Снегопады, обледенение и низкие температуры напрямую влияют на регулярность рейсов и работу аэропортов. В преддверии холодов редакция Informburo.kz побеседовала с директором по наземному обслуживанию FlyArystan Дмитрием Кудиновым о том, как авиакомпания готовится к зиме, с какими вызовами сталкивается отрасль в этот период и что происходит с самолётом на аэродроме, когда пассажиры видят задержку рейса на табло.
– Дмитрий, ни для кого не секрет, что зима – сложное время для авиаперевозок. Расскажите, как FlyArystan готовится к этому периоду и какие основные вызовы вы видите в обеспечении пунктуальности рейсов?
– Зима действительно самый сложный период в авиации, а поддерживать пунктуальность рейсов – настоящий челлендж как для авиакомпаний, так и для аэропортов. Зимой на процесс обслуживания самолётов накладываются дополнительные обязательные этапы, без которых полёт просто невозможен.
В первую очередь это противообледенительная обработка воздушных судов. Даже тонкий слой инея или снега может повлиять на аэродинамику, поэтому самолёт не имеет права вылетать без полной очистки. Кроме того, требуется постоянная уборка взлётно-посадочных полос и перрона, а также дополнительная проверка техники и оборудования, которые при низких температурах могут работать иначе.
К зимнему сезону мы обновляем программы противообледенительной защиты, проводим обязательное обучение персонала, проверяем технику и качество специальных жидкостей. Все процессы выстроены в соответствии с международными стандартами безопасности. Наша главная задача – чтобы каждый рейс выполнялся не просто вовремя, а прежде всего безопасно, даже если погодные условия требуют больше времени на подготовку самолета.
– Давайте поговорим о причинах задержек. Какие причины напрямую зависят от авиакомпании, а какие вне зоны вашего контроля? Какие из них преобладают в зимний период?
– Причины задержек можно разделить на те, которые зависят от авиакомпании, и те, на которые мы повлиять не можем. Неблагоприятные погодные условия относятся к неконтролируемым причинам и могут влиять на пунктуальность как напрямую, так и косвенно. Например, при сильных снегопадах требуется дополнительное время на очистку перрона или взлётно-посадочной полосы. В морозы из-за низких температур могут замерзать самолёт или наземная техника, поэтому необходимы своевременная подготовка, обогрев и прочие процедуры.
Авиакомпании и аэропорты заранее готовятся к зимнему сезону, чтобы снизить влияние погоды на расписание. Однако, по данным авиакомпании за 2025 год, около 68% задержек были связаны с причинами, не зависящими напрямую от авиакомпании.
– Многие пассажиры видят, как самолёт "моют" прямо перед вылетом. Расскажите, что это за процедура и для чего она нужна. Может ли она стать причиной задержки?
– Противообледенительную обработку, или де-айсинг, проводят для того, чтобы удалить снежно-ледяные отложения с самолёта и защитить его поверхности от обледенения при осадках. В зимнее время мы закладываем время на эту процедуру в расписание, чтобы минимизировать задержки, но при сильных снегопадах может образоваться очередь, что иногда приводит к небольшим задержкам.
Обработку выполняют максимально близко к моменту вылета, когда пассажиры уже на борту. Это не "мойка самолёта", а обязательная процедура безопасности в соответствии с международными стандартами и требованиями ИКАО (Международной организации гражданской авиации). Она основана на принципе "чистого воздушного судна", то есть самолёт не допускается к рейсу, если на его критических поверхностях есть лёд или снег.
– Правда ли, что для любой авиакомпании задержка даже одного рейса совершенно невыгодна? Как это работает в условиях лоукост-модели с минимальными интервалами между рейсами?
– Задержки действительно невыгодны и для самих авиакомпаний. FlyArystan – лоукостер, а значит, самолёты выполняют рейсы один за другим с минимальными интервалами в 30 минут, поэтому задержка одного вылета может запустить так называемый эффект домино и повлиять на весь последующий график.
Именно поэтому для авиакомпании критически важно соблюдать расписание. Пунктуальность рейсов находится под нашим постоянным контролем, мы оперативно пересматриваем ротацию самолётов и очередность рейсов, а при возникновении сбоев центр оперативного управления разрабатывает решения по восстановлению расписания и минимизации влияния одной задержки на последующие вылеты.
– Перейдём к самому важному для пассажиров вопросу: каковы их права в случае задержки рейса? Какие услуги и при какой продолжительности задержки предоставляет FlyArystan?
– В случае задержки рейса или изменений в расписании пассажиры получают уведомления на контакты, указанные при бронировании, от специальных служб авиакомпании, где подробно указано, какими услугами они могут воспользоваться. В зависимости от причины и длительности задержки это может включать прохладительные напитки, горячее питание, перебронирование авиабилета, размещение в гостинице и другие предусмотренные услуги.
– Какие особенности в перевозке ручной клади или багажа есть зимой?
– В зимний период к ручной клади пассажиров добавляется верхняя одежда. Мы рекомендуем вешать верхнюю одежду на крючки впереди стоящего кресла или держать её на руках.
Также пассажиры могут использовать пространство под креслом впереди для хранения небольшой ручной клади: сумки или рюкзака. Но пассажиры, размещённые у аварийных выходов (12–13-й ряд во FlyArystan), не могут хранить предметы под сиденьем, поскольку проход к выходу должен оставаться полностью свободным в соответствии с требованиями безопасности.
– Какие рекомендации вы бы дали пассажирам, чтобы минимизировать стресс от возможных задержек в зимний период и сделать своё путешествие более комфортным?
– Мы рекомендуем планировать поездку заранее, приезжать в аэропорт с запасом времени и проходить бесплатную онлайн-регистрацию в приложении или на сайте. Также важно оставлять включёнными контактные данные, указанные при покупке билета, телефон или мессенджер. Это позволяет пассажирам своевременно получать актуальную информацию о рейсе и обо всех услугах, которые могут быть предоставлены в случае задержки. Самое важное – понимать, что любые дополнительные процедуры в авиации в первую очередь направлены на безопасность пассажиров.
-
1🛬 Слухи о строительстве нового аэропорта в Астане прокомментировал Касымбек
-
3126
-
1
-
11
-
-
2🗣 В Алматы студент напал с ножом на преподавателя
-
3029
-
4
-
42
-
-
3😔 Стрельба в ЮАР: девять человек погибли, 10 ранены
-
3030
-
1
-
37
-
-
4😔 Ушёл из жизни легендарный актёр и режиссёр Асанали Ашимов
-
3046
-
19
-
143
-
-
5❄️ Жители столицы, одевайтесь теплее! Мороз идёт на Астану: спасатели обратились к горожанам
-
3029
-
1
-
9
-
-
6❗️Экс-премьера Пакистана Имрана Хана и его жену приговорили к 17 годам за подарок от принца
-
3212
-
3
-
9
-
-
7Северяне, готовьтесь! Завтра ожидается резкое похолодание до -36 градусов 🥶
-
3144
-
3
-
11
-
-
8😔 Умер известный британский певец Крис Ри
-
2722
-
5
-
54
-
-
9❄️ Прогноз погоды на 22 декабря: сильный ветер и мороз ожидаются на севере Казахстана
-
2902
-
1
-
9
-
-
10💬 Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в узком составе
-
2773
-
1
-
54
-
lw-3094948329-4
USD:
511.1 / 513.7
EUR:
600.0 / 604.5
RUB:
6.43 / 6.55