Рейды проходили на нескольких остановках Алматы: автовокзалах "Сайран" и "Саяхат", в районе "ВАЗа", на остановках Рыскулова - Петрова, "Плодоконсервный комбинат", микрорайон "Калкаман". Контролёры заходили в переполненные автобусы с проверкой оплаты проезда картой "Онай" и снимали пассажиров, которые купили билеты у кондукторов. Из-за безбилетных пассажиров автобус снимали с линии, а людей бесплатно пересаживали на следующий за ним транспорт. Среди контролёров был и директор "Транспортного холдинга Алматы" Рифат Абдураманов.

Люди возмущались тем, что опаздывают на работу. На некоторых автобусах, обслуживаемых частными автопарками, работали кондукторы.

Контролёрам пришлось оштрафовать практически всех пассажиров, которые ехали на 54-м маршруте. Этот автобус не должен был ездить по городу, а высадить всех людей на въезде в Алматы. Однако водитель продолжал свой путь, собирая с пассажиров наличными за проезд по 50 тенге.

"У него нет в кармане 400 тенге на покупку карты "Онай"! Как он оплатит штраф 4500 тенге? Скажите! Это ущемление народа! Лишних денег нет! Выходим из дома со 160 тенге. Это не нужно! Мы иногда только выходим из дома. Мы из аула едем за продуктами. И всё. Это не нужно народу! Никто здесь не покупал "Онай". Из ста людей, которые вошли в автобус, заплатили "Онай" только двое. Кондукторы остались без работы. Я не согласна со штрафом", – говорит одна пассажирка.

Другая пассажирка возмущалась тем, что её коллегу оштрафовали за безбилетный проезд, несмотря на то что он заплатил кондуктору.

"У него сломалась машина. У меня есть карта. Я могу дать номер директора. Мне дали "Онай", а ему дают на бензин. Стоит же кондуктор! А ему ничего не делаете! Кондуктор взял 80 тенге. Мы заплатили. Вон же стоит кондуктор 69-го. Мы опаздываем на работу. Лучше позвоните директору и скажите, что задержали его сотрудника. Нас штрафуют на 7 тысяч тенге за опоздание. Зачем кондуктор стоит? Пусть уберут его!" - говорит она.

Контролёры предлагали людям приобрести у них карты "Онай". Большинство молча покупали, но находились среди пассажиров и возмущённые новой системой оплаты проезда.

"Зачем вот этот "Онай придумали? Это же поборы просто! В чужой карман идут деньги. Я так считаю. Последние деньги с людей сдирают! С кармана последние деньги сдирают! Последние 400 тенге с кармана содрали. Это несправедливо!" - возмутилась алматинка.

Отметим, что пассажир, который не оплатил за проезд картой "Онай", считается безбилетным. В соответствии с пунктом 2 статьи 622 "Нарушение правил пользования общественным городским и пригородным транспортом" КоАП РК, уклонение от оплаты за проезд на общественном транспорте влечёт штраф в размере двух месячных расчётных показателей, что равно 4 242 тенге.

Вместе с тем штраф налагается и на водителей общественного транспорта. В соответствии с пунктом 9 статьи 623 - "Безбилетный провоз пассажиров" КоАП РК, безбилетный провоз пассажиров в трамвае, троллейбусе, автобусе городского и пригородного сообщения и маршрутном такси влечёт штраф в размере пяти месячных расчётных показателей, это 10 605 тенге.

По итогам рейда к административной ответственности привлечены всего 172 человека, в том числе и водители.

"Проблемы видны. Всё-таки есть приём наличных. Есть кондукторы. Ещё одна проблема нарисовалась – это областные маршруты, которые вообще системой не оборудованы. Хотим сказать, что эти рейды будут на постоянной основе. И в утренние часы пик и в вечерние. В течение дня рейды будут продолжены по маршрутам. Понимаем, что мы людей выводим из определённой зоны комфорта. Люди привыкли платить наличными, водители – получать. Чтобы перейти на новую систему, нужно время", – говорит директор ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" Рифат Абдураманов.

Он поясняет, что пассажиры, оплачивая проезд картой "Онай", помогают улучшить работу всего общественного транспорта Алматы. По его словам, до сих пор 60% рынка пассажирского транспорта всё ещё находятся в тени.

"Транспортный холдинг" гарантирует, что все те деньги, которые люди будут платить, будут доходить до места назначения. Эти деньги мы будем чётко контролировать, эти деньги будут вкладываться в подвижной состав, в ремонт его. За первую неделю работы мы увидели, что некоторые парки при 40-процентной выручке, которую "Онай" даёт, вышли в плюс. Это говорит о том, что 60% рынка пассажирских перевозок находятся в тени. Наша задача – все эти средства из тени вытащить. Будет больше налоговых поступлений. Власти города сказали, что это будет реинвестирование в общественный транспорт. Если мы все деньги из тени вытащим, их хватит, чтобы общественный транспорт стал качественно другим", – говорит Абдураманов.

Абдураманов сообщил, что каждая оплата картой "Онай" даёт им возможность посчитать пассажиропоток. После получения всех необходимых данных транспортники приступят к изменению маршрутной сети города. Он обещает, что новая схема движений автобусов будет намного удобнее алматинцам.

Но тем не менее Абдураманов утверждает, что сейчас сами водители и кондукторы устраивают саботаж. Отдельно он отметил, что сбор наличных денег продолжается в автобусах частного перевозчика "Тулпар ЦДС".

"Есть факты порчи оборудования. Есть факты недопуска контролёров в транспортные средства. Есть на самом деле определённый саботаж. У некоторых автопарков. Их два-три. Но особо хочу отметить "Тулпар ЦДС": 65-й маршрут, 54-й маршрут. Повальная коррупция. Мы сейчас будем принимать жёсткие меры", – добавил он.

По данным "Транспортного холдинга Алматы", на 18 января 2016 года реализовано и выдано 705 326 транспортных карт "Онай". Однако платят по ним лишь 40% владельцев карт. С 11 января по 17 января включительно 2016 года картами "Онай" было осуществлено 2 774 476 транзакций на сумму 175 401 740 тенге.

Напомним, на прошлой неделе полицейские совместно с контролёрами штрафовали водителей автобусов, которые собирали плату за проезд наличными деньгами. По КоАП РК уклонение от платы за проезд на общественном транспорте влечёт штраф в размере двух месячных расчётных показателей, что равно 4 242 тенге.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter