Казахстанский футбол давно завоевал репутацию фабрики странностей. Здесь задолженности у «Кайсара» в прошлом году возникли из-за того, что премиальные получали «необоснованно большее число футболистов». Здесь, как шокировала читателей газеты «Актобе Таймс» бывший юрист «Актобе», игрока морят голодом, а потом заставляют сдавать тест Купера. История бывшего главного тренера молодёжной сборной и «Жетысу» Слободана КРЧМАРЕВИЧА способна занять в этом списке одно из самых почётных мест: сербского специалиста уволили… по факсу.Корреспондент «Мегаполиса» пообщался с тренером и выяснил, что его удивляло, а что радовало.
«Меня никогда не увольняли по факсу»
– Чем вы сейчас занимаетесь?
– Я нахожусь в Сербии. Пока отдыхаю. Решил взять паузу до лета, а потом точно начну работать, тем более, что предложения уже есть. Точнее – они всегда были.
– Как произошло ваше расставание с Казахстаном?
– Я не хочу устраивать какие-то скандалы, но то, что было, расскажу. В конце прошлого года у меня закончился контракт с молодёжной сборной Казахстана. В вашей федерации мне предложили соглашение продлить, но я отказался, потому что я молодой тренер и мне нравится работать ежедневно, постоянно общаться с игроками, а не несколько раз в месяц, когда это происходит в сборной.
Также у меня был подписан контракт с талдыкорганским «Жетысу» до конца 2013 года. Но президент клуба Бахыт (уже бывший руководитель «Жетысу» Бахыт Онлабекулы. – Авт.) его… как правильно сказать… разорвал, сломал…
– Расторг.
– Да! И сделано было это смешно. Когда я пришёл в «Жетысу», у клуба была одна задача – остаться в премьер-лиге. Мы её выполнили, хотя работать было тяжело. Как только сезон закончился, футболисты разъехались, а я со своими помощниками ещё находился в Казахстане. Мы составили план подготовки «Жетысу» на следующий сезон, отослали его в клуб и на всякий случай в ФФК, чтобы там знали – я хотел работать и дальше. Клуб мне купил билет в Сербию – домой. То есть там были согласны, что я уезжаю, иначе бы мне билет не брали. Спустя какое-то время мне в Сербию по факсу пришёл какой-то документ на казахском языке. Слушайте, мне было бы тяжело разобрать, даже если бы он был на русском! Когда сделали перевод, то узнал, что я уволен… за прогулы!
– Вот это номер!
– У меня, как и любого тренера, были увольнения. Но никогда меня не увольняли по факсу! Я собрал все документы, какие у меня были, все электронные письма, что писал в клуб, и посоветовался с юристом. Тот сказал: «Это дело выигрышное». И я обратился с жалобой в УЕФА – там на такие вещи смотрят серьёзно.
«Никто не прессингует Слободана!»
– Обычно после таких историй тренеры начинают не любить страну, в которой работали.
– Нет. Я был бы рад продолжить работу в «Жетысу». Мне нравился город, болельщики. У меня сложились хорошие отношения с игроками, работниками базы. Они не сложились только с президентом клуба. Тренировать было непросто: мы не получали зарплату 4–5 месяцев, не было премий, но мне было приятно, что ребята, несмотря на это, продолжали играть.
– Остался ли должен вам «Жетысу»?
– Там должны почти всем футболистам. Я не получил зарплату за три месяца плюс премию около 10 тысяч долларов.
– Мне рассказали дикую историю, что футболисты «Жетысу» спросили у президента клуба: «Где деньги?» и услышали в ответ: «Все деньги отдал судьям». Неужели это правда?
– Вот этого я не знаю. Я профессиональный человек, футбольный. И такими вещами не интересуюсь. Но правда была в том, что деньги нам не платили. Хотя это удивительно: клуб получает деньги из акимата. Почему они не поступали, ведь за год до этого, как мне все говорили, такого не было.
– Хорошо. Тогда прокомментируйте другой слух: что руководство клуба пыталось решить, кто будет играть, а кто нет.
– За два дня до матча с «Сункаром», где решалось, останемся мы в премьер-лиге или нет, на тренировку пришёл президент клуба и сказал: Данияр Муканов нам не подходит и играть не будет. Слушайте, никто никогда не прессинговал Слободана! За результат отвечаю я, и только я решаю, кто будет играть. А Данияр игрок хороший, опытный. И мы его отстояли.
– Вас не удивляет, что в «Жетысу» руководителем являлся не футбольный человек?
– В казахстанском футболе много странного. Но я тренер, мне нужно работать с футболистами, а не ломать систему! Хотя удивляло меня многе. К примеру, поле в Талдыкоргане: оно у нас был одно. На нём мы тренировались и играли в чемпионате. Если шёл дождь или снег, то оно превращалось в «бетон». И мне было непонятно: почему у клуба есть хороший бюджет, но тренировочного поля нет! Знаете, сейчас смотрю, что происходит в сербском футболе. У нас есть хорошие молодые игроки, тренеры, есть поля, академии, но совсем нет денег. Да и во многих странах Европы то же самое – в стране кризис, там не до футбола. Но у вас, в Казахстане, деньги есть. Но полей и академий мало.
– Зато на футбольные клубы у нас выделяется больше, чем на все остальные виды спорта вместе взятые.
