Прямой эфир Новости спорта

В Мажилисе презентовали законопроект, упрощающий процедуру банкротства

Сейчас процедуру банкротства проходят 4000 бизнесменов, и каждому четвёртому по статистике суд откажет. Новый законопроект поможет предпринимателям.

Депутаты Мажилиса при обсуждении правительственных поправок по вопросам реабилитации и банкротства вспомнили спор с Министерством финансов РК в 2014 году.

"Законопроектом вносим изменения в Уголовный кодекс, статью 238, часть 1 ("Преднамеренное банкротство"), и статью 240 ("Ложное банкротство"), исключаем в связи с тем, что мы вводим новый состав, статья 240-1 "Причинение имущественного ущерба законным требованиям кредиторов", – сказала руководитель управления реабилитации и банкротства Минфина РК Айгуль Уалиева.

Она пояснила, что составы статей 238 и 240 схожи, и в них не написано, в результате каких действий определяется преднамеренное и ложное банкротство. Сейчас эти действия расписаны в статье законопроекта. Если суд установит, что должностные лица, учредители причинили ущерб по статье 240-1, то будет наступать субсидиарная ответственность (то есть долг могут взыскать не только с руководителя компании, но и с конечного его бенефициара, настоящего владельца).

Наказание по статье 240-1 осталось примерно таким же, как и в 238-й и 240-й статьях: от штрафа до лишения свободы на срок до трёх лет.

"Статистика говорит, что по ложному банкротству у нас не возбуждено ни одного уголовного дела, есть только дела по преднамеренному банкротству. И ещё одна статья, которая будет изменена, – это доведение до неплатёжеспособности (статья 239 УК РК). Она была введена, когда принимали новый закон о реабилитации и банкротстве в 2014 году, но предусматривалось, что она будет применяться до того, как плательщик, субъект бизнеса, будет признан банкротом. На самом деле эта статья тоже нерабочая: за 4 года ни одного уголовного дела. Предлагаемая норма более чётко прописывает, что подразумевается под причинением имущественного ущерба кредиторам", – отметила представитель Минфина.

Депутат Мажилиса Гульжана Карагусова заявила, что в 2014 году Минфину предлагали объединить понятия "ложное" и "преднамеренное банкротство". И разделение в Уголовном кодексе сделали искусственно.

"В мировой практике ложное и преднамеренное – это одно и то же, но вы же тогда насмерть стояли и говорили: преднамеренное – это когда он сам придёт, покается. Мы вам говорили, что никто каяться не будет, и это противоречит Конституции. Вы настаивали, что у нас сознательные предприниматели, они будут все толпами в очереди стоять в ваш комитет, каяться, сдавать деньги. Теперь вы пришли, а тогда давили нас всей мощью Администрации Президента", – напомнила она.

Айгуль Уалиева признала, что практика показала справедливость замечаний палаты, поэтому встал вопрос о необходимости поправок в Уголовный кодекс. В случае, если должник намеренно за три года до банкротства вывел имущество и на момент вывода у него была кредиторская задолженность, а деньги он не направил на погашение, то эти действия будут рассматриваться как причинение имущественного ущерба по статье 240-1 УК РК.

Вице-министр финансов РК Канат Баедилов рассказал, что сегодня процедуру банкротства проходят 4000 бизнесменов. Фактически же таких предпринимателей значительно больше. Действующий закон не позволяет им быстро закрыть неудачный бизнес. В каждом четвёртом случае суд выносит отказ в признании банкротом. Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния, так как наличие незначительного актива расценивается как возможность рассчитаться с долгом.

"Компания должна находиться в состоянии устойчивых неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство, а суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различные толкования этого понятия. К примеру, при наличии у компании активов в виде контрольно-кассовой машины суд отказывает в признании её банкротом, несмотря на огромные долги. Такой подход вынуждает компанию продолжать убыточный бизнес. Законопроект предусматривает конкретизацию критериев, позволяющих открыть процесс банкротства. Суду необходимо установить факт отрицательного баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом как свидетельство несостоятельности субъекта", – отметил он.

Действующее законодательство предусматривает ответственность за преднамеренное и ложное банкротство. Для привлечения должностного лица требуется установить связь между его действия по выводу активов и неисполнением обязательств перед кредиторами. Кроме того, необходимо доказать наличие прямого умысла, к примеру, сбежавшего банкира.

Поправки законопроекта упростят эту процедуру. Достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинения ущерба интересам кредитора. Сейчас привлечение к субсидиарной ответственности должностных лиц является номинальным. Накануне банкротства в качестве руководителей назначаются люди, не имеющие постоянного места жительства и имущества. Поэтому законопроект предусматривает введение норм, устанавливающих ответственность фактических бенефициаров банкротства.

"Ожидается, что предлагаемые инициативы позволят на 32% активизировать субъектами бизнеса процедуры реабилитации и банкротства, в свою очередь сокращение сроков до 20% и затрат на их проведение до 40% положительно отразится на позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка Doing Business", – заключил Канат Баедилов.

3 января сообщалось, что Жомарту Ертаеву в Москве продлили домашний арест. Его задержали в Москве в начале мая. Ертаева подозревают в том, что будучи советником председателя совета директоров АО "Bank RBK" он пролоббировал получение банковского займа подставным ТОО на сумму более 80 млн долларов и приложил усилия для невозврата заёмных средств.

Поделиться:

Новости партнеров