Прямой эфир Новости спорта

Какие тарифы на сотовую связь нужны в Казахстане? Мнения экспертов

В Правила оказания услуг сотовой связи внесли поправки, которые поставили точку в спорах о сроках списания абонентской платы.

Суть дискуссии сотовых операторов и Антимонопольного комитета состояла в том, должны ли операторы иметь тарифные планы только с месячным списанием абонентской платы или сроки могут быть разные.

Informburo.kz разбирался в тонкостях дела, опросив все стороны и экспертов о сложившейся ситуации.

Как выяснилось, в правила оказания услуг сотовой связи внесены новые и конкретизирующие изменения:

  • операторы обязаны иметь один из тарифных планов по авансовому порядку расчётов с абонентской платой со сроком, равным одному календарному месяцу;
  • конкретизация терминов "учётный период" и "расчётный период", которые перенесены в раздел оказания услуг связи по кредитному порядку расчетов.

Данные поправки, по сути, закрепили ситуацию, которая давно сложилась на рынке телекоммуникаций Казахстана, где операторы предлагают широкую линейку тарифных планов на любой вкус и срок. Но основной причиной, по которой такие изменения внесены, стало двойное толкование термина "учётный период", что и вылилось в спор между антимонопольным органом и мобильными операторами.

Какой срок лучше?

Мы спросили у компании Beeline, какие тарифные планы они предлагают для своих абонентов. Выяснилось, что оператор уже порядка 10 лет предлагает тарифы с различными периодами списания.

Так, клиенты Beeline могут выбрать тарифный план со сроком списания от одной недели до месяца. В частности, предлагается тарифная линейка "Яркий" со сроком списания абонплаты раз в месяц, взамен дают актуальные условия – безлимитный трафик соцсетей и до 40 ГБ интернета и такие бонусы как бесплатный пакет ТВ, обмен минут на гигабайты и т.д. С аналогичным сроком списания абонплаты и тарифы "Анлим" с безлимитным мобильным интернетом, самым доступным на рынке. Оба тарифа составили конкуренцию популярному в 2019 году тарифу "Больше" со сроком списания в 28 дней – на этой линейке сейчас около 4 млн абонентов. Также к услугам клиентов 7-дневный тарифный план, на котором сейчас порядка 1 млн человек.

Кроме того, в линейке оператора всегда было несколько тарифных планов вовсе без абонентской платы, позволяющих платить только за потраченные минуты и гигабайты.

"Beeline на данный момент является единственным независимым оператором в Казахстане и одним из крупнейших налогоплательщиков и работодателей. Beeline инвестирует в развитие только собственные средства и может решать, какие продукты и в каком объёме реализовать, без противоречия с действующим законодательством. Правилами сотовой связи предусмотрено, что при извещении абонентов за 30 дней оператор сотовой связи вправе самостоятельно вносить изменения в условия тарифов", – прокомментировали в компании.

Напомним, ранее операторы сотовой связи получили от антимонопольного комитета уведомление о признаках нарушения конкурентного законодательства. Антимонопольный комитет утверждал, что сотовые операторы обязаны иметь тарифные планы только с месячным списанием абонентской платы, так как уменьшение периода списания платы по тарифным планам до 7 и 28 дней противоречат понятию "учётный период".

Однако, как ранее отмечалось, тарифные планы с 7- и 28-дневным периодом списания абонентской платы применяются только в авансовом порядке расчётов. В Министерстве цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК (МЦРИАП РК) разъясняли, что понятие "учётный период" относится только к кредитному порядку расчётов, что исключает нарушение правил. Данное положение вещей также было подтверждено Правительством Республики Казахстан, Национальной телекоммуникационной ассоциацией Казахстана, Центром развития и защиты конкурентной политики, а также столичным департаментом антимонопольного органа.

В связи с этим, МЦРИАП РК для исключения двойного толкования термина "учётный период", внесли изменения в Правила сотовой связи, которые вступили в силу с 1 июня 2020 года. Также с внесением изменений мобильный оператор в своей линейке теперь обязан иметь тарифный план с абонентской платой за календарный месяц, а условия по остальным тарифам вправе формировать на свое усмотрение.

Мнение эксперта в области конкурентного права

Амир Бегдесенов, член совета по конкуренции Национальной палаты предпринимателей, совета "Альянса антимонопольных экспертов" напомнил, что правилами сотовой связи ранее закреплялось право оператора самостоятельно формировать тарифные планы:

"Требование антимонопольного органа о наличии у операторов сотовой связи тарифных планов только с месячной абонплатой вступает в прямое противоречие как с предыдущей версией правил сотовой связи, так и тем более с новой.

Упразднение тарифных планов с 7-дневным и 28-дневным сроком оплаты приведёт к тому, что абоненты, а также иностранцы, которые приехали в страну на короткое время (туристы и т.д.), будут вынуждены использовать только месячные тарифные планы, а они дороже. Также это будет ограничивать конкуренцию между операторами на предоставление разных по срокам действия тарифных планов, тем самым исключая возможность переманить абонентов более выгодными условиями.

Таким образом, требование антимонопольного органа противоречило не только действующим правилам сотовой связи, ограничивало конкуренцию между мобильными операторами, но и ущемляло права потребителей на свободный выбор услуг. Соответственно, исполнение таких требований в текущей редакции, наоборот, может нарушать законодательство РК о защите конкуренции".

Эксперт приводит простой пример: производители безалкогольных напитков предлагают потребителям продукцию в разных объёмах бутылок (200 гр, 500 гр, 1 литр). Это также касается и других продуктов питания, объём которых снижается производителями. "А теперь представим, что антимонопольный орган обяжет всех производить напитки объёмом только 1 л. Хорошо это будет для потребителей, самих производителей и конкуренции?" – говорит Амир Бегдесенов.

Поделиться:

Новости партнеров