Прямой эфир Новости спорта

Без лица

Олег СПИВАК
Олег СПИВАК
При слове «паранджа» многие вспоминают фильм «Белое солнце пустыни». Все помнят легендарную фразу: «Гюльчатай, открой личико!» Лично я, когда вижу женщину в парандже, мне на ум приходят террористы, взрывы в метро, убитые заложники и т. д. Кто-то испытывает при виде этой одежды страх, кто-то – отвращение, кто-то – восхищение. Но мало кто задумывался о том, как чувствует себя женщина в парандже и как это – смотреть на мир, когда мир не видит тебя. 

При слове «паранджа» многие вспоминают фильм «Белое солнце пустыни». Все помнят легендарную фразу: «Гюльчатай, открой личико!» Лично я, когда вижу женщину в парандже, мне на ум приходят террористы, взрывы в метро, убитые заложники и т. д. Кто-то испытывает при виде этой одежды страх, кто-то – отвращение, кто-то – восхищение. Но мало кто задумывался о том, как чувствует себя женщина в парандже и как это – смотреть на мир, когда мир не видит тебя.

В светском Казахстане около четырёх миллионов женщин – мусульманок. В парандже ходят единицы – ну не наш стиль. Но с каждым годом их становится всё больше. Меньше года назад в Казахстане широко рекламировали мусульманскую одежду под брендом «Амина». Сегодня представители компании избегают журналистов. Видимо, дела не идут.

Найти специализированный магазин мусульманской одежды в Алматы не так просто. Помог Интернет. Мое первое открытие: на всех мусульманских сайтах модели либо без головы, либо с закрашенными лицами. Жутковатое зрелище. Ничего не поделаешь – шариат. Паранджу мне продали за 6000 тг. Примерно во столько же обошлись юбка до пят и рубашка с длинным рукавом. Радикально чёрный цвет. Продавцы магазина смотрели на меня с недоумением. Крашеные голубоглазые блондинки здесь нечастые гости.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

А КАК У НИХ?

В Узбекистане за ношение паранджи в общественных местах была оштрафована женщина. Сумма штрафа составила 155 долларов.

В Америке запрещено носить на голове «колпаки» и всё, что на них похоже. Чтобы не напоминать людям о ку-клукс-клане.

Две страны Европейского союза – Франция и Бельгия – уже успели ввести запрет на ношение паранджи. К ним намерены присоединиться Италия и Нидерлады.

Чтобы облачиться в новый наряд, мне потребовалось немало усилий. Платок всё время сваливался на затылок и оголял лоб. После получаса мучений я увидела в зеркале довольно странное зрелище. От моей девичьей красоты не осталось и следа. Когда вы в парандже, никто не определит, сколько вам лет, как вы сегодня выглядите и даже какого вы пола. Хитрые чужие глаза на чёрном фоне смотрели на меня в упор. Я испугалась сама себя. А ещё больше того, как я смогу пройти в этом по городу. Сердце стучало как бешеное.

Выйдя из редакционной машины, я пошла по проспекту Абая, неподалеку от цирка, глядя на мир через узенькую щель. Наверное, таким его видят танкисты через свои окошечки или солдаты через пулемётную амбразуру. Впрочем, в армии я не служила. Минут через пять я немного освоилась. Моя паранджа – моя крепость.

Раньше я не понимала, как можно в жару носить длинное тёмное платье с рукавами да ещё и платок, который закрывает не только голову, но и лицо. Оказалось не всё так страшно.

Стоять в этом одеянии, конечно, жарко. Но, как только вы начинаете двигаться, всё продувается. Даже если погода безветреная. Такого ветерка вы не почувствуете в коротких шортах и топике. Хиджабы шьют из разных тканей, а вот паранджу в основном из вискозы. Она не садится от стирок и не мнётся. Мировой рынок мусульманской одежды оценивается в 96 миллиардов долларов. В среднем люди тратят на такую одежду около 120 долларов в год. Но есть и те, кто может отдать за паранджу или хиджаб и 10 тысяч.

Понятия приличия в мусульманской одежде размыты. Одни говорят, что одежда не должна привлекать внимания. Например, украшаться стразами, бисером и вставками и не пахнуть парфюмом. Чем можно пахнуть, не уточняется.

 Другие считают, что ненавязчивый запах духов всё-таки допускается. Но, если посмотреть модные мусульманские показы, можно увидеть множество разных цветных хиджабов, увешанных украшениями и блестящими вставками. Открытым остаётся вопрос и о наличии макияжа. В магазине мне всё же посоветовали не надевать украшений, не красить глаза и не пользоваться духами. Объяснили это тем, что женщина в мусульманской одежде должна выглядеть как можно скромнее и не привлекать внимания мужчин.

Я НА МЕТРОПОЛИТЕНЕ В ПАРАНДЖЕ И «НА ИЗМЕНЕ»

В город мы вышли не совсем в парандже – в никабе. Отличие одно: открытые глаза. У женщины в парандже они закрыты сеткой из конского волоса. Тем не менее понятие «паранджа» более знакомо нашему обывателю, а потому далее я буду называть никаб – паранджой, хоть это и неправильно. Идя по улице, мне хотелось объяснять каждому встречному, кто я на самом деле, что я не всегда хожу в таком виде. Я попыталась вжиться в образ, опустила глаза и стала ждать, когда это всё закончится. Прохожие смотрели на меня с непониманием и осуждением. Ну хоть бы один улыбнулся. Что за люди! Девушки, которые только что оживлённо беседовали, увидев меня, замолкли. Женщина лет 45-ти безотрывно и как-то осуждающе просверлила меня глазами. По спине побежали мурашки. Мужчины тоже не скрывали своего неодобрения. Кто-то качал головой, а один при виде меня даже поморщился. Водители проезжающих машин пялились на меня как на пришельца из космоса. Пара человек в проезжающем автобусе в буквальном смысле открыли рты. Дети оглядывались мне вслед, а взрослые одёргивали своих чад: «Не смотри туда!»

Исламские страны стараются дать отпор западной моде. Например, американским игрушкам, пропагандирующим «американские культурные ценности». Мусульманская кукла Фулла создана в противовес Барби. Она скромно одета и снабжена «правильными» по исламским меркам аксессуарами.

Я спускаюсь в прохладу подземных коридоров. Охрана делает вид, что ничего не происходит. Но я слышу, как полицейские сообщают обо мне по рации, не сводя с меня глаз. Девушка в кассе с вымученной улыбкой смущённо протягивает мне жёлтый жетон. Внизу эскалатора меня уже ждут люди в форме. Реакция та же. Спокойно прохожу мимо, останавливаюсь на платформе и жду поезд. Его нет, пауза затягивается. Но тут послышался шум приближающегося состава.

В вагон, куда вошла я, никто из пассажиров не сел. Те, кто был «обречён» ехать со мной, вели себя странно. Кто-то отошёл от меня подальше, кто-то, напротив, уставился в упор. Больше всего раздражало, что люди не стесняясь, разглядывают меня с головы до ног. Я пыталась сделать свои глаза как можно добрее, но, видимо, у меня ничего не получилось. Хотелось сдёрнуть с себя паранджу и закричать на весь поезд:

– Ну что вы на меня уставились!!!

Из метро я вышла в подавленном состоянии.

На следующий день я пришла в метрополитен с официальным визитом. Мне надо было узнать, как полиция должна реагировать на женщин с закрытым лицом. Я представилась. Чтобы начальство не намылило шею, офицер предусмотрительно дал мне интервью на условиях анонимности.

Взамен страж порядка переписал данные служебного удостоверения и удостоверения личности, выпросил домашний адрес и телефон, предложил сигарету. Пока курили у входа, я успела задать ему пару вопросов:

– Что вы делаете, когда в метро появляется женщина в парандже?

 – Ничего. Мы реагируем на них так же, как и на всех остальных посетителей метро. Они такие же люди, как и мы. У нас нет закона, который запрещает ношение паранджи, поэтому и реакция соответствующая.

– А если, скажем, у такой женщины будет с собой сумка?

– Тогда мы проведём обычный визуальный досмотр. Независимо от одежды мы можем произвести осмотр сумок, пакетов и других вещей, если они покажутся нам подозрительными.

Ему я не поверила. Ещё вчера на меня реагировали, мягко говоря, не как на остальных пассажиров. Повышенное к себе внимание я ощущала как никогда.

Ношение паранджи в Казахстане не запрещено, но Нурсултан Назарбаев не раз высказывал по этому поводу своё недовольство.

– Я всегда был против платков и паранджи. Наши женщины никогда не носили их и не прятали лица, – сказал президент.

 А дальше меня ждал аэропорт. Тут я была уверена: задержат, проверят, досмотрят... Ведь это бы означало, что тут можно чувствовать себя спокойно. Террористы не пройдут.

В ХII веке в письменном источнике «Хидае», составленном жителем города Маргелан Бурханеддином Али Маргеани, вышли правила поведения мусульман. В писании давалось указание на то, как должны одеваться гермофродиты. «Если он мужчина, то ношение платья со швом для него непристойно, если он женщина, ему следует носить платье со швом, как женщина».

Засунув в рукав удостоверения личности и журналистскую корочку, я направилась к входу. Но никто не обратил на меня никакого внимания. Я прошлась и среди встречающих, и по залу ожидания на втором этаже, и рядом с охранниками. Глухо. Никому не было до меня никакого дела. На входе не стояли даже металлоискатели. Объяснений этому может быть два. Первое: никто не верит, что в Алматинском аэропорту может случиться терракт, и поэтому к безопасности относятся формально. Второе: установленные системы слежения способны работать без прямого контакта с человеком. Они фиксируют волнение, повышенную температуру и прочее на расстоянии. Честно говоря, в это верится слабо.

 Зато таксисты стали лучшим индикатором. Всегда бросающиеся к каждому выходящему с предложением довезти, теперь они стояли молча, опустив глаза. Видимо, боялись остаться в одной машине с человеком без лица.

 По пути из аэропорта я направилась в Свято-Вознесенский собор. Там на меня реагировали, скорее, с недоумением, чем со страхом. Никто ни о чем меня не спросил. Я спокойно вошла в храм и вышла из него. Местные попрошайки даже улыбнулись мне и пожелали доброго дня. Видимо, приняли за туристку.

В ПАРАНДЖЕ НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ ПЕРЕД КНБ

Психолог Ольга Перкова считает, что сегодня люди разделились на два лагеря.

– Раньше не было терактов, и у нас не возникало чувства тревоги при виде закрытых лиц. Это спокойствие у многих людей пожилого и среднего возраста так и осталось. Более молодые люди после событий 11 сентября к женщинам в парандже начали относиться настороженно. Конечно, есть исключения. Но у многих в подсознании сидит убеждение: раз прячут лицо, значит, есть что скрывать. И это повод насторожиться, – добавляет она.

Впрочем, есть и обратная сторона медали. Многие считают паранджу сексуальной одеждой. Психологи и сексологи объясняют это тем, что современного мужчину уже нечем возбудить. Современные модели купальников закрывают примерно один процент женских прелестей. Другое дело – паранджа. Любой сантиметр тела – краешек розового ушка или кончик носика бросают мужчину в самые невероятные фантазии. Так что для некоторых паранджа – это не запрет, а соблазн.

Старинная русская женская одежда не похожа на паранджу, но напоминает хиджаб, и «опростоволоситься» на Руси было несмываемым позором. У древних евреев женщина на людях была обязана закрывать голову так, чтобы оставался виден один глаз. Правда, не ясно – правый или левый. Так что прятать лицо от посторонних глаз стали задолго до ислама. Прямого отношения к религии паранджа не имеет и не имела. Женщины совершают обряды хаджа с открытыми лицами. Историки кивают на богатых персиянок. Они, мол, берегли цвет лица и выгодно отличались от загорелых рабынь. Интересная деталь. В парандже нельзя входить в дом. Это считается пожеланием смерти, а значит, оскорблением. Исключение делалось лишь для обмывальщиц покойников.

Конечная точка моей прогулки по городу – КНБ. Выйдя из машины примерно за квартал и преодолев недобрые взгляды, я подошла к высокому забору. Прошла вдоль него и вышла к проходной. Через КПП меня бы, естественно, никто не пропустил. Поэтому я решила просто походить вдоль забора. Меня сразу приметил офицер и начал пристально за мной наблюдать. Через минуту он сам подошёл ко мне. Бдительный, вежливый и решительный.

– Здравствуйте, извините, вы кого-то здесь ждёте?

– Да.

– А вы не могли бы перейти на другую сторону, вон туда. (Показывает мне на другую сторону улицы. – Авт.)

– А почему?

– Это режимный объект, тут нельзя стоять.

Пришлось подчиниться. Видимо, решил, что взрывная волна не дойдёт до здания с другой стороны улицы (шутка!). Но делать было нечего. Пришлось перейти на другую сторону.

После того как я побывала по другую сторону паранджи и почувствовала на себе каково это, можно сказать одно. Официально наше общество относится нейтрально к такой одежде. Но, выйдя в парандже на улицу, понимаешь – не каждый примет тебя за нормального человека.

Тем, кто вынужден или захотел носить паранджу, приходится отказывать себе, как мне кажется, в элементарных вещах. Например, скрыв лицо, нельзя получить паспорт. В ЦОНе мне рассказали, что в Казахстане можно фотографироваться на документы в хиджабе при условии, что будет виден овал лица. На паранджу это разрешение, конечно, не распространяется. Также женщина в парандже не может обратиться за медицинской помощью к врачу мужчине.

Сняв паранджу, я испытала чудовищное облегчение. Я чувствовала легкость и свободу. Больше свое лицо я прятать не буду. Да и зачем?

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров