Переубеждать насильно – не выход. Как алматинцу помогли в Центре консультации, адаптации и реабилитации

depositphotos.com
depositphotos.com

В Управлении по делам религий города Алматы рассказали о семье, которая пострадала от деструктивного религиозного течения.

Сейчас в облике и общении Азамата (имя изменено) ничто не говорит о том, что когда-то он принадлежал к религиозным фанатикам. Сложно даже поверить, что на его адаптацию и реабилитацию родным понадобился почти год. Мужчина не доверял никому, кроме своих "духовных лидеров" и отрицал то, что попал под деструктивное влияние. 

В семье Азамата рассказывают, что не сразу заметили, что с ним что-то не так. Но потом стало очевидно, что это уже не тот человек, к которому они привыкли: изменилось поведение, манера общения. Ранее разговорчивый и дружелюбный мужчина превратился в замкнутого и недоверчивого, а порой даже агрессивного. Он стремительно отдалялся от своих близких и совершенно не желал разговаривать на религиозные темы. Стали возникать конфликты из-за недопонимания. Семья, скорее от отчаяния, нежели от злости, начала обвинять Азамата в том, что он стал религиозным фанатиком. Это ещё больше усугубило ситуацию. Найти путь к её разрешению удалось только в Центре консультации и реабилитации при Управлении по делам религий города Алматы.

"Я вообще не хотел никого слушать, – вспоминает Азамат. – Мне казалось, что я объясняю какие-то правильные жизненные принципы, что я нашёл людей, которые меня понимают и поддерживают, указывают верный путь, а семья обвиняла меня в том, что я стал религиозным радикалом. Пытались доказать, что меня просто завербовали, но я даже не пытался к ним прислушаться. И в центре поначалу было ощущение, что это всё не по-настоящему, как будто просто мои родственники попросили людей изобразить из себя теологов, психологов". 

По словам одного из психологов центра Бауыржана Ахметова, насильственное переубеждение, когда человеку начинают рьяно доказывать, что он неправ – это далеко не всегда действенный способ работы с людьми, попавшими под влияние лидеров деструктивных течений. Они используют при вербовке свои психологические уловки, тщательно обрабатывают человека. Важно, чтобы тот, кто радикализировался, сам понял, что был неправ, понял, что то, что адепты деструктивных течений выдают за истинную веру, на самом деле таковым не является. Только после этого можно приступать к этапу адаптации. 


Читайте также: Группа компаний Air Astana обновила комнаты матери и ребёнка в трёх аэропортах страны


"В центре был один теолог, который почему-то вызвал у меня доверие, и я начал рассказывать свои мысли, объяснять своё мнение, – говорит Азамат. – Постепенно в общении с ним я понял, что сам убеждал себя в том, что радикалы правы, и что все мои подозрения по поводу истинности их намерений и слов были неслучайны. Однако я настолько оказался подверженным влиянию, что гнал подобные мысли из своей головы. Общение с теологом позволило мне понять, что я могу принимать самостоятельные решения, а не тупо делать то, что мне "вдолбили" в голову, быть разумным человеком и подходить к вопросу религиозных взглядов не только с точки зрения того, как это преподносит какой-то духовный якобы лидер, а с точки зрения науки". 

С конфликтами в семье, возникавшими на религиозной почве, также помогли справиться психологи центра. Как вспоминает Азамат, мягко и ненавязчиво объясняли, что, радикализируясь, он уходит от традиций, от семейных ценностей, от любви, которую хотят дать ему близкие. И что их негативное отношение к деструктивным течениям – это тоже проявление любви. 

"Я начал понимать, что на меня оказали не только идеологическое, но и политическое давление: говорили, что государство, в котором мы живем, неправильное, – говорит мужчина. – Я даже внешне пытался подражать этим вербовщикам, стал выглядеть не так, как мусульманин, исповедующий ханафитский мазхаб. Понимание пришло, когда я стал глубже смотреть на вопросы религии, когда стал понимать, что эти "духовные лидеры" – не учёные, а дилетанты". 

Действительно, большинство представителей деструктивных религиозных течений используют суры и аяты Корана, трактуя их по своему, не с научной точки зрения. И чаще всего их легко можно поставить в тупик, если ты просто знаешь больше, чем они. Сейчас Азамат исповедует традиционный для Казахстана ханафитский мазхаб, восстановил хорошие взаимоотношения с семьёй. А если у него возникают какие-то вопросы, касающиеся религии, то ответы он ищет в официальных источниках, таких, например, как сайты azan.kz, muslim.kz, muftiyat.kz.

Если вы или кто-то из ваших близких пострадал от деструктивных религиозных организаций, то вы можете обратиться в Центр консультации и реабилитации при Управлении по делам религий города Алматы: горячая линия для мужчин +7(701)120-75-70, для женщин +7(701)120-05-03.  

 

 

Новости партнеров