В городе Жуковский Московской области открыли памятник легендарному советскому сверхзвуковому пассажирскому самолёту ТУ-144. Мероприятие приурочено к открытию 14-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2019, который пройдёт в Жуковском с 27 августа по 1 сентября.

Установку памятника в Жуковском несколько раз откладывали, но 19 июля авиалайнер наконец-то привезли в город.



Изначально задумывалось, что сверхзвуковой ТУ-144 будет летать из Москвы в Хабаровск без промежуточных посадок. Но мощностей двигателей не хватало для полёта на такое далёкое расстояние. Поэтому 1 ноября 1977 года по маршруту Москва – Алма-Ата запустили первый пассажирский рейс ТУ-144.


Читайте также: Что происходит с чемоданами после того, как вы их сдали в аэропорту? Репортаж из багажного отделения


"Алма-Ата невероятно интересный и красивый город. Многие люди СССР хотели в нём побывать. К тому времени самолёт, имевший ресурсы достаточной дальности для полётов в Хабаровск, ещё не был готов. Самолёт, на котором уже стояли новейшие двигатели, мог долетать только до Алма-Аты, Ташкента, Фрунзе (тогда так назывался Бишкек) и Новосибирска. Но выбрали Алма-Ату. Мне кажется, из-за красоты выбрали", – рассказывает инженер по эксплуатации в конструкторском бюро Туполева, хранитель самолёта ТУ-144 в Жуковском Алексей Амелюшкин.


Памятник ТУ-144 в Жуковском

Памятник ТУ-144 в Жуковском / Пресс-служба международного аэропорта Алматы

Билет на ТУ-144 стоил 84 рубля, а на обычный рейс 60 рублей. 24 рубля оплачивались за скорость – 2,5 тысячи км в час. Самолёт перевозил 82 пассажира на высоте 15-18 км. Рекорды по скорости и высоте полёта ТУ-144 не побиты до сих пор.

По задумке мэрии Жуковского и российских авиационных производителей, памятник олицетворяет собой возрождение эпохи сверхзвуковых пассажирских самолётов.

"Ровно 12 лет назад на МАКСе 2007 года впервые был показан восстановленный ТУ-144. Тогда мы покрасили самолёт, оборудовали салон. Сотрудники компании отреставрировали самолёт. Инженеры разработали и выполнили расчёты на прочность опор и узлов крепления авиалайнера. И, начиная с 2007 года, на каждом МАКСе самолёт выставлялся. Проводилась большая работа по оценке восстановления самолёта. Но вероятность доведения его до состояния лётной годности уже невозможна", – сказал генеральный директор ОО "Научно-инженерная компания" Александр Корнеев.


Легендарный сверхзвуковой авиалайнер ТУ-144 после реставраации

Легендарный сверхзвуковой авиалайнер ТУ-144 после реставрации / Пресс-служба международного аэропорта Алматы

Сегодня в мире осталось семь самолётов ТУ-144: шесть в России и один в Германии. О самолёте, установленном в Жуковском, вспомнили после вмешательства бывшего губернатора Московской области Бориса Громова.

"До 2007 года только вмешательство губернатора Московской области Бориса Громова спасло самолёт с бортовым номером 115 от распилки на металл. Некоторые части были уже разрезаны. И тогда же вспомнили об ещё одном ТУ-144 с бортовым номером 114 и решили поставить его в качестве памятника в Жуковском", – вспомнил генеральный директор ПАО "Туполев" Александр Конюхов.


Читайте также: К 8 Марта в Алматы привезли 78 тонн цветов. Фоторепортаж


Всего ТУ-144 выполнил 55 полётов с пассажирами. Было перевезено 3 824 пассажира.

Сверхзвуковой авиалайнер ТУ-144 за свою историю потерпел два крушения с человеческими жертвами. В 1973 году во Франции на авиасалоне в Ле-Бурже погибли все шесть членов экипажа. В 1978 году произошла вторая катастрофа опытного образца Ту-144. Двух бортинженеров зажало деформировавшимися при посадке конструкциями, из-за чего они погибли. В конце 1978 года пассажирские перевозки на ТУ-144 прекратились.

Советские разработчики на два месяца раньше запустили ТУ-144 в воздух, чем их англо-французские конкуренты со своим тоже сверхзвуковым авиалайнером Конкорд.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter