В начале следующего года исполняется 100 лет газете «Қазақ» – родоначальнице всей отечественной демократической печати. Её основателю – выдающемуся деятелю Казахстана Ахмету Байтурсынову, безусловно, будут посвящены десятки статей. Автор этих строк в этой памятной дате видит несколько другой ракурс и свою зарисовку посвящает человеку, чья трагическая судьба неразрывно связана с Ахметом Байтурсыновым.

Развитию таланта должно сопутствовать определённое стечение обстоятельств. Гены, воспитание, самовоспитание, тяга к знаниям... Немаловажны здоровье (каких высот достигли бы Шокан, Султанмахмут, Саттар, не дожившие и до 30-летия!), материальный достаток, окружение из не менее талантливых людей.

Но и это – не всё. Желательно, чтобы рядом до последнего часа была верная жена, друг и сподвижник. Ни грамма в этом не сомневаюсь.

История оставила примеры. Оте­чественная же публицистика подарила одно такое яркое имя – Бадрисафа, урождённая Александра Ивановна, русская женщина, чьё имя неразрывно связано с именем гениального человека, духовного лидера нации Ахмета Байтурсынова.

Ныне покойный коллега, Ильяс Байтурсын, долгие годы проработавший собкором республиканских газет «Лениншіл жас» и «Егемен Қазақстан» в Костанайской области, в дни празднования в 1998 году 125-летия со дня рождения А. Байтурсынова на его родине подарил мне свою небольшую книгу. Изданная в Костанае местной типографией раритетным тиражом 600 экземпляров, она, увы, не зарегистрирована Книжной палатой республики. Сведения в этой книге «Алтын бесік», посвящённой малой родине А. Байтурсынова – Торгаю, суровой судьбе и истокам, приведшим великого сына казахского народа к большой жизни, оказались интересными. В силу указанных выше причин – мизерного тиража и незарегистрированности – они не известны до сих пор широкой общественности. Чуть далее позволю сослаться на отрывок из этой книги, иллюстрирующий светлую взаимную любовь двух людей, а пока поделюсь скудными данными об Александре Ивановне, почерпнутыми из разных источников.

Родилась в 1878 году в Челябинской области. Будучи учительницей в русско-казахской школе в с. Аулиеколь (в ста километрах от Костаная. – Авт.), познакомилась с Ахметом Байтурсыновым. В этом же 1896 году они обвенчались в мечети города Троицка. С этого времени Александра Ивановна начала исповедовать ислам. Муж с согласия жены дал ей другое имя – Бадрисафа Мухамедсадыккызы. Совместная жизнь началась в Костанае в доме № 145 (ныне ул. Абая). В связи со ссылкой в 1929 году А. Байтурсынова в Архангельск Бадрисафа, как жена врага народа, вместе с дочерью Шолпан была отправлена в 1931 году в ссылку в Томскую область. Затем их разъединили – Шолпан оставили в Томске, а Бадрисафу отправили в Западную Сибирь, на лесоповал в деревню Жуково.

В 1934 году они вернулись на родину. В 1937 году, когда вновь был арестован и расстрелян А. Байтурсынов, Бадрисафу также арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую обл. Здесь она тяжело заболела. По возвращении в Костанай беспомощная Бадрисафа была помещена в больницу для инвалидов. Похоронена возле п. Александровка близ города в 40 километрах.

А теперь отрывок из книги «Алтын бесік». Напомню, факты относятся ко времени 15-летней давности, поэтому воспоминания очевидцев нужно воспринимать не в настоящем времени. Время, очевидно, уже никого не пощадило.

«… В памяти народа до сих пор из уст в уста передаются легенды об этой чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через свою трудную, полную лишений и страданий жизнь.

Они хорошо дополняли друг друга: мудрый, интеллигентный, сильный духом Ахмет и мягкая, удивительно женственная, с не менее сильным характером Бадрисафа. Их имена вспоминают в народе вместе, не отделяя друг от друга.

Отец Александры Ивановны работал объездчиком в Амангарагайском лесничестве. Здесь в конце XIX века, в посёлке Аулиекольском, Ахмет Байтурсынов учительствовал в новой школе. Рассказывают, что молодой учитель жил на квартире у родителей Александры. Дом располагался на берегу озера. Озеро это жители впоследствии в знак уважения к А. Байтурсынову назвали Учительским. Здесь на берегу светлого озера Ахмет встретил свою первую и единственную любовь.

 Вступить в брак людям разной веры в прошлом веке было невероятно сложно. Но большая любовь Ахмета и юной Александры преодолела все преграды. Молодые вскоре уехали в Костанай, а затем в Троицк, где обвенчались по мусульманским обычаям в мечети. У именитого духовного лица – Зейнуллы-ишана Ахмет записал Александру как татарку под именем Бадрисафы Мухамедсадыккызы Байтурсыновой и оставил на два-три месяца в мечети для обучения мусульманским обычаям и традициям. Бадрисафа быстро освоила законы шариата и оставалась правоверной мусульманкой до конца своих дней.

 У казахов обычно не принято публично признаваться в сокровенных чувствах. Мы располагаем интересными сведениями об отношении Ахмета Байтурсынова к своей жене.

 Рассказывает житель Тургая Жусупбек Салыков:

 – В 1923 году Ахмет с Бадрисафой по пути из Оренбурга в Торгай остановились в местечке Кумколь (ныне территория хозяйства Шиили Джангильдинского района) у главы местного духовенства хазрета Науена Нуртазина. Несмотря на разницу в возрасте, (хазрет был намного старше Ахмета), они находились в близких дружеских отношениях и позволяли себе взаимные шутки.

 Хазрет, пленённый обаянием красавицы Бадрисафы, не удержался:

– Что за небесноглазая пери с тобой? Может, представишь?

 Ахмет ответил стихами:

Бұл кісі Александра Ивановна,

Құдайдың мен риза

маған қиғанына,

Бір кәпірді мұсылман қып

сауаптасам,

Татымай ма он молданың

иманына.

( Это Александра Ивановна;

Благодарю всевышнего за встречу с ней,

Одну неверную я обратил в ислам

Не равен ли мой подвиг службе

10 имамов?)

 Встреча в Кумколе стала притчей во языцех. Слова, сказанные тогда Ахметом, живут в народе по сей день.

 Бадрисафа выросла в казахском ауле, хорошо знала язык, казахские обычаи и традиции, была необыкновенно приветлива в общении. Люди любили её за редкие душевные качества: отзывчивость, сострадание к чужой боли и подлинную человечность.

 Один из родственников Ахмета Аубек Сатыбалдыулы, 1908 года рождения, вспоминает:

– В девять лет я остался сиротой и пас овец у родного брата Ахмета. В 1926 году дядя Кали умер. На годовые поминки – ас приехали Ахмет-ага с Бадрисафой. Я был голодный и оборванный сирота, страдал паршой, тело в незаживающих язвах. Люди брезговали находиться рядом со мной, обходили стороной. Меня спас Ахмет-ага, он забрал меня и поручил своей жене.

 Бадрисафа своими руками выходила меня, вылечила, вырвав буквально из лап смерти. Это благородство Ахмета-ага и его жены Бадрисафы я не забуду никогда.

 Он же вспоминает, как недоумевали малообразованные степняки, впервые увидевшие Бадрисафу. Как, мол, мог такой умный, образованный человек жениться на иноверке? Неужели не нашлась достойная невеста среди своих? Но позже, узнав поближе Бадрисафу, они с восхищением признавали, что у «Ақ келін» (белолицей снохи) золотой характер, соответствующий её имени. Ведь «бадрун» в переводе с арабского означает «полная луна», а «сафа» – «кристально чистая» . Никто уже не смел упрекнуть Ахмета, наоборот, после знакомства с Бадрисафой все гордились, как мудро поступил Ахмет, выбрав себе в жены такую благородную красавицу, не женщина просто, а жемчужина!