– Главное – правильно распорядиться деньгами. Мне очень понравилась база в Таразе – если такие будут появляться во всех городах, это будет большой плюс. Чем больше у вас будет строиться полей, открываться академий, проводиться семинаров для молодых тренеров, тем быстрее появятся результаты.
– Кстати, вы не общались с Данило Беличем, который на сборах живёт в другой гостинице только потому, что «Жетысу» хочет разорвать с ним контракт?
– Нет. Но я слышал о его проблемах. И о том, что у многих футболистов не подписаны контракты. До старта чемпионата осталось очень мало времени, и, если руководство области ничего не предпримет, то это будет катастрофа.
Молодёжка, Исламхан, регионы
– Вы остались довольны своей работой в молодёжной сборной?
– У нас была задача: опередить в группе Латвию. Мы её выполнили. Команда провела хорошие матчи с румынами, латвийцами, мне понравилось, как она играла оба раза с французами и дома со словаками. У нас действительно были проблемы: ребята выходили на поле и боялись соперников. Я им говорил: «Они такие же люди, как и вы. У них две руки, две ноги и голова. И играть с ними можно!»
– А что произошло в последнем матче со словаками, когда сборная была разгромлена 0:6?
– До этого матча я был очень доволен, что мы прошли почти весь отборочный турнир и нас никто не «убил» на поле. А перед этой игрой мы лишились четырёх игроков, которые были вызваны в национальную сборную, ещё два футболиста получили травмы – мы потеряли полкоманды.
– После игры стало известно, что несколько игроков нашей команды нарушали режим.
– Они не нарушили режим, как это все привыкли понимать. После ужина ребята подошли к представителю ФФК и спросили: «Можно мы съездим посмотрим город». Тот ответил: «Возможно». Они взяли и уехали, не спросив моего разрешения, – и это их ошибка.
– Благодаря роликам с игровыми моментами, размещённым в социальных сетях, звездой Интернета стал Бауржан Исламхан, игравший в молодёжной сборной. Его действительно стоит хвалить?
– Лучше хвалить меньше. У меня в команде было несколько хороших игроков – Джолчиев, Нуржарык Кунов, к примеру. Исламхан тоже талантливый и трудолюбивый парень. А вы знаете, что его год назад могли пригласить в «Црвену Звезду»?
– Нет.
– Мы играли на Кубке Содружества в Москве. Там проводился исполком ФИФА, и многие представители из разных стран пришли на наш матч с россиянами. Смотрел игру и большой чиновник из федерации футбола Сербии. А ребята тогда отыграли фантастически! Хотя мы проиграли 0:1. После матча этот чиновник мне говорит: давай вот этого парня (Исламхана. – Авт.) срочно подпишем в «Црвену Звезду». «Нет, – отвечаю. – Дайте ему ещё пару лет!» Бауржан действительно хороший, сильный футболист, способный прогрессировать.
– Может ли считаться ситуация нормальной, когда средненький казахстанский футболист получает намного больше олимпийского чемпиона, который реально прославляет страну?
– Это действительно странно. Но я могу объяснить только тем, что футбол – самая популярная игра в мире, на матчах могут собираться тысячи человек! Во многих других видах спорта такого интереса нет. Отсюда и заработки разнятся. Хотя я согласен, что в Казахстане футболисты получают хорошо. Если, конечно, им платят вовремя.
– Вы были недовольны малым количеством зрителей на матчах молодёжной сборной в Алматы. Может быть, команде давно стоит проводить матчи в регионах?
– Наверное, есть и моя вина, что я на этом не настаивал. Мне действительно было странно, когда в таком большом городе, как Алматы, на футбол приходят 3–4 тысячи зрителей. В Астане поддержка была лучше! Думаю, что молодёжной сборной стоит играть там, где за неё будут хорошо болеть. А это, с большой вероятностью, произойдёт в регионах.
– Вы часто хвалили молодёжную сборную. Признайтесь: делали это потому, что сами в ней работали?
– Нет. Я действительно видел у ребят прогресс, желание развиваться. Но больше всего мне понравилось в них то, что они уже могут играть, не боясь титулов соперника. И вот это меня порадовало больше всего.
-
1⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 12 января
- 3009
- 0
- 6
-
2🔥 Дом и хозпостройки сгорели в одном из сёл СКО: жертв удалось избежать
- 2817
- 0
- 8
-
3🔖 Более десяти проектов на 25 млрд тенге запустили в Индустриальной зоне Алматы в прошлом году
- 2866
- 4
- 15
-
4🇬🇧 Почти три десятка человек на неделю застряли в британском пабе из-за снегопада
- 2869
- 1
- 62
-
5❗️ Возврат выведенных активов: 1,1 млрд тенге выделили на строительство спорткомплекса в Алматинской области
- 2752
- 0
- 14
-
6❔ На сколько казахстанским студентам повысят стипендии с сентября 2025 года
- 2795
- 2
- 14
-
7👮♂️ Казахстанца, подозреваемого в мошенничестве на 20 млн тенге, задержали в Новосибирске
- 2562
- 2
- 0
-
8💲 Вложили более 42 млн тенге: руководительнице финпирамиды вынесли приговор в Костанае
- 2267
- 1
- 13
-
9🛵 Изменили стандарт доставки готовой еды: какую ответственность несут курьеры?
- 2298
- 4
- 19
-
10💵 Курс доллара к тенге вырос на торгах 13 января
- 2168
- 1
- 3