Перспективными направлениями развития Оборонно-промышленного комплекса, по мнению Сергея Громова, являются системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты бойца на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним... Проблемы в ОПК наряду с явными успехами тоже имеются. На прошлой неделе в Астане заместитель министра обороны встретился с корреспондентом «Мегаполиса» и ответил на ряд вопросов...
– Сергей Николаевич, согласитесь, что в успешном развитии ОПК определённое значение имеет правильно выстроенная военно-техническая политика с зарубежными странами...
– Прежде, Владимир, я хотел бы сказать о главном. Министерство обороны, как уполномоченный орган по определению военно-технической политики, сейчас очень активно использует такие основные «инструменты», как государственный оборонный заказ, военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, проведение НИОКР и совершенствование нормативно-правовых актов в этой области. Поскольку необходим единый подход и чёткая вертикаль, в конце 2010 года все эти функции были переданы Министерству обороны, что позволило, на наш взгляд, в течение короткого времени упорядочить взаимодействие оборонных предприятий и Вооружённых сил РК, задать нужный темп переориентации наших оборонных предприятий для удовлетворения нужд Вооружённых сил, других войск и воинских формирований РК. Что касается вашего вопроса о военно-техническом сотрудничестве со странами дальнего и ближнего зарубежья, то оно осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций ОДКБ, НАТО, ШОС. Мы проводим переговоры по изучению и приобретению различных видов вооружения и военной техники, по развитию кооперации оборонных предприятий, подготовки и подписанию межправительственных соглашений. Опыт зарубежных стран показывает, что закупки военной техники и оборудования в чистом виде не способствуют развитию производства собственных видов вооружения. Здесь необходимо грамотно выстроить свои действия, создать основу для получения технологий и знаний путём применения офсетной политики в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Основным принципом такой политики является размещение заказа только после достижения соглашения с ведущими зарубежными производителями по трансферту технологий, начиная от крупно-узловой сборки продукции военного назначения с последующей локализацией узлов и деталей, созданию совместных сервисных центров на имеющихся мощностях отечественных предприятий. Результатом такого подхода является открытие на территории Казахстана совместных предприятий АО «НК «Казахстан инжиниринг» с передовыми зарубежными компаниями: по производству электронно-оптических приборов с турецкой компанией «Aselsan», производству и техническому сопровождению вертолётов ЕС-145 с французско-немецкой компанией «Eurocopter», производству радиостанций КВ и УКВ-диапазонов совместно с французской компанией Tales, производству систем радиоэлектронной борьбы и радиолокационных станций совместно с испанской компанией Indra. При этом иностранным партнёрам предъявляются требования по локализации производства в Казахстане с использованием национальных ресурсов или, как минимум, создания сервисного обслуживания приобретаемого вооружения.
– Примеры этой активной деятельности можете привести? Скажем, сколько радиостанций уже изготовлено и реализовано? Как эти предприятия вообще вписались в нашу постсоветскую действительность? Вход на территорию завода для журналистов закрыт. Читателей «Мегаполиса» сейчас интересуют не общие слова, а конкретика.
– Новые открытые совместные предприятия стали итогом кропотливой работы специалистов, которые проводят постоянный мониторинг рынка военной продукции. В первую очередь учитывались новизна технологий, технические возможности, простота и продолжительность эксплуатации, стоимость изделий. Хотелось бы отметить, что на территории Казахстана радиостанции военного назначения не производились. Исходя из этого были выбраны радиостанции производства компании «Талес» как наиболее соответствующие этим критериям. В 2011 году была начата крупно-узловая сборка и в интересах обороны уже произведено более 1000 единиц радиостанций КВ и УКВ-диапазонов: TRC 9105, TRC 9210, TRC 3700 и других. Мы перед инвесторами, то есть французской стороной, ставим конкретные задачи по увеличению степени локализации производства в Казахстане, включающее выпуск комплектующих и аксессуаров: корпуса, антенны, печатные платы, кабели и так далее.
– Сергей Николаевич, известно, что в 2011 году была начата модернизация производственных мощностей АО «Семей инжиниринг». Очень много средств ушло. Как обстоят сегодня дела с капитальным ремонтом танков Т-72? Что-то из ржавого старья уже удалось поставить на гусеницы?
– Действительно, в 2011 году за счёт денежных средств, выделенных АО «ФНБ «Самрук-Қазына», на заводе выполнен первый этап модернизации производственных мощностей. Это позволило в том же году провести капитальный ремонт 10, а в 2012 году уже 30 танков Т-72. Причём проведён ремонт как базовой машины, так и боевого модуля, в том числе с установкой современных систем наблюдения и связи. Потенциальные возможности пока позволяют ремонтировать до 50 единиц БТР и БМП и до 30 ед. танков Т-72. Вместе с тем завод реинвестирует получаемую прибыль в расширение производственных возможностей. Также заводом прорабатываются вопросы организации производства специальной техники на базе имеющегося парка танков Т-72, а также модернизации артиллерийских систем разных типов.
– Вы можете сказать чем испанский самолёт С-295 лучше украинского Ан-74?
– По результату анализа тактико-технических характеристик военно-транспортных самолётов предпочтение действительно отдано испанскому самолёту С-295. У него большая дальность полёта самолёта (более 5500 км). На самолёте С-295 часовой расход топлива в два раза меньше, чем на самолётах аналогичного класса. Эксплуатационный диапазон температур – от минус 45 до плюс 50. Назначенный ресурс эксплуатации самолёта С-295 составляет 56 000 часов, или до 30 000 самолёто-вылетов в боевых условиях. Хорошая устойчивость и управляемость самолёта, приемистость двигателей и высокая маневренность позволяют ему выполнять полёт на предельно малых высотах. Минимальный радиус виража составляет всего 400–450 метров. К числу явных достоинств самолёта С-295 необходимо отнести то, что этот самолёт уже успешно эксплуатируется в военно-воздушных силах ряда стран, которые отличаются как климатическими условиями, так и уровнем подготовки обслуживающего и лётного персонала (США, Чили, Эквадор, Панама, Франция, Испания, Польша, Финляндия, Чехия). В рамках закупки С-295 достигнуто принципиальное согласование по открытию сервисного Центра по их обслуживанию у нас в Казахстане. В рамках визита Президента РК Назарбаева Н.А. в Испанию между АО «НК «Казахстан инжиниринг» и компанией «Эйрбас Милитари» подписано соответствующее соглашение.
– Сергей Николаевич, кто и каким образом сегодня контролирует качество продукции военного назначения?
– Действительно, до настоящего времени при приёмке заказчиками продукции (работ, услуг) возникали отдельные вопросы по качеству, в том числе и скрытым от внешнего контроля дефектам. В этой связи Министерством обороны приняты меры по восстановлению института военных представительств, который в 2004 году был упразднён. На созданный в этом году Центр военных представительств возлагается контроль за качеством разработки, изготовления, ремонта, модернизации и приёмки военной продукции, военно-технического и иного имущества, работ и услуг, производимых для Вооружённых сил, других войск и воинских формирований, а также экспортируемых по решениям правительства и поставляемых по межзаводской кооперации в рамках межгосударственных соглашений для вооружённых сил государств СНГ. Сейчас идёт процесс становления Центра, формирование нормативной и технической базы, разработка военных стандартов, подготовка специалистов.
– Проблемы есть везде. Отечественная оборонка не исключение. С какими трудностями приходится сталкиваться вам?
– Бесспорно, нашим производителям требуется модернизация производственных мощностей путём технического перевооружения, необходимо расширять номенклатуру производимой продукции, улучшать качество проводимых работ. Вместе с тем модернизация мощностей должна проводиться под конкретные проекты, необходимо определить конкретные направления специализации и освоения востребованной продукции как для внутреннего рынка, так и на экспорт. В настоящее время большинство казахстанских оборонных предприятий смогли чётко определиться со своей специализацией, начать не только выполнять ремонтные и сборочные работы, но и приступить к полноценному производству отдельных видов военной продукции. Вместе с тем имеется ряд объективных проблем развития отечественного производства, в том числе: высокая конкуренция в области производства ВВТ пока ещё не позволяет на современном этапе отечественным предприятиям широко представлять свою продукцию и находить рынки сбыта за рубежом; действующее законодательство не допускает кредитование проектов по производству вооружения; деятельность отечественных предприятий осложняется отсутствием научных институтов, высокотехнологичных конструкторских бюро, использованием устаревших ресурсных и энергозатратных технологий производства.
Фото Владимира БАХУРЕВИЧА |
В особый ряд проблем производства хотелось бы поставить вопрос подготовки квалифицированных кадров. Нарушение системы профессионально-технического образования в период становления государства сказывается в настоящее время. Образовался возрастной разрыв между специалистами старшего поколения, которые получили образование ещё в советское время, и немногочисленными молодыми специалистами. К тому же не решён вопрос по системной подготовке необходимых кадров инженерно-технического состава в достаточном количестве. Вместе с тем вопросы решаемые, и мы совместно с другими государственными органами принимаем системные меры. В завершении хотелось бы отметить, что, руководствуясь политикой государства, Верховного Главнокомандующего – Президента РК Н.А. Назарбаева необходимо стремиться к тому, чтобы Оборонно-промышленный комплекс РК стал локомотивом развития машиностроительной отрасли Казахстана, который потянет за собой развитие самых разных отраслей: металлургии, машиностроения, химической, радиоэлектронной промышленности, всего спектра информационных технологий и телекоммуникаций. Это придаст мощный импульс развитию технологической базы и новых технологических решений, обеспечит устойчивую деятельность множества научных и конструкторских коллективов и как следствие – приведёт в том числе к развитию гражданского направления производства...
-
1💻 В Казахстане стартовал набор на бесплатные курсы по искусственному интеллекту
- 2997
- 0
- 31
-
2🎶 Как интересно провести выходные 7 и 8 декабря в Алматы и Астане
- 2745
- 0
- 6
-
3💸 Когда не по чину берут: самые громкие дела о коррупции в 2024 году
- 2722
- 1
- 7
-
4💬 В Администрации президента высказались о поправках в закон об ответственном обращении с животными
- 2820
- 0
- 83
-
5🟢 Землетрясение в 9 баллов: как выглядело испытание дома на устойчивость в Алматы
- 2705
- 3
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢 11 членов ОПГ приговорили к различным срокам за сбыт наркотиков в Астане, Караганде и Кокшетау
- 2794
- 0
- 32
-
7🔖 ЕНПФ опубликовал пороги достаточности для использования пенсионных накоплений в 2025 году
- 2964
- 6
- 45
-
8🇺🇸 Стрельба в школе на севере Калифорнии: подозреваемый убит, дети госпитализированы
- 2565
- 1
- 18
-
9❓ Что сделает Нацбанк и правительство, чтобы курс доллара не повышался к тенге в 2025 году
- 2537
- 2
- 76
-
10💬 Депутат об экологической ситуации в Усть-Каменогорске: Недоказанность вины позволяет предприятиям уклоняться от ответственности
- 2411
- 0
- 16