 Бадрисафу любили и уважали не менее Ахмета. И не напрасно. Когда она шла по аулу, то от неё словно исходили свет и тепло. Она всегда находила тёплые слова для взрослых, ласку и какие-то сладости для детей. Все от мала до велика буквально обожествляли её.

 По словам приёмной дочери Шолпан, она шила, вышивала, одевалась аккуратно. Когда выезжала с мужем в аул, надевала длинное с оборками платье, камзол. Неизменным оставался белый платок на голове, повязанный по-татарски. К мужу она обращалась почтительно «Торем» («Мой повелитель»). Главенствующую роль в семье играл, конечно, Ахмет. Но Бадрисафа не ограничивалась ролью скромной домохозяйки. Она принимала посильное участие во всех делах мужа. Благодаря её гостеприимству дом Байтурсыновых стал местом сбора будущих лидеров партии «Алаш» .

За чаем, который Бадрисафа не уставала подавать многочисленным соратникам Ахмета, звучали самые смелые революционные идеи.

 Жизнь Ахмета, его бесконечные аресты, тюрьмы, ссылки превратили эту скромную девушку из казахского аула в сильного человека со стойкой волей и твёрдым характером.

 Бадрисафа не могла оставаться в стороне от политической жизни мужа. В 1909 году, когда Ахмета после первого ареста этапировали в Семипалатинскую тюрьму, Бадрисафа направила гневное ходатайство на имя Степного губернатора, в котором выразила глубокое возмущение принятым властями решением и просила передать ей мужа на поруки.

 В Оренбурге в 1913 году Ахмет стал редактором газеты «Қазақ». Бадрисафа вместе с дочерью Катез взяли на себя всю физическую работу в типографии. Осенью 1918 года она участвовала в походе с лидерами партии «Алаш», правда, Байтурсыновы не принимали участия в военных действиях. Она сполна разделила судьбу своего мужа – лидера казахского национально-освободительного движения. И так до конца совместной жизни.

… В 1934 году после освобождения из архангельской и томской ссылок Байтурсыновы поселились в Алма-Ате. Здоровье Бадрисафы, подорванное за годы репрессий, не позволяло ей работать.

А Ахмету Байтурсынову, как политически неблагонадёжному, попросту не давали работу. Где бы он ни устраивался: контролёром в музей, санитаром в туберкулёзный диспансер – люди узнавали бывшего наркома. И власти, боясь огласки, делали всё, чтобы А. Байтурсынов вновь и вновь оказывался на улице. Наконец, после очередной провокации в августе 1937 года его арестовывают, и 8 декабря расстрел обрывает жизнь духовного вождя казахской нации. А. Бадрисафу ждала ссылка в Свердловскую область…

 Последние годы Бадрисафы, верной подруги и соратницы Ахмета Байтурсынова, сполна разделившей трагическую судьбу мужа, павшего жертвой сталинского режима, прошли в селе Александровка Костанайской области в приюте для душевнобольных.

 Завесу над последними годами жизни Бадрисафы приоткроет лишь дальнейший поиск, расследование, знакомство с архивными материалами России, где отбывала она ссылку.

Через пятьдесят два года, пятого сентября 1989 года, через 10 месяцев после возрождения честного имени Ахмета Байтурсынова, решением коллегии Верховного Суда СССР реабилитирована была и Бадрисафа Байтурсынова».

… Когда я рассказываю своим студентам о публицистике таких великих личностей, как Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Магжан, я часть времени непременно уделяю и личной их жизни. Ведь высокий талант сродни высокой любви…

P.S. Этот материал был подготовлен к печати, когда автора известили с малой родины – из Мендыкаринского района Костанайской области об открытии памятника Бадрисафе Байтурсыновой на берегу Тобола.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter