Ошибочка вышла
Автовокзал-призрак появился в Карасайском районе Алматинской области. Вдоль трассы Алматы – Бишкек, около 20 км от города, напротив автомобильного рынка располагается здание. И надпись: «Автовокзал «Уш коныр». Построены и остановки, есть здание гостиницы. Правда, пока территория огорожена забором, и никаких признаков функционирования автовокзала нет. Зато есть охранники, заявляющие, что это – частная собственность.
– Используя опыт крупных городов мира, принято решение о передислокации автовокзалов за черту города с 1 июля 2007 года, – говорил на встрече с населением аким Алматы Имангали Тасмагамбетов.
Но пока граждане думали и гадали, куда же переедут автовокзалы «Саяхат» и «Сайран», оказалось, что здание уже построено. Более того, по словам заместителя генерального директора ТОО «Компания «Автовокзал «Саяхат» Евгения Логунова, его презентация прошла еще в прошлом году! Еще более удивительно, что пресс-служба акимата Алматинской области об этом автовокзале ничего не знает!
– Да, мы знаем, что автовокзалы «Саяхат» и «Сайран» будут перенесены за черту города, но куда точно – пока такой информацией не располагаем, – сообщили в пресс-службе. Правда, добавили: – Вам лучше в акимат Карасайского района позвонить. Они должны знать.
В акимате Карасайского района нам подтвердили, что действительно это здание было построено, чтобы туда был перенесен автовокзал «Сайран».
– Для этого автовокзал и построен, – заверили нас в акимате.
На вопрос же, когда планируется начать его эксплуатацию, ответили кратко:
– Не в курсе.
Зато в курсе руководители обоих автовокзалов – и «Саяхата», и «Сайрана»:
– В районе Каскелена построили частный автовокзал, но потом сказали, что он будет переделан под торговый центр, – говорит генеральный директор ТОО «Международный автовокзал «Сайран» Куляш Мукужанова.
– Это здание построили для переноса «Сайрана», но потом посмотрели и поняли, что немного ошиблись с выбором месторасположения, – рассказывает заместитель генерального директора ТОО «Компания «Автовокзал «Саяхат» Евгений Логунов.
Слова и дела
На словах картина ясна – автовокзалы сегодня оказались в центре города, и это создает множество проблем. Поэтому вариант только один – перенести их на границу Алматы.
Постройка автовокзала в Каскелене для переноса «Сайрана» оказалась пробным камнем. Повторить попытку планируют в районе «Алтын Орды».
– Вместо одного «Саяхата» планируют построить три автостанции, – говорит Евгений Логунов. – Одну из них в северном направлении – по Капчагайской трассе, одну по Кульджинскому тракту и одну по Талгарской трассе.
Но пока не только не ведется строительства, но и до конца не определено месторасположение станций. Вариантов несколько – либо в районе ВИРГа, либо Красного Поля. Еще есть вариант – совместить две станции в одну и расположить ее на месте, где сходятся Кульджинский тракт и Талгарская трасса.
– На отчетной встрече с жителями Имангали Тасмагамбетов сказал, что перенос автовокзалов произойдет до конца года, – говорит Евгений Логунов. – Но на данный момент еще даже не было отвода земли. А еще нужно проложить коммуникации и начать само строительство.
Впрочем, вся земля вдоль трасс уже имеет своих владельцев. И государству вновь придется решать вопросы с собственниками, выкупая территории и потом сдавая в долгосрочную аренду застройщикам.
– Мы хоть и частный, но социально значимый объект, – рассказывает заместитель генерального директора ТОО «Компания «Автовокзал «Саяхат». – Значительная часть населения пользуется общественным транспортом, и просто так взять и закрыть автовокзал мы не можем. Сейчас ждем, когда будет произведен отвод земли. По закону к нам первым должны обратиться с предложениями о строительстве. Мы готовы сами строить и эксплуатировать свой терминал.
Пока работа обоих автовокзалов идет в обычном режиме.
– Все на уровне разговоров, – говорит Евгений Логунов.
– О переносе автовокзалов говорят только с трибун, с нами никакого разговора не было, – утверждает генеральный директор «Сайрана» Куляш Мукужанова.
Впрочем, бывшее здание автовокзала «Саяхат» уже эксплуатируется как торговый центр. И развешанные всюду объявления привлекают все новых арендаторов. Пока не ясно, долго ли предстоит им торговать. По одной информации, эта территория попадает под снос для строительства нового микрорайона. По другой – здание окончательно переоборудуют под торговый центр и оставят на месте.
То ли еще будет
Одна из причин отказа от эксплуатации построенного автовокзала «Уш коныр» – его расположение на территории области.
– У каждого перевозчика есть свидетельство, которое разрешает ему работать на определенном маршруте. Например, Шымкент – Алматы, но там не написано Шымкент – Каскелен! И для того чтобы свидетельства изменить, нужно снова провести тендер, – объясняет Евгений Логунов.
Предстоит решить вопрос и с городскими маршрутами, которые должны быть протянуты до Каскелена. Ведь пассажирам, чтобы попасть в пункт назначения Алматы, предстоит каким-то образом преодолеть еще 20 километров.
– Пока законодательно не оборудуют маршруты в Каскелене, ни о каком переносе рейсов речи быть не может. Иначе сразу перевозчик заявит об упущенной выгоде, – объясняют сотрудники автовокзалов.
В случае непродуманного и скоропалительного переноса возникнет еще одна проблема – так называемые «дикари», которые за определенную плату будут возить не до автовокзала в Каскелене, а в Алматы.
За долгие годы работы этих незаконных перевозчиков городские власти так и не смогли ничего с этим сделать.
– С территории «Саяхата» осуществляется около 550 отправлений в день. А с улицы Пушкина и Зеленого базара – 600 отправлений в день! – говорит Евгений Логунов. – Об этом мы писали в комитет транспортного контроля, его представители приехали и убедились, что все факты подтверждаются. Но, увы, спустя полтора месяца нет никакой реакции.
И если сейчас перенести автовокзалы за городскую черту, количество таких незаконных отправлений увеличится еще в несколько раз.
По мнению Евгения Логунова, осуществить задуманный проект по переносу автовокзалов удастся минимум за год.
– Но при этом должна работать вся система сразу – и строительство терминалов, и разработка дополнительных маршрутов, и проведение тендеров для тех перевозчиков, кто собирается работать в этом направлении, – говорит он.
Пока же остается только ждать и работать. В уставе автовокзалов, являющихся частными предприятиями, записано, что цель – «получение прибыли», и терять ее никто не хочет.
– По всей видимости, город ждет, пока построят развязку на пересечении проспекта Райымбека, улицы Пушкина и проспекта Суюнбая. Вроде запланировано начало строительства на май 2007 года. Как построится, так начнет что-то решаться, – высказывает точку зрения Евгений Логунов.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5311
- 1
- 3
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5088
- 3
- 16
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 21 ноября
- 2830
- 0
- 7
-
4🏃♀️Семейный забег пройдёт в Астане. Победители получат телевизоры, пылесосы и планшеты
- 2780
- 1
- 21
-
5‼️К смертной казни приговорили жительницу Таиланда за серийные убийства с помощью цианида
- 2427
- 1
- 28
-
6🔥Столичные пожарные потушили горящий автомобиль
- 2395
- 0
- 11
-
7⚡️Солдат впал в кому после удара сержанта: начался суд по резонансному инциденту в воинской части Отара
- 2460
- 6
- 27
-
8⚖️ Прокуратура вернула 12,5 млн тенге предпринимателям алматинского метрополитена
- 2408
- 0
- 15
-
9☄️Продажи и прибыль Temu и Pinduoduo упали: акции рухнули на 11%
- 2420
- 0
- 5
-
10🥶Ночные морозы до -23 прогнозируют на выходных в северной половине Казахстана
- 2584
- 0
- 8