Однако, у казахстанского зрителя есть свои приоритеты.

Так, уже перед началом чемпионата, с 1 июня по 07 июня, топ-10 программ среди всех каналов, конечно же, занимали спортивные программы. При этом максимальная доля охвата телезрителей – 34,9% – была зафиксирована на телеканале QazSport, далее идет Qazaqstan с долей 34,0%. На третьем месте в этом списке и в данный период отмечен художественный фильм "Сумасшедшая езда" на телеканале НТК с долей 33,6%.

Если же оценивать охват аудитории телеканалами в рамках топ-10 программ по среднему значению, то здесь в тройку лидеров входили КТК c выпуском ежедневных новостей и, как и ожидалось, Qazaqstan и QazSport с программами о спортивных событиях. У "31 канала", к примеру, хорошие показатели телесмотрения: в этот период шёл показ телесериала "Воронины" (охват аудитории 19,0%), который идёт с понедельника по четверг в 19.00.

По объёму контента на государственном языке "31 канал" занимал в этот период лидирующие позиции среди других коллег по рынку. Так, процент контента на казахском языке в период с 6:00 утра до 24:00 составлял 57%, а в полные сутки вещания на государственном языке – 66%. Чуть выше были показатели у телеканала "Астана" и у телеканала Qazaqstan.

А вот популярность новостных программ, драйверов медиа-рынка, с началом футбольных матчей и сезона летних отпусков постепенно, ненамного, но стала спадать. Это видно по началу первой недели июля и по показателям на "Первом канале Евразия", КТК и "31 канале". Однако, это было логично, предсказуемо и…временно.

В начале июля на многих спортивных телеканалах доля просмотров возросла до 45%, далее следовали новости и сериалы после 21:00. К примеру, на "31 канале" наибольшая популярность была зафиксирована у сериала "Кухня" и также, по традиции, у программы "Информбюро". А среди контента на казахском языке в лидерах были отмечены сериалы "Қыздың жолы жiңішке" и "Фазилет ханым", среди передач других телеканалов – сериал "Абысындар" (ТК "Астана") и "Алдараспан" на КТК.

В топ-10 программ среди всех каналов в начале июля, в разгар чемпионата мира по футболу, вошли: "Футбол.FIFA World Cup Russia-2018" на телеканалах QazSport и Qazaqstan, "Новости" КТК, сериал "Игрок" (Россия) и "Главные новости" на "Первом канале Евразия", сериал "Абысындар" на телеканале "Астана", сериал "Кухня" на "31 канале", сериал "Джамайка" на телеканале "Мир", "Битва экстрасенсов" на НТК, "Информбюро" на "31 канале".

Динамика доли программ собственного производства изменилась незначительно. Они держали ровную линию по популярности, немного прибавляя в рейтингах с каждым днём в июле. Причём среди своих программ в целом на рынке в лидерах развлекательный и игровой контент. С удовольствием отечественные зрители продолжали смотреть и сериалы. Даже концерты и музыку казахстанцы смотрели не так активно, как им предлагали телеканалы в этот период. Что говорит о том, что правильно выбранная стратегия и соответствующая популярность у тех каналов, которые максимально отвечают на запросы своих зрителей.

"Чемпионат мира по футболу является своеобразной лакмусовой бумагой, показателем того, какое количество зрителей на самом деле не смотрит казахстанское телевидение, – говорит генеральный директор "31 канала" Багдат Коджахметов. – Во время трансляции чемпионата мира общий рейтинг казахстанских телеканалов возрастает почти в два раза. Это значит, что наше телевидение недобирает, как минимум, половину своих телезрителей, потому что недостаточно качественно, не на 100% удовлетворяет потребности своей аудитории. Ведь когда не проходят олимпиады и чемпионаты, зрители также смотрят телевизор, но, к сожалению, не казахстанские телеканалы".

"К примеру, через два года планируется проведение Евролиги по футболу, а затем – международной олимпиады, – продолжил Б.Коджахметов. – И нам к этим событиям нужно готовиться заранее. Так, в странах Европы во время трансляции чемпионата мира по футболу количество телезрителей увеличивается примерно на 15-20%, тогда как в Казахстане резко возрастает практически на 50 процентов, а после окончания трансляций так же резко падает. Куда уходят зрители? На российские и другие зарубежные каналы. И никакими запретами, законами зрителей не заставить смотреть казахстанское ТВ, и это на сегодня большая проблема".

"Поэтому нашему телевидению нужно сегодня, здесь и сейчас, быть конкурентоспособными, в первую очередь, с российскими каналами, – резюмировал эксперт. – И что мы для этого делаем? Так, один мой коллега считает, что для этого нужно слишком много денег, а их не хватает, и потому без них мы ничего не сможем сделать. Но я с этим не согласен. Другой считает, что основная проблема в малочисленности населения Казахстана, третий называет ещё причины… Да, размер бюджетов на какой-то проект влияет на решение этой проблемы, но это никак не прямое удовлетворение запросов зрителей. Можно и за небольшие деньги создать и сделать правильный, эффективный, хороший продукт, и он даст больше, чем тот, в который вложены миллионы. Так что здесь большую роль играет, прежде всего, профессионализм и качественный контент".

Как видим, зрители чутко реагируют на изменения в контенте телеканалов. И чемпионат мира по футболу ясно показал: актуальный продукт рождает большой спрос.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter