Прямой эфир Новости спорта

Вселенная степняков-кочевников

Это как в одном из рассказов Айзека Азимова. Человечество выбирается в далекий космос и вдруг… там встречает представителей своего вида. Лишь позже выясняется, что космос уже давно был освоен людьми во времена существования Первой и Второй галактических Империй. Но то же самое можно сказать и о нас, казахах, с удивлением обнаруживающих в эти дни своих далеких…
Это как в одном из рассказов Айзека Азимова. Человечество выбирается в далекий космос и вдруг… там встречает представителей своего вида. Лишь позже выясняется, что космос уже давно был освоен людьми во времена существования Первой и Второй галактических Империй.

Но то же самое можно сказать и о нас, казахах, с удивлением обнаруживающих в эти дни своих далеких соплеменников в Венгрии, Польше, Болгарии, Грузии, Армении, Китае, России, Украине, в Саха-Якутии, на Кавказе, на берегах Тихого океана. Оказывается, есть армяне-кипчаки, кипчаки-грузины. Вот бы никогда не подумал. И тут же выясняется, что существовали некогда Первая, Вторая, Третья Тюркские Великие Кочевые Империи, простиравшие свои границы от степей Казахстана до предгорий Карпат и берегов Тихого океана.

По сути это была целая обитаемая Вселенная кочевников. О которой мы мало что знаем. И ничего не помним. Мы лишь сегодня фрагментарно открываем то, что было когда-то хорошо забыто. Отсюда и анекдоты о якобы безмерной гордыне современных казахов, готовых и Аргентину назвать своей землей, не говоря уже об Уругвае и Парагвае. Но мы же не виноваты, что у нас были такие неусидчивые предки, столь необъятные просторы Земли покорившие благодаря своей непобедимой коннице.

И все это можно было бы списать на известное казахское тщеславие, если бы не существовали сохранившиеся документы, исторические свидетельства, сходство языков, культур, мифов и легенд, устойчивая обратная связь между всеми этими этносами, проживающими сегодня на огромной территории. Так, когда президенту Турции Тургуту Озалу, впервые в 1992 году прибывшему с визитом в Казахстан, журналисты задали вопрос: «Сколько проживает казахов в его стране?» Тот ответил: «Шестьдесят два миллиона». Тургут Озал в данном случае, всех турок посчитал казахами. Более того. Он мечтал об объединении наших народов.

Правда, мечтам этим не суждено было осуществиться. По словам супруги президента Тургута Озала, ее мужа отравили тайные недоброжелатели, не пожелавшие нового союза тюркских государств на просторах древней Центральной Азии.

И тут же можно вспомнить о еще одной неординарной личности – известном венгерском ученом с мировым именем, тюркологе Мандоки Коныре Иштване, всю свою жизнь положившего на то, чтобы доказать кровное родство венгерского и древних тюркских кочевых народов.

Выходец из знатной семьи (дед Иштвана был мэром города) Коныр Мандоки у себя на родине долгое время не мог получить высшее образование. Венгрия, союзница Германии в двух мировых войнах против России, к тому времени оказалась оккупирована советскими войсками. Развернулись политические репрессии, преследования. Одновременно с этим в стране началось строительство социализма. И поэтому детей из аристократических венгерских семей по причине их непролетарского происхождения в те годы не допускали в высшие учебные заведения. Иштвану одно время даже пришлось работать конюхом. Одновременно с этим он самостоятельно изучает тюркский язык. В четырнадцать лет он завязывает дружеские контакты с советскими солдатами из республик Средней Азии, проходившими службу в соседнем городке Кунмандарьяш. С их помощью он осваивает азы языка. Иштван всегда знал, что он кипчак. И гордился историей своего народа. А когда умирал его отец, тот ему завещал: «Твои корни кипчакские. Если сумеешь, иди в Великую степь на востоке, которая стала нашей мечтой».

Справка «Мегаполиса»

По свидетельству российского историка А.М. Орлова, тюркские племена маджар (мадьяр) в Венгрии, составляющие основу этого народа, являются кипчакскими по своему происхождению.

И Иштвану, в конце концов, повезло. Ему при содействии земляка, востоковеда Немета Дьюла (под личное партийное поручительство), удается поступить в Государственный университет имени Евтоша Лоранда. Здесь он изучает тюркские языки, арабистику, монголоведение, китаеведение. Иштван Мандоки, будучи уже аспирантом, исследует историю переселения мадьяр в Венгрию, тесно увязанную с общей миграцией кочевников – номадов, осуществлявшейся на протяжении многих столетий с Востока на Запад. Причем венгерские ученые выдвигают предположение о нескольких волнах тюркской экспансии в Европу, благодаря которым и сформировалась окончательно современная венгерская нация. Первыми кочевниками, для которых Венгрия стала их второй родиной, были, вероятно, скифы и сарматы. Позднее, во втором веке нашей эры из степей Казахстана и Монголии сюда пришли племена хуннов во главе с их предводителем Атиллой. Отсюда самоназвание государства венгров – Хунгария – страна хуннов (или гуннов в русской транскрипции). Они смешались с местными племенами, проживавшими на данной территории, ассимилировавшись с ними. Здесь же мы обнаруживаем следы авар, огузов. И сюда же в более поздние века пришли тюркские племена мадьяр во главе с ханом Арпадом, предположительно до этого проживавшие в предгорьях Урала. Наконец в XIII веке в Венгрию с остатками своего кипчакского войска бежит хан Котян, скрываясь от преследования монгольской конницы.

Как видим, у венгров очень богатая история. Что побуждает Иштвана Коныра Мандоки заняться поисками корней своего народа, прослеживая близкое родство мадьяр со многими тюркскими этносами. В 1970 году Иштван Коныр посещает караимов в Польше, защищает диссертацию на тему: «Изучение языков татар Добруджи, проживающих в Румынии». Позже, в 1974 году, он с экспедицией выезжает в Монголию, где ему удается познакомиться ближе с древнетюркскими руническими письменами. Здесь же он встречается с казахами. Заводит с ними тесную дружбу. А в 1977 году, когда в Советском Союзе режим становится мягче, он посещает впервые Казахстан. Интерес Иштвана Коныра к нашей стране огромен. Ведь в Тургае до сих пор проживает небольшой казахский род аргын – мадьяр, единокровных братьев современных венгров.

С этого времени визиты Иштвана Коныра Мандоки к нам становятся ежегодными. Он находит много общего в истории двух наших народов. В обычаях, в культуре, песенных традициях. Казахстан фактически к тому времени становится его вновь обретенной родиной. Он в совершенстве овладевает казахским, киргизским, татарским языками. Иштван Коныр защищает диссертацию «Памятники куманского языка в Венгрии». И в то же время он одержим идеей возрождения единого языка куманов – кипчаков, который мог бы стать общим для всех тюркских народов.

В 1985 году Иштван Коныр составляет план работ на ближайшую перспективу. У себя в дневнике он записывает:

1. Исследование истории, этнографии, культуры, традиций и языка древних и современных кипчаков.

2. Сбор и исследование древнетюркских и уйгурских рунических писем в Монголии.

3. Исследование тувинцев в Монголии и узбеков, туркмен Советского Союза, а также гагаузов Румынии и Болгарии с точки зрения этнографической лингвистики и фольклористики.

4. Исследование исторических связей тюрков и мадьяр. Схожесть слов в мадьярском и кипчакском языках, связи башкир и мадьяр.

Как и многие венгерские ученые, он сторонник версии, согласно которой мадьяры являются одной из ветвей большого кипчакского древа. Сбору доказательств в пользу этой гипотезы он и посвящает остаток своей недолгой жизни. К тому времени Иштван Коныр успевает опубликовать около шестидесяти научных работ. Он торопится «записать, зафиксировать, классифицировать сокровища, которые уходят в небытие прямо на наших глазах…», словно знает, что конец уже близок.

К несчастью, случилось непоправимое. Инфаркт. И 22 августа 1992 года в городе Махачкале великого ученого не стало. В тот год ему исполнилось 48 лет.

Остается только сказать, что по завещанию Иштвана Коныра Мандоки его казахские друзья похоронили покойного у нас, в Казахстане, на Кенсайском кладбище Алматы, среди великих сынов казахского народа. На земле, которую он по праву называл свой обретенной Родиной.

Статья подготовлена по материалам казахских газет «Егемен Казахстан», «Президент жане Халык», «Айкын», «Ана Тiлi».

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров