Прямой эфир Новости спорта

Возвращение не блудного сына

Почти полгода потребовалось Азамату Тенизбаеву, чтобы доказать свою невиновность. Казахстанского таеквондиста, обвинённого в сексуальном домогательстве во время перелёта Мехико – Лондон, оправдали решением суда присяжных ещё 8 января. Но только на воскресенье, 19 января, молодой спортсмен вместе с мамой забронировали билеты на рейс домой.

Почти полгода потребовалось Азамату Тенизбаеву, чтобы доказать свою невиновность. Казахстанского таеквондиста, обвинённого в сексуальном домогательстве во время перелёта Мехико – Лондон, оправдали решением суда присяжных ещё 8 января. Но только на воскресенье, 19 января, молодой спортсмен вместе с мамой забронировали билеты на рейс домой.

Что происходило на процессе? Какой трофей не удалось оставить на память Азамату? И – самое главное – кто в Казахстане просил Тенизбаева признать вину? Об этом в интервью «Мегаполису» рассказал вице-президент клуба «Барыс» Султанмахмут ШОКБЫТОВ.

«КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ В ТОМ, ЧТО АЗАМАТ ОПРАВДАН, СЫГРАЛА ЕГО МАМА ЖАЗИРА»

– Сколько лет вы знаете Азамата? Он действительно перспективный спортсмен?

– Он с десяти лет тренировался в нашем клубе. Занимался у Мырзагали Суранова и Бакытжана Райбекова. И – честно говоря – мы в нём видели второго Армана Чилманова, нашего единственного олимпийского призёра по таеквондо. Азамат похож на него внешне – высок, хорошо сложен. Он в неполные 18 лет выиграл без вариантов чемпионат страны – причём в олимпийском весе. И хотя британский прокурор на процессе выразил сомнение в его таланте и приводил в пример последний чемпионат мира – тот самый в Мексике – я с ним не согласен. Да, Азамат там выступил неудачно. Как, впрочем, и вся казахстанская команда. Но я и тренеры нашего клуба не отвечали за его подготовку. Тем более что для него это был первый крупный взрослый старт в карьере. В Мексику он поехал получить опыт. В итоге получил такой жизненный опыт, который не каждому выпадает.

– Когда вы услышали об этом ЧП, то как отреагировали? Поверили в вину Азамата?

В предыдущем составе федерации таеквондо нашлись такие люди, которые убеждали Азамата и его родителей, чтобы Тенизбаев взял вину на себя

– Я был тренером сборной по таеквондо и понимаю, что с молодыми спортсменами может произойти всё что угодно. И, не видя Азамата вблизи, не разговаривая с ним, допускал все варианты. Но ключевую роль в том, что он оправдан, сыграла его мама – Жазира. То, что она сделала, – настоящая история о силе материнской любви и способности к самопожертвованию. Она постоянно говорила, что её сын не способен на такие поступки. И была настолько убедительна, что я ей поверил.

И не только вы.

Ну да. Хотя – сейчас я не буду называть имён – в предыдущем составе казахстанской федерации таеквондо нашлись такие люди, которые убеждали Азамата и его родителей, чтобы Тенизбаев взял вину на себя. Конечно, так было бы проще. Не пришлось бы нести никаких затрат. Но путь наименьшего сопротивления не всегда самый лучший. Кроме того, что Азамату пришлось бы минимум год провести в английской тюрьме, это бы поставило крест на всей его карьере. У него бы была такая репутация в стране и в мире, что лучше и не думать. Вообще в Британии обвинение в сексуальном домогательстве, как нам рассказали юристы, жуткая вещь. Если преступник убьёт человека, то, выйдя на свободу, ещё сможет устроиться на работу. А человек, получивший срок за харрасмент, имеет на получение работы гораздо меньшие шансы.

БЕГ, СПЕЦСИГНАЛЫ И ПРОКУРОР

– Когда вы впервые увидели Азамата после этого ЧП?

24 августа. Он уже больше месяца находился в тюрьме в Фелхеме. До этого вместе с Жазирой мы видели его на процессе, когда его разрешили выпустить под залог.

– В каком он был состоянии?

Подавленном. У него не было в Казахстане ни одного конфликта с полицейскими. И тут на парня столько навалилось: задержание, наручники, адвокат, нашептавший ему, что стоит взять вину на себя. Но мне понравилось, что Азамат постоянно говорил о своей невиновности, ни разу не изменил показания, и это на процессе также сыграло большую роль.

– Азамат на своей странице ВКонтакте выкладывал фотографии, где он совершает пробежки по Лондону.

Уже после завершения процесса, когда мы праздновали победу в «Макдональдсе», я сказал: «Ну всё, завтра с тобой утром пробежимся». Мне было интересно, бегал ли он по-настоящему или это были просто слова. В итоге пробежали три километра. Потом немного размялись. И я – так чтобы он не заметил – предложил сделать несколько тестовых упражнений. Азамат их выполнил. Конечно, полгода простоя на нём – если говорить о профессиональном спорте – скажутся сильно. Но заметно, что в форме он себя держал.

– Какие сложности возникли в ходе процесса?

На этом процессе я присутствовал не только как свидетель, но и помогал организовывать видеосвязь с Казахстаном. Потому что на суде должны были заслушать партнёров по сборной Азамата Жулдыз Кумисбек и Кайрата Карымсакова. Жулдыз сидела в том самом самолёте за Азаматом и не слышала, чтобы впереди были какие-то звуки борьбы, возгласы, просьбы о помощи. Так вот, связь по скайпу по решению суда в расчёт не бралась. Нам, как в шпионских детективах, дали два самых настоящих спецсигнала. Первый мы протестировали в начале января, а вторым пользовались во время процесса. И во время «тестового мероприятия» выступала та самая девушка, обвиняющая Азамата. Адвокат Тенизбаева Прем Ахлюуалиясразу сказала: «Говорит эта девушка очень убедительно».

– Что ещё вам запомнилось на процессе?

Я поверил в то, что мы отстояли Азамата, только когда вечером 9 января к нам пришли два огромных чёрных полицейских и сняли с Тенизбаева браслет слежения, который он почти полгода носил на ноге. Азамат, кстати, попросил оставить этот браслет себе на память. Но ему отказали.

Мне было очень жаль маму Азамата. Жазира постоянно плакала. Особенно во время перевода речи прокурора. Я и сам вздрагивал, когда слушал, что он говорит и какие вопросы задаёт. Он постоянно пытался сбить Азамата с толку, интересовался: «Вы признали факт контакта. Сколько он длился? Если секунду, то тогда это была случайность. Если три – то вы совершили это специально». Прокурор даже приводил в пример какого-то мультяшного героя, голова которого не знает, что делают его руки. Я не думаю, что этот человек был предвзят. Он просто делал свою работу. Насколько хорошо – судить не мне. Но как нам рассказали, этот прокурор в последние полтора года проиграл только один процесс – наш.

«ПОСЛЕ ВСЕГО, ЧТО БЫЛО, АЗАМАТ ОБЯЗАН ПРОДОЛЖИТЬ КАРЬЕРУ. И ВЫИГРАТЬ МЕДАЛЬ»

– Что же помогло Азамату выиграть процесс?

То, что он был невиновен. Ещё очень большую роль сыграли показания Жулдыз Кумисбек. Понимаете, я до последнего боялся услышать решение присяжных, потому что 9 из 12 были женщины. И показания мужчин, как я опасался, они в расчёт могли бы не принять. Но, к счастью, всё обошлось. И в том числе и благодаря Кумисбек. У неё, кстати, в эти сроки должна была пройти операция. Но она её отложила, чтобы помочь Азамату.

– Что на суде сказала та самая девушка, которая обвинила Тенизбаева?

Она всё расписала в таких красках, будто Азамат её схватил и облапал.

– У вас были сомнения в том, какое решение примет суд присяжных?

Честно скажу: я поверил в то, что мы отстояли Азамата, только тогда, когда вечером 9 января к нам пришли два огромных чёрных полицейских и сняли с Тенизбаева браслет слежения, который он почти полгода носил на ноге. Азамат, кстати, попросил оставить этот браслет себе на память. Но ему отказали.

– Мне интересно: был ли шанс у казахстанской делегации попытаться отстоять спортсмена там, в «Хитроу»?

Мне кажется, что шансов завершить это дело в аэропорту не было. Я понимаю, что у нашей делегации не было британской визы и они должны были улетать. Не ясно только одно: отчего они сразу же не сообщили в посольство? Тогда Азамату было бы проще. Кстати, у нас часто ругают наших дипломатов за рубежом. Так вот, в Лондоне сотрудники казахстанского посольства Мурат и Серикжан оказали Тенизбаеву максимальную помощь. И в том, что он возвращается домой, есть и их большая заслуга.

– Мама Азамата Жазира сообщила «Мегаполису», что для оплаты услуг адвоката им пришлось продать квартиру.

Это так. Я восхищаюсь мужеством этой женщины. У Жазиры – трое детей. Младшей дочери три годика. И она несколько месяцев, не видя остальных детей, как могла спасала сына. В том числе и продав квартиру. Как мне сказала Жазира: «Деньги – это приходящее и уходящее. А сын и дочери будут с тобой».

– В августе спортсмена выпустили на свободу под залог. Эти «залоговые» деньги семье Тенизбаева вернут?

Должны вернуть. Но, сами понимаете, везде бюрократия. И возврат тех средств, что были затрачены на залог, одна из причин, почему Азамат не смог вернуться домой сразу после победы на процессе.

– Какой вывод, на ваш взгляд, нужно сделать Тенизбаеву из этой истории?

Мне кажется, что после того, как столько людей приняли участие в его судьбе, после тех усилий, что приложили его родители, Азамат обязан продолжить карьеру. А в идеале – выиграть медаль на крупном турнире. Времени у него совсем мало. Ему снова предстоит биться за лидерство в сборной с нуля. Но сейчас всё будет зависеть только от него самого, а не от прокурора и присяжных.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров