Поездка в Бишкек – как визит в прошлое. Лучшее в котором – цены: на продукты, на жилье, на машины, на детали… Конечно, ни один алматинец не согласится на среднюю бишкекскую зарплату. Но ведь и не нужно соглашаться!
Целый ряд факторов (таможенные ставки и пошлины, налоговая политика, арендные ставки на землю и недвижимость) привёл к парадоксу: в двух сотнях километров от Алматы цены на всё почти в два раза ниже. А то и больше чем в два раза. Чем и надо пользоваться.
Вопрос «зачем Казахстану такие таможенные ставки и налоги?» оставим в стороне. Наша задача – не ждать милостей от государства, а взять лучшее из Бишкека и привезти его сюда. Нельзя купить машину в Кыргызстане? Зато можно починить старую. Тем более что дорога в прошлое, трасса Алматы – Бишкек, по казахстанским меркам просто замечательная. Даже при соблюдении скоростного режима домчаться можно за 3 часа.
ГАИ
– Смотри, какие у вас в Казахстане штрафы высокие! – гаишник Кыргызстана ткнул пальцем в казахстанские ПДД. Повод тыкать я дал сам – в эйфории от быстрого прохода казахстанско-кыргызской границы не заметил знак STOP буквально в 100 метрах от пограничного шлагбаума. Гаишник, нахмурившись, вынес суровый вердикт:
– Буду оформлять…
Разговор продолжился в конструктивном русле, но по казахстанским меркам, которые кыргызские гаишники хорошо знают.
К такой ситуации я был готов. Легенды о бишкекских гаишниках гласят: завидев алматинский номер, те мгновенно принимают охотничью стойку и пользуются минимальными различиями в правилах и требованиям к автомобилям.
Изучив их уловки по свидетельствам из Интернета, первым делом в бишкекском автомагазине купил пару блокираторов для колёс за 220 сомов – вроде бы это самая распространённая придирка. Но так ни разу их и не достал. После инцидента на границе с гаишниками я больше не общался, хотя встречал их на дороге раз пять. Я не нарушал. Они не махали палочками. На том и разъезжались. Блокираторы кому-нибудь продать?..
Поиск СТО и деталей
– Будьте любезны, купите вот эти запчасти, – я ушам своим не поверил при этих словах. Конечно, при желании найти автомеханика, выражающегося литературным языком, можно и в Алматы. Но в Бишкеке мне с ними особо везло.
Мой первоначальный план ремонта был прост. Вычислив по интернет-форумам хорошие СТО Бишкека, сделать там акт технического осмотра и сравнить его с заранее подготовленным алматинским. Поплутав по разбитым бишкекским улицам полчаса, нашёл своё заветное СТО. Присмотрелся к мастерам, загнал машину на яму и сравнил их литературный вердикт с заключениями алматинских экспертов.
Претензии мастеров совпали процентов на 75. А цены за работу и особенно за детали отличались настолько, что разница с лихвой покрывала все расходы на эту поездку. Ремонт ходовки и двигателя в Алматы мне насчитали на 120 000 тенге – а в Бишкеке за 100 000 я ещё и сделал работы по мотору и купил зимнюю резину.
Сравнение цен
Оговорка: представленные ниже цифры – НЕ анализ рынка и не средние цены. Это лишь отдельные цены по отдельным позициям ремонта, полученные мной в разных магазинах. Естественно, можно найти и дешевле и дороже – я попытался дать лишь общее представление о том, как отличаются цены Алматы и Бишкека.
Работа |
Бишкек |
Алматы |
Замена коренного сальника |
5000 сомов (16 500 тенге) |
28 000 тг |
Замена сайлентблоков передних рычагов |
1000 сомов (3300 тенге) |
5000 тг |
Замена шаровой |
700 сомов (2200 тенге) |
3000 тг |
Куда пойти
Авторынок «Кудайберген»
Найти СТО в Бишкеке можно и без Интернета. Не берусь описать все рыбные места, но: много станций видел на проспекте Жибек Жолу, в изобилии на автомобильном рынке «Кудайберген» и точечно – по всему городу. Сам ремонтировался как раз в такой «точке» на Ахунбаева.
Естественно, качество ремонта везде разное. Мастера из центра города говорят, что на СТО вокруг рынка «Кудайберген» проще добить машину, чем починить. На рынке им платят взаимностью: «Какое-какое СТО? Ещё и в центре? Никогда не слышал, чтобы там машины хорошо делали…» Тут каждый волен выбирать что хочет – в принципе, по мастеру и его манере изъяснятся можно понять, как он относится к работе. Лично меня СТО авторынка только отпугнули.
С закупкой запчастей проблем не было. Есть авторынок «Кудайберген», есть и автомагазины по городу, причём мастера СТО утверждают, что цены там практически такие же, как и на авторынке. Возможно, что и нет – но даже магазинные цены радовали мой привыкший к алматинским ставкам кошелёк. Правда, при посещении авторазбора восторгов поубавилось. Завидев алматинский номер машины, продавцы начинали ломить алматинские цены. Но больше нигде таких нюансов не возникало.
Подсказка байкеров
– Это тебе к дядь-Сергею надо, он по «Ниссанам» специалист в городе, – с таким ценным советом байкер в проклёпанной коже выбрался из-под моей машины. Там он пытался понять, есть у моей Cefiro проблемы с сальниками или нет.
Встреча оказалась случайной и, пожалуй, самой полезной за всё время пребывания в Бишкеке. Вечером зашёл в местный рок-клуб «Цеппелин», где с десяток парней в кожаных куртках решали свои вопросы. Разговорились – дошли и до моих проблем с машиной. «Железная стая» дружно двинулась на улицу глядеть мотор «Ниссана». Самым ценным после 15 минут консультации оказался адрес «дядь-Сергея». Байкеры кивали: дядь-Сергей – мастер, которому никакое СТО не нужно. Умелец работает на дому вместе с сыном, и к нему стоит очередь «ниссановодов».
Маэстро Сергей, и внешне, и голосом, и манерой говорить напоминающий комика Илью Олейникова, сделал диагноз по сальникам, заменил датчики масла, ремень генератора, откорректировал мелочи по движку и шокировал: за полуторачасовую работу взял 300 сомов – 1500 тенге. На будущее посоветовал своих коллег, которые так же специализируются на Nissan’ах. В общем, не вернуться невозможно.
Фактически это была финальная стадия моего ремонта в Бишкеке. С обновлённой ходовкой, поправленным мотором и зимней резиной в багажнике я двинул домой.
Таможня-шай-пай
Самой страшной преградой на пути назад казалась таможня, всеми описываемая как страшное прожорливое чудище хлеще Сциллы с Харибдой.
– Купишь там новые шины – назад не провезёшь! – стращали алматинские знатоки.
Провёз. Хотя это и был повод пообщаться с таможенниками. Завидев шины, ребята в форме дружно насели:
– Товар?!
В ответ сунул выписанное продавцом шин извещение – клочок бумаги, подтверждающий факт покупки. Насевшие погрустнели, но продолжили:
– А печать базара где?!
Тут я замялся – печати на извещении не было. Кто-то тихо дал подсказку:
– Таможня-шай-пай оставь…
100 сомов выпорхнули из кошелька и…
Здравствуй, Казахстан! Казалось, асфальт трассы Бишкек – Алматы за прошедшие три дня отполировали дополнительно, чтобы машина шла мягче и быстрее. Всё-таки лучшая дорога – это дорога домой.
P. S. Ночь, день, ночь
Вопрос проживания дикого туриста в Бишкеке решается легко – с помощью газеты с объявлениями.
Оптимальный вариант – снять квартиру, цены на которые колеблются от 500 до 1500 сомов (в зависимости от района и обстановки квартиры). Но делать это желательно с утра – к вечеру «суточные» квартиры разбирают. Я вот с этим опоздал – и пошёл в ближайшую гостиницу, где за номер с душем отдал 800 сомов. На следующую ночь за номер побольше – 1200 сомов. В общем, без крыши над головой в Бишкеке остаться трудно.
-
1⚡️КГД анонсировал запуск нового кабинета налогоплательщика
- 7173
- 2
- 17
-
2❗️Интеграция функций пожарных и медиков: глава МЧС открыл универсальное спасательное подразделение в Акмолинской области
- 3026
- 2
- 17
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 12 января
- 2948
- 0
- 6
-
4🇲🇳В Монголии тысячи митингующих требуют отставки правительства
- 2900
- 2
- 69
-
5💰Сколько стоят доллар и рубль в обменниках Казахстана 12 января
- 2944
- 0
- 12
-
6🗳В Хорватии проходит второй тур президентских выборов
- 2938
- 1
- 7
-
7🔥Пожары в Лос-Анджелесе: число жертв снова выросло, ветер усиливается
- 2880
- 1
- 37
-
8💥Взрыв произошёл в ресторане в Чехии, шесть человек погибли
- 2906
- 0
- 20
-
9💥Взрыв на газозаправочной станции в Йемене: погибли 15 человек
- 2747
- 2
- 28
-
10⚡️Один из алматинских пустырей благоустроили в Турксибском районе
- 2659
- 1
- 19