Законопроект по вопросам регулирования миграционных процессов упростит процедуру получения статуса оралмана этническими казахами, сообщил вице-министр труда и социальной защиты населения РК Ахмади Сарбасов на презентации документа в Мажилисе.

"По действующему законодательству этнические казахи для получения статуса оралмана должны подтвердить факт своего проживания на территории иностранного государства до приобретения независимости Республикой Казахстан. На практике этнические казахи, родившиеся после 1991 года, не могут представить такие документы", – сказал Ахмади Сарбасов.

В этой связи понятие "оралман" будет изложено в новой редакции, согласно которой главным критерием будет факт, что этнический казах ранее не состоял в гражданстве РК. Предлагается законодательно предусмотреть при желании самого ходатайствующего возможность одновременно подать документы на получение разрешения на постоянное проживание и приобретение казахстанского гражданства, так как перечень подаваемых документов дублируется.

Сейчас согласно Закону "О миграции населения" оралман – этнический казах, постоянно проживавший на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за её пределами, и его дети казахской национальности, родившиеся и постоянно проживавшие после приобретения суверенитета Республикой Казахстан за её пределами, прибывший (прибывшие) в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине и получивший (получившие) соответствующий статус.

В предлагаемой редакции представлена следующая формулировка: оралман – этнический казах и члены его семьи, ранее не состоявшие в гражданстве Республики Казахстан, прибывший (прибывшие) на историческую родину и получивший (получившие) соответствующий статус.

"В целом большинство казахов, которые прибывают, имеют отметку о национальности в паспортах. Но есть небольшая категория, около 2-3%, без отметки. Это граждане, проживающие в КНР и Афганистане. Для них мы предусматриваем в рамках закона рассмотреть возможность определения национальности на основе определённого механизма. Этот механизм будет прорабатываться со всеми экспертами и депутатским корпусом", – отметил исполняющий обязанности председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции Ерлан Райганиев.

В настоящее время в Казахстане действуют три Центра адаптации и интеграции оралманов. Они находятся в городах Караганда, Шымкент и в селе Аксукент Туркестанской области. Вместе с тем такие центры не созданы в регионах расселения оралманов и переселенцев (Акмолинская, Костанайская, Павлодарская области, ВКО, СКО), хотя Концепцией миграционной политики РК на 2017-2021 годы предусмотрено их создание, отметил Ахмади Сарбасов.

Также в законопроекте предлагается расширить функции центров по оказанию адаптационных и интеграционных услуг не только оралманам, но и переселенцам.

"На сегодня компетенция по приёму заявлений от граждан на включение в региональную квоту приёма переселенцев закреплена за местными исполнительными органами, а точнее за управлениями координации занятости. Но на практике все переселенцы обращаются в центры занятости. Поэтому предлагается данную компетенцию законодательно закрепить за центрами занятости населения", – пояснил Ахмади Сарбасов.


Читайте также: "Хочу быть гражданкой Казахстана". Истории оралманов из Китая


В части привлечения рабочей иностранной силы ежегодная квота Правительства будет передана уполномоченным органам по вопросам занятости населения. Квоту будут определять по первой, второй, третьей и четвёртой категориям при выдаче рабочих разрешений. Это позволит более эффективно определять потребность работодателей и распределять её между регионами.

Рабочие разрешения будут действовать на два и более региона. При этом работодатель должен оплатить налоговый сбор в бюджет каждого региона, указанного в разрешении, а также иметь договор на выполнение работ и оказание услуг в соответствующих регионах.

Сейчас высококвалифицированные иностранцы могут самостоятельно трудоустроиться на основании справки о квалификации, которая выдаётся министерством. Но за последние три года обратились и получили справки всего лишь 11 человек. Поэтому предлагается передать эту компетенцию на уровень местных исполнительных органов.

Ещё одно из предложений – приравнять трудовых иммигрантов к сезонным работникам. Для них будет определён налоговый сбор в 8 МРП (20 200 тенге) в месяц. При этом для сезонных работников определят перечень профессий, по которым они могут быть привлечены.

"Предлагается внедрить государственную пошлину в размере 4 МРП (10 100 тенге) за выдачу разрешения на постоянное место жительства для иностранцев. Такая работа на сегодня проводится органами внутренних дел. Потому что на сегодня есть потери, связанные с изготовлением удостоверяющих документов", – заключил замминистра.

Помимо этого, предлагается ввести ограничения для выезжающих на постоянное место жительства за рубеж. То есть для тех, кто имеет различные задолженности по исполнительным производствам. Это долги по алиментам и другие.

20 мая сообщалось, что законопроект, упрощающий оралманам получение вида на жительство, разработало Минтруда.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter