О ситуации с обеспечением внутреннего рынка ГСМ рассказал представитель НК "КазМунайГаз". По словам старшего вице-президента по маркетингу и сбыту АзаматаЖангулова, регионы, где бензин марки АИ-92 продаётся с ограничениями – не более 20 литров в одни руки, ещё остаются, однако уже в четырёх областях и Астане ГСМ реализуется в обычном режиме. При этом в нацкомпании отметили, что отвечают только за подведомственную им сеть АЗС, которая находится в ведении профильного дочернего предприятия "КазМунайГаз Өнімдері". Возникший на рынке дефицит топлива восполняется импортным продуктом из России.

"Для ликвидации дефицита топлива в целом по стране мы не можем предпринимать каких-либо мер, потому что наша доля на внутреннем рынке составляет всего 15%. Мы предпринимаем конкретные меры в отношении собственных сетей АЗС. Создали Ситуационный центр, следим за каждой отгрузкой, за каждым вагоном, чтобы он как можно скорее вышел с НПЗ, нигде не задержался, чтобы всё работало как часы, чтобы своих клиентов обеспечить", – проинформировал старший вице-президент по маркетингу и сбыту АО НК "КазМунайГаз" Азамат Жангулов.

"Наши клиенты, кстати, постоянные, у которых есть карточки КМГ, – у них вообще не было проблем, связанных с дефицитом. Это государственные компании, все организации, которые обеспечивают жизнедеятельность городов, свободно заправляются без ограничения", – добавил он.

На вопрос журналистов о том, почему возник дефицит востребованного топлива на рынке, в КМГ ответили, что причиной тому стали несколько факторов.


Старший вице-президент по маркетингу и сбыту АО НК "КазМунайГаз" Азамат Жангулов

Старший вице-президент по маркетингу и сбыту АО НК "КазМунайГаз" Азамат Жангулов / Фото "КазМунайГаз"

"В России на данный момент на стелле цена бензина в пересчёте на тенге около 220 тенге. Понятно, никто не будет завозить себе в убыток. Когда завозят дорогой импорт, все сети АЗС вынуждены поднять цены на импортный бензин. Однако КРЕМ не принял во внимание цены импорта и начал штрафовать АЗС. В том числе и на сети АЗС КМГ пришёл штраф на 500 млн тенге. Соответственно, это повлияло на ограничение импорта. В настоящее время в стране запасы есть, но их мало. Все пытаются эти запасы растянуть до нового завоза импорта. Если цены не повышать, тогда получится, что компания работает себе в убыток, и за это тоже предусматривается наказание. Есть ещё такой фактор – местные акимы, отвечая за инфляцию, у себя в регионах начинают жёстко контролировать цены. Из-за этого бизнес боится завозить бензин и дизтопливо. Нельзя рынок взять и заставить", – прокомментировал Азамат Жангулов.

Спикер отметил, что в прошлом году правительство заставляло КМГ завозить ГСМ себе в убыток, однако сейчас финансовая ситуация КМГ не позволяет это делать. Более того, КМГ запрещено проводить убыточные операции по многим корпоративным документам. На этот раз Министерству энергетики и Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей договориться удалось – между ведомствами найдено понимание.

"Была достигнута такая договорённость только 4 октября – при анализе цен на ГСМ будет учитываться стоимость импорта. Для нас этот принцип важен, и мы надеемся, что этого принципа будет достаточно, чтобы мы работали спокойно и не боялись, что будут какие-то штрафы", – отметил старший вице-президент по маркетингу и сбыту КМГ.

Что же касается регулирования рынка, то это сфера ответственности сразу нескольких сторон – Министерства энергетики, Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей.

"За страновой баланс ГСМ отвечает Министерство энергетики, следит за тем, чтобы не было дефицита топлива на внутреннем рынке. Министерство определяет: сколько казахстанской нефти должно быть поставлено на три НПЗ, сколько из неё будет получено нефтепродуктов, каков должен быть объём импорта. КРЕМ, в свою очередь, отвечает за то, чтобы не было неоправданного роста цен путём недопущения сговора на рынке. Наша зона ответственности – стабильная работа трёх НПЗ, мы отвечаем за то, чтобы чтобы вся нефть, выделенная Минэнерго, была переработана, чтобы все планово-предупредительные работы на заводах проводились в сроки, утверждённые Минэнерго, а также за поставку своих ГСМ на внутренний рынок, за объёмы импортных поставок на собственные АЗС.

"И есть ещё большой сегмент участников рынка – это частники, поставщики сырой нефти. Все недропользователи в соответствии с графиком Минэнерго обязаны поставлять сырую нефть на заводы. Из перерабатываемых объёмов они сами или через крупных нефтетрейдеров обязаны осуществлять поставки на внутренний рынок. Крупные владельцы АЗС обязаны загрузить свои сети за счёт внутренних поставок, а также в случае нехватки – за счёт импортных поставок. При этом импорт свободный и конкурентный, не регламентируется", – пояснил старший вице-президент по маркетингу и сбыту АО НК "КазМунайГаз".


Логотип НК "КазМунайГаз"

Логотип НК "КазМунайГаз"

Так как одним из факторов дефицита топлива стала остановка нефтеперерабатывающих заводов на плановый ремонт, журналисты не могли не спросить про сроки проведения ремонтных работ.

"Хотелось бы отметить, что объёмы поставок нефти на внутренний рынок выполнены полностью в соответствии с графиком, утверждённым Минэнерго, и НПЗ работают стабильно на 100% мощности. Все выработанные на заводах объёмы ГСМ, включая бензины, поставлены на внутренний рынок согласно графику Минэнерго. Заводы останавливались на планово-предупредительные работы строго в соответствии с графиком, утверждённым Минэнерго. При этом на Атырауском ремонт был завершён 16 сентября с опережением на 5 дней. На ПКОП капитальный ремонт завершён в апреле, также с опережением графика. На ПНХЗ ремонтные работы завершатся к 26 октября по графику. Перенос ремонтных работ ПНХЗ согласован с Минэнерго. Это делается для того, чтобы не останавливать завод два раза", – отметил он.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter