроль коснётся даже уличных торговцев, которых надо удалить с улиц!

- Международный олимпийский комитет рекомендует во время Олимпиады отправить школьников на каникулы, а горожанам "взять отпуска".
- Организаторы Игр обязаны приобрести каждому члену МОК телефон марки Samsung с местной сим-картой.
- Каждому члену МОК предоставить автомобиль с водителем.
- Выделить отдельную полосу движения для членов МОК.
- Светофоры должны быть отрегулированы так, чтобы у членов МОК был приоритет в движении на дороге.
- В номерах отелей, где проживают члены МОК, температура должна быть не ниже 20 градусов. Аварийные службы должны быть постоянно готовы исправить любую поломку, а сотрудники гостиниц обязаны встречать представителей Олимпийского комитета с улыбкой.
- В отеле должны быть магазины, в которых нет продуктов, конкурирующих с теми, что производят олимпийские спонсоры.
- Бары в отеле в дни проведения Игр должны работать до поздней ночи. Естественно, речь об отелях, где живут члены МОК.
- Во время церемонии открытия и закрытия Игр должен работать бар для членов МОК. В дни соревнований членам МОК должны предоставлять пиво и вино в ложи.

Ознакомившись с этими требованиями, директор Олимпийской заявки от Осло Эли Гримсби заявил: "Не надо создавать отдельные условия для них (членов МОК. – Авт.). Они могут, если пожелают, воспользоваться теми же условиями, что будут созданы спортсменам и другим аккредитованным лицам. Автомобили и частные водители должны быть оплачены самим МОКом, а не норвежскими налогоплательщиками".

Любопытно узнать, представители Заявочного комитета Алматы были также возмущены, как господин Гримсби, капризами членов МОК? Или их устраивает, что все эти пока ещё гипотетические траты могут потенциально свалиться на узкие плечи казахстанских налогопательщиков?

Почему сторонники Олимпиады в Алматы умалчивают о предыдущих негативных экономических последствиях Игр?

За всю историю проведения Олимпийских игр только два раза страна, принимавшая Олимпиаду, получала больше плюсов для экономики, чем минусов. Самый яркий пример – Барселона-1992. Спустя год в этом городе был зафиксирован рост доходов от туризма, а также увеличение объёмов инвестиций.
Наверняка представители нашего заявочного комитета будут напирать как на этот факт, так и на "узнаваемость", "повышение престижа страны".
Но вот то, что они умалчивают о негативных последствиях, которые оставались странам после завершения олимпийского праздника, – очевидно. Хотя примеров того, что происходило с экономикой хозяев Олимпиад, масса.
- Дольше всего за олимпийское празднество расплачивались в Монреале (Игры состоялись в 1976 году). Погашение долгов завершилось только спустя тридцать лет!

Посредством экономического анализа, проведённого спустя 7 лет после Олимпийских игр в Сиднее (2000), было установлено, что убыток для экономики Австралии составил 2 миллиарда долларов. Только из-за затрат  на содержание неиспользуемых спортивных сооружений ежегодно бюджет страны теряет до 34 млн долларов. В Казахстане благодаря "наследию Азиады" таковые же затраты только на два объекта – велотрек "Сарыарка" и лыжно-биатлонный стадион – составляют почти 200 млн тенге.

– Издержки Олимпийских игр в Афинах (2004 г.), изначально предполагаемые в размере 4,5 миллиарда евро, в конечном счёте достигли 8,9 млрд.

– Финансовые реалии Олимпиады в Лондоне (2012 г.) с расходами порядка 19 миллиардов долларов не обеспечили ожидаемого в краткосрочной перспективе прогресса в британской экономике.

Анализировали ли апологеты Олимпиады в Алматы то, как расплачивались другие страны за 16 дней спортивного праздника? Понимают ли они, как упали цены на нефть по сравнению с тем времени, когда они подавали заявку? И не получится ли так, что, в случае победы в олимпийской гонке, мы уподобимся этому мультяшному персонажу, своими руками отправившему себя в пропасть?..

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров