Прямой эфир Новости спорта

Жертвы царской охоты – не только птицы

Один из организаторов охоты для арабских шейхов в Казахстане – директор производственного объединения«Охотзоопром» Болат Отарбаев сегодня оказался на скамье подсудимых. Судят его, однако, не за разбазаривание природного биоразнообразия уникальных казахских прерий, а за частые загранкомандировки и щедрые премиальные, которые он сам себе выписывал.

Один из организаторов охоты для арабских шейхов в Казахстане – директор производственного объединения«Охотзоопром» Болат Отарбаев сегодня оказался на скамье подсудимых. Судят его, однако, не за разбазаривание природного биоразнообразия уникальных казахских прерий, а за частые загранкомандировки и щедрые премиальные, которые он сам себе выписывал.

А птичек не жалко?

Арабские шейхи охотятся на редких птиц в Казахстане начиная с 2000 года. Причём радушное приглашение исходило от казахстанской стороны, которая с помощью таких богатых и экзотичных подарков надеялась завоевать расположение шейхов, а заодно привлечь арабские инвестиции в страну. Затем чиновники задумались над тем, что не мешало бы арабам раскошелиться за барское развлечение. Поначалу речь шла о некоем межправительственном соглашении или международном договоре с Саудовской Аравией и ОАЭ, предметом которого стало бы «сохранение и искусственное воспроизводство редких исчезающих видов птиц на территории Казахстана».

Однако тут казахстанские чиновники столкнулись с тонкостями восточной дипломатии. В феврале 2001 года министр иностранных дел в письме в Минсельхоз, в состав которого входит Комитет лесного и охотничьего хозяйства, изложил эти дипломатические нюансы. «По сообщению посольства Казахстана в Саудовской Аравии подписание подобных соглашений на межправительственном уровне представляется невозможным, поскольку речь идёт о таких лицах и их личных занятиях, к которым представительства стран Залива не имеют какого-либо отношения», – говорится в письме.

Вообще «приставать» к наследным принцам с какими-то там соглашениями с дипломатической точки зрения оказалось некрасиво. «Учитывая, что инициатива в таких случаях нередко исходила от казахстанской стороны, а также принимая во внимание тот факт, что в таком сотрудничестве она заинтересована больше, чем арабская, по мнению посольства, представляется затруднительным предложитьVIP-персонам упомянутое соглашение, которое может быть воспринято ими как предварительное условие, ущемляющее их достоинство», – писал глава дипломатического ведомства.

Тем не менее казахстанским чиновникам удалось договориться о заключении коммерческих договоров с арабской стороной. Любопытно, что этическая сторона вопроса волновала их меньше всего. А ведь дрофа-красотка внесена в Красную книгу Казахстана как, цитируем: «вид, находящийся под угрозой исчезновения»! Сквозь переписку наших чиновников как с арабами, так и друг с другом красной нитью проходит мысль: ради большой политики и больших денег принести в жертву несколько десятков краснокнижных птиц не жалко.

«Исходя из политических соображений, учитывая, что члены правящих семей государств Персидского залива, занимающие высшие государственные посты, входят в первую десятку элиты и имеют возможность оказывать положительное воздействие на решение важных вопросов взаимоотношений Казахстана с этими странами, а также принимая во внимание заинтересованность казахстанской стороны в привлечении финансовых средств для различных проектов, суммы которых исчисляются десятками миллионов долларов, подписание таких коммерческих соглашений считаем допустимым», – в таких вот выражениях в 2004 году вице-министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Айтекенов обосновывал целесо-
образность царской охоты.

Что же получила казахстанская сторона от подобных реверансов? Общеизвестный факт: деньги в Казахстан арабские шейхи все эти годы вкладывали неохотно. В 2009 году председатель Агентства по инвестициям Королевства Саудовской Аравии Амр Даббах во время визита в Казахстан озвучил следующие цифры: в то время как общий объём зарубежных инвестиций Саудовской Аравии достигает 500 млрд долларов, в Казахстане арабы разместили всего 30 млн долларов. Значит, казахстанские дипломаты ошиблись в своих ожиданиях?

ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ

Во всём же, что касается охотничьих развлечений, арабы исправно выполняли свои финансовые обязательства. Охота шейхов, быть может, не приносила ожидаемых политических дивидендов, однако оказалась коммерчески прибыльным предприятием. В 2004 году на счёт ПО «Охотзоопром» поступило почти 400 тыс. долларов, в 2005 – 950 тыс., в 2006 – 900 тыс., в 2007 – 2 млн 11 тыс., в 2008 году – 588 тыс. долларов. Кроме того, время от времени арабы преподносили казахам щедрые подарки. Так, по словам председателя Комитета лесного и охотничьего хозяйства Ерлана Нысанбаева, в 2011году ОАЭ в рамках соглашения бесплатно поставили 12 новых автомашин «Тойота Прадо». Кому достались эти машины – Комитету, Минсельхозу или «Охотзоопрому» – непонятно, мы отправили господину Нысанбаеву запрос с просьбой уточнить эту деталь. Но уж точно не многострадальным дрофам!

Сегодня правоохранительные органы предъявляют директору «Охотзоопрома» Болату Отарбаеву его частые зарубежные «вояжи». Следствие подсчитало, что с 2003 по 2011 год в общей сложности он отсутствовал на рабочем месте 258 дней. Самое большое количество вылетов у него было в 2007 году – 13, в 2008 – 12, в 2010 – 9. Причём география путешествий самая разнообразная: Франкфурт, Анталия, Абу-Даби, Дубай, Бангкок, Москва, Стамбул, Шарджа, Эль-Риад. За это время ему была начислена заработная плата в размере 800 тыс. тенге и премия – 11,8 млн тенге.

Отарбаев парирует, что выезжал за рубеж в деловых целях – для ведения переговоров с арабскими партнёрами. Причём все расходы – перелёты, проживание – оплачивали шейхи. Получается, что он даже экономил средства предприятия. Есть у бывшего директора «Охот-
зоопрома» разумное объяснение и для обширной географии его поездок.

«Работа с арабскими партнёрами является специфической, и шейхи со своей свитой очень часто выезжают за пределы своих стран. И когда возникал неотложный вопрос, связанный с соглашением, они приглашали его именно туда, где они находились на тот момент», – приводятся его разъяснения в материалах дела.

Отарбаева подвело то, что согласно законодательству он как директор республиканского государственного казённого предприятия должен был согласовывать свои командировки с вышестоящим начальством, то есть Комитетом лесного и охотничьего хозяйства. Однако из-за внезапного характера вылетов это условие не соблюдалось.

За бывшего директора «Охотзоопрома» заступились сами арабы. В своём письме на имя генерального прокурора Асхата Даулбаева они заверили его, что встречи действительно «проходили по нашей просьбе, в удобных для нашей стороны странах, и все расходы, связанные с приездом Отарбаева Болата, полностью финансировались нашей стороной». «Если решение указанных вопросов нанесло ущерб, то со своей стороны готовы возместить его в полном объёме», – заключают арабские партнёры.

Таким образом, напрашивается мысль, что Болат Отарбаев стал жертвой ментального разрыва между арабами и казахами. Ну не укладываются тонкости восточной дипломатии в наш Уголовный кодекс!

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров