Суперрешение для микробизнеса

Идея облегчить жизнь мелким предпринимателям наконец-то обретает реальные формы. В начале мая конкретные предложения по этому поводу поступят на рассмотрение в государственные органы – и есть небольшой шанс, что уже в январе многие предприниматели перейдут в категорию «микробизнес» – с облегчённым налогообложением и упрощёнными регистрационными процедурами.

Идея облегчить жизнь мелким предпринимателям наконец-то обретает реальные формы. В начале мая конкретные предложения по этому поводу поступят на рассмотрение в государственные органы – и есть небольшой шанс, что уже в январе многие предприниматели перейдут в категорию «микробизнес» – с облегчённым налогообложением и упрощёнными регистрационными процедурами.

Аким Алматы Ахметжан Есимов на встрече с премьер-министром Ахметовым признал ценность идеи, заявив, что «макроэкономическим эффектом этого предложения станет легализация теневого бизнеса». «Мегаполис» попросил подробно рассказать об этой идее Юлию ЯКУПБАЕВУ, члена правления НПК «Союз Атамекен» и одну из участников рабочей группы по разработке концепции «микробизнеса».

– Что такое микробизнес и зачем облегчать ему жизнь?

– Сейчас категория «малый бизнес» включает в себя слишком много: и небольшие предприятия, и тех, кто работает по упрощённой декларации и индивидуальному патенту. В то же время банки по-своему оценивают малый бизнес, налоговики по-своему. Наша задача – выделить микробизнес, тех, кто только-только начинает заниматься предпринимательством. Это и мастерские обувные, и те, кто вещами на базаре торгует, перепродажей занимается, или те, кто на селе до фермерского хозяйства не дорос, но что-то своё делает. Иными словами: это все, кто находится на старте.

– Основной критерий выделения микробизнеса – обороты?

– Пока – да. Но отталкиваться надо не только от оборота. Мы ещё только обсуждаем критерии. Есть другой фактор – количество людей, занятых в бизнесе. Согласно Налоговому кодексу те, кто работает по патенту, не могут нанимать людей. Но насколько это правильно? В мировой практике это не так.

– Какие предельные обороты должны быть у микробизнеса?

– Пока сложно сказать, мы только изучаем международный опыт.

– Что именно из мировой практики применимо к Казахстану?

– Международный опыт накоплен большой, задача извлечь лучшее, новое, то, что работает. Модели определения микробизнеса есть разные, но насколько нам нужна модель Германии или Японии, если у нас Таможенный союз с Россией? А ведь критерии оценки микробизнеса и режим его работы в этих вариантах отличаются очень сильно. На мой взгляд, нужно применять модель, которая упростит ведение бизнеса. Настолько, чтобы люди стремились туда идти, а не как в России сейчас – после повышения социальных отчислений предприниматели стали уходить в тень или из бизнеса вообще. А нужно наоборот – стимулировать развитие бизнеса. Стоит задача создать последовательную линейку налогообложения, чтобы человек мог комфортно войти в нелицензируемый вид бизнеса и развиваться, чтобы налоговый режим не душил, а стимулировал к росту, от маленького – к большому.

– То есть это фактически означает снижение налогового бремени для части малого бизнеса?

– Это означает упрощение налогов, уменьшение числа форм, упрощение работы во всех аспектах. 

– Но насколько на это согласятся налоговики?

– Есть такое мнение – всё равно 80% налогов в стране платят 300 крупных компаний. Так какой смысл загружать налогами малый бизнес? Тем более микробизнес? Пусть предприниматели встанут на ноги. Я убеждена, что, уменьшив налоги, но расширив число тех, кто попадает в микробизнес, бюджет если и проиграет, то лишь поначалу, а затем выиграет. Выиграет от других поступлений – ведь в конечном счёте вырастет число субъектов микробизнеса. Когда-то на решение подобной задачи были направлены упрощённые патенты, но, как оказалось, этого рецепта было недостаточно.

– Это звучит хорошо, но ведь наверняка есть и критика этой идеи?

– Да, в основном в деталях. Налоговики говорят: «Вы увеличиваете количество людей, которые попадут под упрощённый режим». Да, но это международная практика. Мы показываем примеры России, других стран. Окончательных заключений по всем этим вариантам нет.

– Каковы сроки реализации этого проекта?

– Хотим к 1 мая завершить все дискуссии и сдать первый вариант в госорганы. Мы торопимся, поскольку поправки в Налоговый кодекс принимаются в ноябре, а обсуждают их весной, то есть сейчас самое время.

– То есть существуют шансы, что с  нового 2014 года схема вступит в силу?

– Да.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров