В самолётные баки продолжают заливать керосин без качественной проверки. Лаборатории советской ещё поры стали такими дряхлыми, что не могут обеспечить хоть какой-то контроль. Топливозаправщики принадлежат частникам, они и керосин поставляют на авиабазы. Какого качества товар поставляется на аэродромы, сейчас никто не знает. Одни догадки...
Ровно месяц прошёл с момента авиакатастрофы боевого МиГ-31 под Карагандой. Командир экипажа полковник Марат Едигеев погиб при катапультировании, штурман майор Руслан Галимзянов серьёзно травмирован. Обоих наградили за то, что им удалось отвести падающий самолёт от посёлка. Ценой своей жизни командир экипажа спас десятки других людей. Уже все, кто хотел, высказали слова соболезнования семьям погибших. И начальники всех рангов уже закончили строчить прокурору объяснительные, и генералы успешно отрапортовали Верховному Главнокомандующему на майском боевом параде, что справились с задачей на «отлично». Но что кардинально изменилось в системе безопасности полётов военной авиации после той карагандинской трагедии? Да, ровным счётом ничего. Как была та система безопасности «недоношенной», так, по мнению действующих лётчиков, и остаётся таковой ущербной и по сей день...
Вот недавно на Ярославском шинном заводе закупили для истребителей авиационные шины. Несколько из них, как стало известно, лопнули уже. Старые выдерживают нагрузки, а новые выходят из строя. Почему? Ведётся ли претензиционная работа с поставщиками? Почему закупается товар такого низкого качества?
Тонкостенные боеприпасы сплошь просрочены, того и гляди начнут в арсеналах самопроизвольно взрываться. Ни бомб нормальных, ни ракет, ни специализированных авиационных полигонов. Кругом одно просроченное старьё.
Руководители полётов переподготовку не проходят и потому теряются в сложной обстановке. Бывает, что не те команды пилотам выдают, путаются в терминах, не соблюдают на 100 % требования инструкции... А самолёты Сил воздушной обороны, между прочим, многотонные бомбы несут под своим брюхом, а не безобидные бананы. «Мегаполис» уже рассказывал о том, что одна такая во время международных учений самопроизвольно отделилась от самолёта и дом частный разрушила под Алматы.... Шуму было много, до суда дело дошло, но, как всегда, его постарались замять, а потом и вовсе спустить на тормозах. До следующего непроизвольного схода какой-нибудь бомбы. Или неуправляемого реактивного снаряда.
Расследование авиационной катастрофы Миг-31 под Карагандой всё ещё идёт. Окончательный вывод причин крушения комиссия пока не сделала. Говорят, мало времени прошло.
Наверняка следствие уже располагает информацией о том, что подобные инциденты именно в той воинской части под Карагандой, когда самолёт выходил из-под контроля экипажа, уже случались и случались неоднократно! При посадке тот же МиГ-31, как говорят лётчики, «пошёл на раскачку», то есть потерял управление. К счастью, его тогда удалось-таки посадить и тем самым избежать катастрофы. Просто скорость была не очень большой. Вот когда надо было бить в колокола и кричать: «Стоп, машина!» и разбираться с техническими специалистами до конца. Представителей завода вызывать. Искать причину. Но факт скрыли. Не захотели, видимо, выносить сор из избы? Напрасно.
Ещё один лётчик при посадке сделал из истребителя «гофр». То есть так плюхнулся на взлётку, что погнул в самолёте планер. В авиации это недопустимо. И снова дело замяли. У нас ведь как порой бывает на практике: стоит покается командиру в грехах подчинённых и тут же из «верхнего» штаба летит разгромный приказ. Потому сокрытие различных негативных случаев идёт по всем фронтам. Лучше не сказать и надеяться на авось, что пронесёт, чем заикнуться о проблеме и всю жизнь потом жалеть об этом. С должности снимут, переведут с понижением, премии лишат, выговор объявят или вообще уволят без выходного пособия. Выкинут, как использованную пробку...
РЕМОНТ СКВОЗЬ ГОРЮЧИЕ СЛЁЗЫ
Лётчики вообще удивляются, как самолёты «капитально ремонтируются», если сейчас нет заводов, производящих запасные части к самолётам. Откуда берутся ЗИПы? Советские запасы давным-давно закончились. Неужто ушлые китайцы просекли фишку и штампуют запчасти к истребителям из нашего металлолома, а затем нам же и продают?
– Раньше в ходе капитального ремонта на заводе самолёт полностью раскидывали по деталям, – вспоминает бывший командир авиабазы, не захотевший открыто назвать свою фамилию в прессе. Бояться ему, конечно, нечего, с должности не снимут, на пенсии уже давно, но привычка держать язык за зубами осталась. – Помню, девушка в белом халате сидела и собирала какой-то один блок... Она знала хорошо своё дело и гарантию давала на продукцию. Печать ставила. ОТК не просто числился, влиял! Боялись его сотрудников. Двигатель авиационный вообще отдельно ремонтировался. И военный уполномоченный представитель по приёмке на каждом заводе раньше был. Сейчас его там нет. Почему? Этот представитель должен во все глаза смотреть и контролировать качество производимого ремонта. И отвечать потом головой своей, не языком.
ЧЕМ СЕГОДНЯ ОЗАБОЧЕН ЛЁТНЫЙ СОСТАВ?
Действующие лётчики в открытую о проблемах, естественно, не говорят. Опасаются репрессий со стороны руководства. Но им дальше летать и решать главный вопрос – жить или НЕ жить. Им надоело каждый день ожидать новых ЧП. Жить в постоянном страхе они, скорее всего, устали. А посему считают, что «голос» свой всё же время от времени подавать надо. Чтобы Верховный Главнокомандующий знал о существующих проблемах в боевой авиации и министр обороны – тоже.
Первое, что волнует лётный состав – окончательно устарели средства наземного обеспечения полётов. Говорят, что все без исключения СНОПы на ладан дышат. Новый аэродромный источник питания на базе автомобиля «Урал» стоит почти столько же, сколько капремонт старого. Но после ремонта он снова почему-то «срочно» ломается. Почему новые не закупить за те же деньги?
Второе. Состояние подготовки групп руководства не выдерживает никакой критики. Налёт вроде бы солидный, но классность у лётчиков не растёт. Потому что уровень подготовки слабый. И у групп руководства полётами тоже. Авиакатастрофа под Жетигеном, кстати, это показала очень наглядно. Когда у МиГ-29 на взлёте отказал генератор переменного тока, его необходимо было срочно «завернуть обратно» и посадить на том же аэродроме.
Как говорят пилоты, «когда не функционирует генератор, самолёт потребляет энергию из АКБ. Без подзарядки такой энергии хватает минут на 12. Малый круг на посадку занимает около 8 мин., но руководитель полётами почему-то принимает решение завести самолёт стандартным кругом, на который времени уходит гораздо больше... Если бы руководитель завёл экипаж с малого круга, то запас энергии остался бы и самолёт удалось бы посадить без проблем. Нескольких минут просто не хватило экипажу. МиГ рухнул с малой высоты. Лётчикам пришлось катапультироваться. Александр Ковязин погиб.
У пограничного АН– 72, разбившегося под Шымкентом в декабре прошлого года, отказала «система воздушных сигналов». Кто это обнаружил первым, должен был без паники доложить командиру экипажа, затем руководителю полётов, который обязан был вернуть тот самолёт на аэродром, откуда произошёл взлёт. Ну пересели бы офицеры во главе с директором Погранслужбы на другой борт, потеряли бы час-полтора, зато живы бы все остались.
Авиационные боеприпасы требуют замены. Учебных, говорят, вообще не осталось. На пороховой бочке сидим? Надо срочно закупать новые боеприпасы и уничтожать просроченные, но кто об этом знает? Кому доложили достоверную обстановку по авиации? Кто знает о деталях внутири СВО?
Авиационных полигонов не осталось совсем. Не путайте с общевойсковыми полигонами. У лётчиков свои мишени и свои цели. Они в заброшенном состоянии. Чтобы повысить классность, надо принимать участие в полётах с боевым применением. А таковых вылетов сейчас крайне не достаточно.
Нынешний Главнокомандующий СВО генерал-лейтенант Александр Николаевич Сорокин – человек, в общем-то, не плохой, как заметили лётчики, но и многого сам решить не в состоянии. На майском боевом параде его подчинённые своим мастерством удивили абсолютно всех. Верховный Главнокомандующий с гордостью смотрел на выступление лётчиков. В небе над Отаром они буквально творили чудеса. Честь и хвала им за это.
Алсай Джуманов |
Командующий ВВС генерал-майор Алсай Джуманов тоже что-либо в вопросах военной авиации кардинально изменить не может. Корреспонденту «Мегаполиса» в ходе подготовки этого материала удалось-таки связаться с ним по телефону, но командующий, сославшись на огромную занятость и череду совещаний в Минобороны, не захотел ответить на редакционные вопросы.
– До понедельника я ещё буду в Астане, затем уеду в командировку, – сказал генерал-майор Алсай Джуманов. – Потом начнётся новый учебный период, и тогда вообще будет не до разговоров, тем более по открытой связи...
– Господин генерал, расследование причин катастрофы МиГ– 31 под Карагандой завершено?
– Нет. Межведомственной комиссии понадобилось ещё время для выяснения причин катастрофы. Это всё, что я могу вам сказать. Пока.
-
1🌡Прогноз погоды на 24 января: до 34 градусов мороза ожидается в Астане
- 2785
- 0
- 9
-
2❄️ Почти 25 тысяч кубометров снега утилизировали по экологически чистой технологии в Алматы
- 2379
- 4
- 25
-
3💬 "У них нет денег". Илон Маск неожиданно раскритиковал проект Трампа по ИИ стоимостью 500 млрд долларов
- 2368
- 0
- 17
-
4🔖 Куриный суп, спасительная ложь и любовь превыше всего. Воспоминания узника Аушвица
- 2471
- 1
- 14
-
5❌В работе ChatGPT произошёл масштабный сбой
- 2389
- 0
- 19
-
6⚠️В четырех областях Казахстана ограничили движение на трассах
- 2373
- 0
- 5
-
7✍️ Послов Греции и Кипра назначил Касым-Жомарт Токаев
- 2487
- 1
- 107
-
8🎖По 5 млн тенге ко Дню Победы планируют выплатить ветеранам ВОВ по всему Казахстану
- 2615
- 4
- 44
-
9‼️Более 500 незаконно установленных киосков снесут в Алматы
- 2593
- 1
- 22
-
10🎬"Оскар-2025": объявлены номинанты на премию американской киноакадемии
- 2618
- 1
- 13