Созидание, а не разрушение. Почему религиозные радикалы стремятся пошатнуть идеологию государства

depositphotos.com
depositphotos.com

В Управлении по делам религий города Алматы рассказали, как отличается отношение к государству в традиционном исламе и в деструктивных течениях.

Прежде всего нужно отметить, что Казахстан является светским государством. Официальная государственная религия в стране отсутствует, а Конституцией закреплена свобода вероисповедания. Религия существует внутри, но вместе с тем отделена от государства. Основными традиционными религиями, представленными в Казахстане, являются ислам и православие. При этом в Казахстане создана совершенно уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, авторитет и эффективность которой уже признали во всем мире.

Духовное управление мусульман Казахстана – главное религиозное объединение для тех, кто исповедует ислам. В нашей стране среди верующих главенствует ханафитский мазхаб – одно из самых миролюбивых ответвлений ислама, которое неразрывно связано с нашими традициями и общими нравственными ценностями.

Муфтият Казахстана поддерживает политику государства, более того, помогает в разъяснении многих вопросов, публикуя на своём официальном сайте muftiyat.kz фетвы – обращения и заявления по разного рода общественно значимым вопросам в рамках шариата. Так, к примеру, разъяснялся вопрос о вакцинации против коронавируса, о необходимости обращаться к врачам, о тонкостях веры. На сайте есть форма "вопрос-ответ", где любой человек может узнать о том, что его интересует или волнует.

Очевидно, что традиционный ислам – это религия, которая способна поддерживать государственную политику и идеологию. Именно так происходит в Казахстане. Простой пример: в статье 30 Конституции РК говорится о том, что каждый человек имеет право получить бесплатно высшее образование на конкурсной основе. А для повышения религиозной грамотности в нашей стране есть несколько вузов, где можно получить специальность теолога или исламоведа. То есть религия в светском государстве отделена от образования, но вместе с тем получить религиозное образование можно. 

Несмотря на то что светское государство предоставляет своим гражданам свободу выбора веры и утверждает в Конституции, что никто не может подвергнуться дискриминации по религиозному признаку, радикальные и деструктивные религиозные объединения зачастую не признают власти государства и его законы.

"Лидеры радикальных течений чаще всего создают под своим началом группы, где пропагандируют создание нового альтернативного государства, – говорит психолог Центра консультации и реабилитации при Управлении по делам религий города Алматы Бауржан Ахметов. – Они предлагают другую идеологию, которая не имеет никакого отношения к светскому государству. Узкая направленность убеждений представителей деструктивных течений приводит к тому, что человек отрекается от существующих общественных институтов, государственной идеологии и политики, а позже уже и от друзей, семьи". 

Собственно, это и есть отличительная черта деструктивных религиозных течений – стремление подчинить человека и показать ему, что он якобы живет неправильно, а государство не уважает его истинную веру. Именно поэтому они и называются деструктивными, то есть разрушительными, поскольку призывают разрушить существующее государство и построить на его месте новое.

Радикалы отрицают такие простые вещи как общее среднее образование, медицинское обслуживание, постоянная работа, – они считают это идеологией рабства у неверных. Свежезавербованных адептов они то пугают адскими муками за неправедную жизнь, то, напротив, обещают рай, если те помогут построить новое государство. Называют его "халифатом" и акцентируют внимание на том, что религия будет стоять во главе всего.

"Слово "халифат" в их контексте используется с совершенно другим значением, – отмечает Бауржан Ахметов. – Первоначально – это государство, созданное пророком Мухаммедом и ставшее теократическим, исламским. Да, там действуют законы шариата, но никто не призывает убивать неверных. Представители деструктивных течений вложили в это слово иной смысл, радикальный".

Посудите сами, ежегодно в Объединённые Арабские Эмираты приезжают миллионы туристов из многих стран мира, в том числе и тех, где основная часть населения исповедует православие или буддизм. Но население Эмиратов, хоть это и не светское государство, дружелюбно относится к гостям своей страны. Потому что ислам – миролюбивая религия, отвергающая терроризм и экстремизм. 

"Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых" (Коран 60:8).

Любые же действия, призывающие к разрушению мира и согласия, к страданию невинных людей, осуждаются исламом и отвергаются истинными мусульманами.

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров