Установить причину массовой смерти каспийских тюленей невозможно, заявили прибывшие из Алматы специалисты института микробиологии и вирусологии.
По их словам, местные уполномоченные органы оставили слишком мало биологического материала для исследования – всего шесть тушек тюленей. Остальные тушки, а их около 250, были сожжены на полигоне накануне приезда вирусологов.
Заведующий лабораторией экологии и вирусов института микробиологии и вирусологии Айдын Кадырманов рассказал, что увидеть полную картину происшествия вирусологам не удалось, так как основная часть мёртвых тюленей была сожжена накануне приезда делегации в Форт-Шевченко. Для исследований местные уполномоченные органы оставили специалистам всего шесть тушек.
"Мы попросили оставить все найденные тушки, чтобы определить половой, возрастной состав погибших тюленей, степень разложения и попытаться установить, что произошло: это инфекция или одновременная внезапная гибель? Но когда мы сюда добрались, узнали, что для нас оставили только шесть трупов, а остальные были сожжены в целях общественной безопасности. Но по шести трупам мы не можем достоверно определить, в чём причина гибели тюленей. Слишком мало материала для исследований. Для вирусологических или бактериологических анализов труп должен быть свежим, максимум двух-трёхдневной давности. Сейчас мы собираем образцы тканей предоставленных нам тушек скорее для научных, а не юридических целей", – сказал Айдын Кадырманов.
Заведующий лабораторией экологии и вирусов не исключает, что тюлени погибли в разное время. По его мнению, срок давности смерти некоторых особей может превышать полгода, но только сейчас из-за смены морских течений и штормов их выбросило на берег.
"В казахстанской части Каспия на севере зимует основная популяция тюленей. 250 обнаруженных тушек, погибших за зиму, – это всего 1% от общей популяции. Мне сложно говорить, я не видел все тушки, но, судя по рассказам очевидцев, степень разложения найденных тюленей была разной – от мумифицированных до более-менее свежих. Это говорит о том, что особи погибли не одновременно", – считает Айдын Кадырманов.
Вирусолог отметил, что показателей массового отравления фауны Каспия нет.
"Мы наблюдаем только погибших тюленей. Других представителей морской фауны – рыб, птиц – нет. Если бы было отравлено непосредственно море, мы бы наблюдали гибель разнообразных животных. Утверждать или отрицать, например, утечку нефти мы также не можем, потому, что не видели все трупы тюленей. На тех, что для нас оставили, следов нефтяных продуктов не было. Были только следы от рыболовных сетей", – сказал Айдын Кадырманов.
25 апреля сообщалось, что на побережье Каспия в районе посёлка Баутино найдены тушки мёртвых тюленей. Министерство сельского хозяйства начало расследование по факту гибели тюленей.