Семей – один из немногих городов Казахстана, где после 20.00 часов люди могут добраться до дома только на такси или пешком. При таком раскладе жители города со средним достатком уже не могут позволить себе лишний раз пойти в кино на вечерний сеанс, посетить продолжительные спектакли в театре и даже просто приехать на Центральную площадь, чтобы отдохнуть у светомузыкального фонтана, который, кстати, работает с 21 до 23 часов.

"Жители города разучились ходить на остановку после 20.00 часов, – возмущается первый заместитель председателя Семейского филиала партии "Нур Отан" Зульфия Жамалтдинова. - Когда мы предъявляем претензии перевозчикам, они говорят, что после 20.00 автобусы ходят пустые. И это неудивительно: ведь мы уже привыкли к тому, что автобуса не дождёшься".

Получается замкнутый круг: пассажиры не могут дождаться автобусов и поэтому игнорируют их, а те совершают редкие вечерние рейсы порожняком.

По словам и.о. руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нурлана Сергазинова, по графику сход машин с маршрута начинается с 20.30, а официально работа перевозчиков завершается в 21.30.

"В течение недели мы ставили своих людей на маршруты, они ездили до 21.30 часов, – сообщил Сергазинов. – Действительно, одного-двоих пассажиров везут. Конечно, для перевозчика это нерентабельно".

Нарушение графика – далеко не единственное, что возмущает жителей города. Хамство кондукторов, грязные салоны, самовольное повышение тарифов, сокращение или изменение маршрутов без предупреждения стало печальной нормой в работе общественного транспорта в Семее. Один из основных контролирующих органов, Центр управления пассажирскими перевозками, на сегодняшний день фактически не работает из-за долгов по зарплате.

"За опоздание на работу на 10-15 минут нам грозит выговор, предупреждение, штраф, а при строгом начальстве – даже увольнение, – пожаловалась семейчанка Алла Лебедева. – Но об этом и не задумываются водители автобусов и маршруток. Еще в 2013 году нам обещали систему отслеживания на основе GPS. Где она? О методах работы наших кондукторов вообще нечего говорить: почему я должна кричать на весь салон, что выхожу на следующей остановке, если они и так обязаны там останавливаться?".

"Есть перевозчики, которые создают в городе социальную напряженность: "Я не поеду и всё!" – признался Нурлан Сергазинов. – К примеру, автобус №38 не доезжает до конечной остановки в дневное время: мол, некого возить туда. Тот же нашумевший случай по улице Каржаубайулы – перевозчик взял и без предупреждения отрезал маршруты №35 и №12 от тубдиспансера, якобы из-за плохих дорог. И не идёт на компромиссы. Раз тебе жалко большие автобусы, которые, кстати, по экологическим нормам уже можно списать, приди к нам, поставь другие автобусы. Такая же ситуация с автобусом №2 – взял и отрезал жильцов по улицам Чайжунусова, Жумабаева и не собирается возобновлять движение. Сейчас мы ведём переговоры в судебном порядке и все равно обяжем его ездить, как положено по маршруту. Не будет ездить – до свидания. Да, мы должны следить за состоянием дорог – но тут влияет человеческий фактор".

Пока неизвестно, что мешало Нурлану Сергазинову сказать упрямым перевозчикам "до свидания" до этого момента. Зато стало известно, что в этом году будут проводить очередную оптимизацию маршрутной сети с приглашением столичных специалистов и с учётом мнения населения. Новая сеть будет введена в действие в 2018 году, когда планируют провести новый тендер на пассажирские перевозки. Чтобы составить конкуренцию перевозчикам, власти Семея решили подать заявку в ЕБРР на получение кредита в размере 2,1 млрд тенге для приобретения 83 новых автобусов.

Кроме того, из местного бюджета наконец были выделены 4,3 млн тенге на установку программы центрально-диспетчерской службы на основе системы GPS, c помощью которой отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог сможет контролировать дисциплину перевозчиков.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter