Прямой эфир Новости спорта

Традиционные духовные ценности казахского народа. Как они меняются?

Фото ru.depositphotos.com
Фото ru.depositphotos.com
Управление общественного развития города Алматы рассказывает о ценностях казахского народа и что стоит за традициями кочевников Великого шёлкового пути.

Ценности разных народов неминуемо претерпевают изменения, эксперты называют это социальной трансформацией. В то же время существуют и такие, которые сохраняются на протяжении многих веков. Духовные ценности казахского народа – какие они? И нужны ли казахам новые ценности?

Что такое духовные ценности?

Ценность – в философии – указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений. Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. А нормы – это уже правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода.

Эксперт информационно-разъяснительной группы города Алматы, старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби Елнар Берикбаев рассказывает о некоторых духовных ценностях казахского народа и на чём они были основаны.

Свобода. В древности, любая казахская семья вела кочевой образ жизни. За один день они могли собрать свою юрту и отправиться в другой аул или бескрайнюю степь. Ничто не удерживало их.

Взаимовыручка. Если кому-то нужна была помощь, то весь аул отзывался помочь. Неважно, какая была помощь – постройка дома, пища или разведение нового скота после джута. Помогали всем и всегда.

Гостеприимство. Любой странник мог зайти на ночлег и получить тёплый приём.

Уважение к старшим. Положительное качество, позволяющее связывать поколения.

Уважение к старшим всегда было на первом месте у казахского народа. Казахи всегда советуются со старшим поколением, прося помочь мудрым словом. Ельнар Берикбаев привёл пример.

"Раньше, когда, к примеру, происходило какое-то событие, казахи всегда шли советоваться к старым аксакалам, потому что были уверены, что у тех есть большой багаж знаний и у них можно почерпнуть что-то ценное. Мудрые слова передавались из поколения в поколение. Родители всегда ставили в пример своим детям мудрецов, так как питали к ним большое уважение", – рассказал Ельнар Берикбаев.

У казахов важное место в системе духовных ценностей также всегда занимали и занимают семья и родство.

Все перечисленные ценности сохранились и до сегодняшнего дня, подстроившись под современные реалии. Современный Казахстан – успешное многонациональное государство с уникальной историей и культурой, со времени обретения независимости оно приобрело устойчивую политическую систему, общественную стабильность и гармоничное состояние межэтнических и межконфессиональных отношений, резюмирует религиовед Елнар Берикбаев. "Казахстан сейчас обладает высоким международным авторитетом. Без прошлого нет будущего. Одним из важнейших условий дальнейшего развития Республики Казахстан является политическая стабильность, которая обеспечивается рядом факторов, в том числе утверждением в обществе этнической и религиозной толерантности. В условиях мультикультурализма полиэтничного Казахстана межкультурный диалог выступает краеугольным камнем фундамента общественной стабильности и гражданского мира. Поэтому сохранение и развитие межконфессионального и межэтнического согласия являются важной государственной и общественной задачей, как это было всегда", – говорит эксперт.

Нужны ли казахстанцам новые ценности?

Эксперты считают, что Казахстан мог бы гармонично сочетать восточные и западные ценности, ведь евразийское положение нашей страны позволяет это сделать. А именно: сочетать, например, свободу личности и уважение к старшим. То есть молодое поколение проявляло бы уважение к старшим, а те в свою очередь не ограничивали бы первых в выборе своего жизненного пути.

У казахстанцев всегда были в приоритете межнациональное и межрелигиозное согласие. За годы независимости в Казахстане сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, обеспечивающая сейчас политическую стабильность и атмосферу созидания и согласия в обществе, говорит религиовед Елнар Берикбаев.

Читайте также: Где получить правильное исламское образование. Советы эксперта

"Выступая с обращением по случаю вступления Республики Казахстан на пост председателя ОБСЕ, Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев отметил, что "наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий". Мирное сосуществование религий, противодействие распространению экстремизма – приоритетные факторы внутренней и внешней политики Казахстана сейчас. Взаимоотношения государства и людей в Казахстане определяют конституционные принципы светскости нашего государства, гарантирующие свободу совести, отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом", – говорит культуролог.


Пирамида в Нур-Султане, как символ мира и согласия

Пирамида в Нур-Султане – как символ мира и согласия / Фото ru.depositphotos.com


Некоторые традиции и ценности пришли в Казахстан вместе с исламом. Например, традиция, называемая "асар", которая подразумевает помощь нуждающемуся. Например, кто-то строит дом, и все родственники и друзья обязательно помогут ему. Другой яркий пример – когда взорвались военные склады в городе Арысь. Многие казахстанцы перечислили свой однодневный заработок, отвозили продукты и одежду нуждающимся. "В тот момент мы могли наблюдать традицию "асар", мы сплотились, чтобы помочь нашим людям", – напоминает религиовед. Такую же помощь оказывают казахстанцы друг другу в период пандемии коронавируса с помощью фонда "Бiз бергiмiз".

Елнар Берикбаев также приводит в пример традицию погребения, которая тоже пришла из ислама и тесно связана с семейными ценностями.

"Говоря о традиции погребения, хочется отметить, что казахи занимались кочевым скотоводством, которое подразумевало большие территории. Из-за этого было довольно большое расстояние между аулами, и перед погребением ждали три дня: это время было нужно, в том числе, для того, чтобы родственники, живущие в дальних аулах, успели прибыть вовремя. Эта традиция дошла и до наших дней, так как территория Казахстана не уменьшилась, и многие имеют много родственников в разных городах, это время нужно, чтобы все успели приехать", – рассказал Елнар Берикбаев.

Религиовед напомнил и о такой ценности как миролюбие, которую проповедует ислам. Вспоминая казахских ханов, можно сказать, что они всегда были за миролюбивую политику. Все конфликты решались максимально мирным путём.

"Войска вводились только тогда, когда не было другого решения возникшей проблемы. Сама идея мирного существования до сих пор находит отражение во внешней политике Казахстана. Мы – практически единственная страна, которая добровольно отказалась от ядерного оружия, хотя у нас был крупный арсенал. Заявили всему миру, что мы – за мирное урегулирование различных разногласий. Вспоминая один из наших символов, а именно снежного барса, хочется сказать, что этот хищник никогда не нападает первым, а в случае опасности сражается до конца. Так и мы. Миролюбивы, но в случае чего всегда защитим свой народ", – говорит Елнар Берикбаев.

Казахстан – многонациональная страна, разные народности тесно живут и сотрудничают здесь друг с другом.

"Вспомните Сталинские репрессии, когда многие народы были сосланы в Казахстан с тем расчётом, что в условиях сурового климата Казахстана сосланные не выживут. И вспомните популярный видеоролик, в котором говорят о "камне жизни", то есть курте, который перекидывали на территорию сосланным. Казахи боялись подойти ближе, ведь там стояли люди с оружием. Солдаты думали, что казахи издеваются над сосланными, кидая в них камни. Но это был курт. Именно курт спас многих от голодной смерти, наш народ делился последним. У нас есть праздник 1 Мая – День единства народа Казахстана. Заметьте, не народов, а народа. Мы едины, мы не делимся. Если мы пронесём это дальше, заложим это в своих детях, то нам гарантирован дальнейший прогресс", – рассказал религиовед Елнар Берикбаев.

Говоря о светских ценностях, эксперты считают, что западный эгоизм и индивидуализм могли бы прекрасно сочетаться с взаимовыручкой, которая так почиталась у казахского народа. Это как если бы, насытившись своими личными достижениями, казахстанцы стали делиться благами из соображений гуманности с нуждающимися.

Издержки современного образа жизни диктуют свои ценности. Наблюдая за некоторыми представителями казахстанского общества, можно понять, что на первый план выходят иные ценности: власть, богатство, родство. Если сместить акценты только на эти ценности, это приведёт к потребительскому отношению к ресурсам страны, нежеланию трудиться и развивать свои профессиональные навыки (желание руководить, будучи некомпетентным), разобщению и несправедливости в обществе.

Поэтому в антитезе этим эгоистичным ценностям в казахстанском обществе сейчас должны быть такие созидающие ценности как трудолюбие, хорошее образование, беспристрастность и порядочность. Они должны гармонично сочетаться с такими ценностями как любовь к своей семье и родине, дружба, здоровье и саморазвитие.

Поделиться:

Новости партнеров