Прямой эфир Новости спорта

«Выиграть – и успокоиться!»

Олег СПИВАК
Олег СПИВАК
Год назад Алмат КЕБИСПАЕВ считался одним из главных фаворитов олимпийского турнира в греко-римской борьбе в весе до 60 кг. Но казахстанец проиграл схватку за «бронзу» и стал пятым. Сейчас один из лидеров сборной готовится к чемпионату мира, который пройдёт в сентябре в Венгрии. И настроен он серьёзно.

Год назад Алмат КЕБИСПАЕВ считался одним из главных фаворитов олимпийского турнира в греко-римской борьбе в весе до 60 кг. Но казахстанец проиграл схватку за «бронзу» и стал пятым. Сейчас один из лидеров сборной готовится к чемпионату мира, который пройдёт в сентябре в Венгрии. И настроен он серьёзно.

«В СХВАТКЕ ЗА «БРОНЗУ» ОПУСТЕЛ «БЕНЗОБАК»

– Как оцениваете своё выступление в этом году?

– Пока как среднее. Мне немного не везло: перед чемпионатом Азии я травмировал кисть, и поэтому бороться было неудобно. Но всё равно стал третьим. Такой же результат был и на Универсиаде. Там встретился со «свежим» чемпионом Азии и победил его. Но старт в Казани стал важным потому, что там боролись по новым правилам, и для меня это была хорошая разведка.

– Что в вас изменилось спустя год после Олимпиады?

– Я стал немного проще относиться к схваткам. А то раньше чересчур психологически себя давил. Сейчас же понимаю, что «давка» плохо влияет. Понял, что перед схваткой много думать не нужно. Главное не нервничать, а выйти на ковёр и показать, что ты можешь.

– Давайте вспомним Олимпиаду. Вы, проиграв в четвертьфинале, побеждаете в утешительной схватке. А уже через 10 минут вышли бороться за «бронзу». Во всех остальных весовых категориях перерыв у борцов был полтора-два часа.

– Это действительно была ошибка организаторов, потому что на всех турнирах утешительные схватки начинаются с лёгких весов, а потом уже тяжёлых. В Лондоне же именно в наш день всё было иначе. Сначала «пропустили» тяжей, а только потом нас. Но схватки за «бронзу» начались именно с нас. Мои друзья даже посчитали, что перерыв между схватками оказался всего восемь минут. Я понимаю, что на ковре выступают фактически двое – спортсмен и тренер – но есть же и другие люди! И если бы кто-то попросил организаторов, чтобы мне дали ещё минут 15–20 на отдых, этого бы могло хватить. И нам бы пошли навстречу, потому что правилами такое допускается. Но перерыва не было. Когда я боролся с японцем за «бронзу», то хорошо провёл первый период, победил. Но тогда у меня были силы. А вот после второго…

– Что же с вами произошло?

– У меня сели батарейки и «бензобак» опустел. Полностью. Самое главное, что в произошедшем я никого не виню. На Олимпиаде нужно быть готовым ко всему. А то, что стал пятым… это даже к лучшему. Жизнь на борьбе не заканчивается.

«УЙТИ ИЗ СПОРТА БЫЛО БЫ ГЛУПО»

– Признайтесь: у вас не было желания уйти из спорта?

– Нет. Никакого. Есть желание выступить так, чтобы моя многолетняя подготовка не пропала зря. Если бы я бросил всё и ушёл, потом самому стало бы обидно. И думал бы, что поступил глупо. Главное, что я принял результат Олимпиады и многое понял. Особенно то, что мне нужно тренироваться ещё усиленнее.

– Вы тяжело переживаете поражения?

– Раньше сильно. На чемпионате Азии в Таиланде в 2009-м я дошёл до финала, победив фаворитов – иранца, корейца. А в схватке за «золото» взял и проиграл мало кому известному тогда китайцу. И это поражение сам долго не мог себе простить. Я не знал: будет ещё такой шанс у меня или нет? И эта мысль даже спать мешала, столько я об этом думал! А потом в 2011-м стал чемпионом Азии и меня отпустило. Но…через несколько месяцев на первенстве мира дошёл до финала, имел преимущество в три очка, но как-то умудрился проиграть. Хотя был готов функционально, технически. Может, не поверил в себя. Значит, нужно теперь побеждать на мире и успокоиться!

– А потом уже с Олимпиадой разобраться?

– Это другая цель. Да и много времени ещё до 2016 года. Зачем смотреть далеко вперёд? Можно и споткнуться. Надо выступать здесь и сейчас.

– У вас после Лондона суеверия не появились?

– Нет. Верю только в Аллаха. Даже если чёрная кошка дорогу перебежит – для меня это не преграда.

– Борец Асхат Дильмухамедов рассказывал, как на чемпионате мира в Стамбуле боялся поднять голову в сторону трибун, чтобы не сломаться психологически.

– У меня тоже такое было. Но я не сгорал психологически, а отвлекался. Просто появляется много мыслей, они разбросаны, и ты не концентрируешься на схватке. Но с тех пор я прошёл много турниров и привык и к полным залам, и к пустым. В этом году, кстати, на Кубке мира в Иране были полные трибуны. Иранцы дудели в дудки, били в барабаны, кричали. И меня это очень заводило. Я зажигался и не чувствовал ничего: ни страха, ни усталости, ни боли. Появился азарт, и хотелось побеждать. А вот раньше, ещё борясь по молодёжи, выступал в Казахстане, и болельщики поддерживали, кричали. И от ответственности я зажимался. Но теперь стал опытнее

– Читаете то, что про вас пишут болельщики в Интернете?

– Конечно. Мне интересно, кто что думает. Кто-то даже хвалит. А есть те, кто ругает. Даже и не знаю: от зависти, незнания или действительно человек так считает, что мы боремся плохо. Но это и в жизни так: когда выиграешь, то ты хороший. Но сделаешь ошибку – уже плохой. Так что всё нормально – пусть пишут.

СУДЬИ, РАССЕЧЕНИЯ, СКАЧКИ

– Каким качеством нужно обладать, чтобы выиграть чемпионат мира?

– Быть психологически устойчивым. На такие турниры все приезжают отлично подготовленными. Ни одного спортсмена с пузом на чемпионате мира я не видел. И решает всё то, что у тебя происходит в голове.

– Ваш тренер Боранбек Коныратов считает, что борец должен знать, как ведёт себя на ковре судья и на что обращает внимание.

– Это так. Но очень многое зависит даже от того, как ты вышел на ковёр. Если выходишь бодро, чётко, крепко пожмёшь руку судье, обратишь на себя внимание и будешь вести себя уверенно, как хозяин, то уже до схватки навязываешь свою борьбу. А будешь нерешительным, робким, то соперник получит преимущество с самого начала.

– Есть ли судьи, которых вы видите на ковре и уже знаете, что они будут работать против вас?

– На каждом турнире мы сталкиваемся с ними. Главное не поддаваться эмоциям, продолжать бороться как умеешь. Нужно просто принять, что тебя засуживают, и бороться хорошо и по правилам. Если я брошу соперника на лопатки, никакой судья уже не помешает.

– В Лондоне в полуфинальной схватке нашего «вольника» Танатарова индус Кумар укусил за ухо. С вами так соперники не поступали?

– Бывало. И меня кусали, и я кусал (задорный смех). Это происходит от того, что ты проигрывать не хочешь и пытаешься хоть как-то преимущество получить. Правда, я вёл себя так на ковре очень давно и, понимаю, что поступать так нельзя. Вообще в борьбе может случиться всё что угодно. И головой меня в лицо били, и брови рассекали. Один раз на Кубке мира судьи меня даже снять со схватки хотели. Соперник боднул так, что рассёк подбородок и полилась кровь. Поэтому я старался бороться другим боком, закрывая от судей челюсть, и постоянно показывал, что у меня всё хорошо. Главный судья соревнований, который и принял решение, что я могу выступать, после выигранной схватки подошёл, пожал мне руку и сказал: «Мужик!»

– Вы побывали во многих странах. Что-то запомнилось особенно?

– В Индии тренеры организовали нам поездку на Тадж-Махал, в Париже отпустили посмотреть Эйфелеву башню. В одном из американских городов нас свозили на природу, и мы там даже воду из родника пили.

– Одна теннисистка сказала, что любит только те города, в которых хорошо выступает. А когда проигрывает, то ей хочется сразу улететь.

– У меня наоборот бывает. Выиграешь – и хочется скорее домой, радостью поделиться с родными. А когда проигрываешь, и домой неохота, и там оставаться сложно. Вот и ходишь сам по себе, никому не нужный.

– Какую встречу дома после победы считаете самой памятной?

– Когда взял «бронзу» на чемпионате мира в Москве. Нас с тренером встретили прямо у въезда в родной Урджар. Надели чапаны, в центре посёлка школьников выстроили, как на линейку, концерт организовали, по коню подарили. Эта встреча мне надолго запомнится.

– Вы на том подаренном коне катались?

– Да. У меня отец занимается коневодством. Поэтому как приезжаю домой, обязательно езжу на лошадях. Когда учился в 8 классе, я и в скачках участвовал. Но в призёры не попадал, был четвёртым, пятым. Так что мне лучше бороться (задорный смех).

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров