"На наш взгляд разработка Кодекса о недрах, объединяющего все виды полезных ископаемых, не позволит в полной мере реализовать прогрессивные подходы в регулировании недропользовании в виду принципиальных различий сфер твёрдых полезных ископаемых и углеводородного сырья. Это позиция нашей группы и мы готовы её обсуждать. В отношении сфер углеводородного сырья и твёрдых полезных ископаемых, каждая из них нуждается в более чёткой регламентации с учётом специфики данных отраслей", - выразила своё мнение в ходе круглого стола заместитель председателя правления по юридическим вопросам ТОО "Евразийская группа" Татьяна Макиенко.

Она продолжила, что в связи с вышесказанным, в группе считают правильным вернуться к успешно существовавшей в Казахстане практики раздельного законодательного регулирования этих двух отраслей.

Пусть, допустим, это будет горный кодекс и регулировать эту сферу, регулировать сферу углеводородного сырья отдельным, самостоятельным серьёзным законом.

"Тем более было озвучено, что это соответствует лучшей практике ведущих горнодобывающих стран мира. Поэтому, мы полагаем, что следует рассмотреть идею разработки "горного кодекса" как господин Мурадов предлагал о том, что нам нужно единый Кодекс иметь. Пусть, допустим, это будет горный кодекс и регулировать эту сферу, регулировать сферу углеводородного сырья отдельным, самостоятельным серьёзным законом. Сегодня прозвучало мнение господина Нигматулина Ерлана Зайруллаевича (депутат Сената парламента Казахстана – Авт.) о такой возможности. И мы хотели бы сказать, что Евразийская группа придерживается такой же позиции по данному вопросу и поддерживаем по данной части мнение депутатского корпуса. Резюмируя по данному вопросу, я бы хотела сказать, что мы предлагаем разработать горный кодекс с регулированием сферы УВС отдельным законом", - пояснила она

Сенатор Нигматулин выступая в ходе круглого стола отметил, что к сожалению, законодательство Казахстана в сфере недропользования на протяжении длительного времени подвергалось значительным изменениям.

"Ныне действующий закон "О недрах и недропользовании", который мы приняли в 2010 году, уже на следующий год в 2011 году подвергся изменениям по пяти пунктам. В 2012 году этот закон подвергся изменениям по 39 пунктам. А в 2014 году данный законопроект по инициативе правительства подвергся изменениям по 270 пунктам. В общей сложности, за пять лет действия изменения вносились 23 раза", - уточнил он.

Депутат остановился на ряде ключевых проблем отрасли.

В странах с развитой горнодобывающей промышленностью имеются отдельные законодательные акты, регулирующие деятельность по разработке твёрдых полезных ископаемых и углеводородного сырья. Раздельное законодательное регулирование это общепринятая и наиболее эффективная практика стран членов ОЭСР. 

"Первое - в странах с развитой горнодобывающей промышленностью имеются отдельные законодательные акты, регулирующие деятельность по разработке твёрдых полезных ископаемых и углеводородного сырья. Раздельное законодательное регулирование это общепринятая и наиболее эффективная практика стран членов ОЭСР. Именно такая практика применяется в Канаде, Норвегии, США. Полагаю, целесообразным уже сейчас нам нужно определиться делать нам один Кодекс или два закона, регулирующих отдельно деятельность нефтяного и горно-металлургического сектора", - продолжил он.

Второе, на что Нигматулин обратил внимание собравшихся, урегулирование вопроса разграничения техногенно-минеральных образований и техногенных образований в проекте концепции.

"Это то, о чем мы все давно говорили, и это радует. Вместе с тем, сегодня законодательство таково, что недропользователь, владея техногенно-минеральными образованиями на праве собственности, вместе с тем, обязан заключать ещё один контракт на извлечение полезных веществ из этих ТМО. И возникает абсурдная ситуация: собственник должен заключить контракт на извлечение полезных веществ из своих же ТМО. Полагаем, что на это нужно обратить внимание", - пояснил он.

Помимо этого, сенатор считает, что пришло время окончательно расставить точки над "i" в вопросах разграничения понятий добычи и переработки.

В Кодексе необходимо дать чёткое определение понятиям "добыча", "первичная переработка", "обогащение". Имеющиеся сегодня пробелы и противоречия в налоговом законодательстве и в законодательстве о недрах оставляют место для споров с фискальными органами.

"Вероятно, это один из самых часто задаваемых вопросов со стороны недропользователей. В кодексе необходимо дать чёткое определение понятиям "добыча", "первичная переработка", "обогащение". Имеющиеся сегодня пробелы и противоречия в налоговом законодательстве и в законодательстве о недрах оставляют место для споров с фискальными органами. Особенно это касается правоприменительной практики в части определения налогооблагаемой базы для исчисления НДПИ при осуществлении первичной переработки. В новом Кодексе необходимо исключить такие двусмысленные понятия", - добавил сенатор.

Вице-министр по инвестициям и развитию Казахстана Альберт Рау в свою очередь остановился на целях концепции кодекса.

"Что преследует концепция? Показать, как будет упрощено предоставление права недропользования, создание условий для привлечения инвестиций, прежде всего в геологическое изучение недр, в разведку и добычу полезных ископаемых. В этой связи предлагается дальнейшее совершенствование регулирования недропользования в горнорудной сфере по австралийской модели. В этом году мы начнём в пилотном варианте. Сроки мы сократили до 25 дней, в кодексе предполагается, что право недропользования на разведку будет получать в течение трёх дней. Конечно, этому должна предшествовать большая организационно-техническая работа. ", - рассказал он.

Он подчеркнул, что имеется в виду предоставление открытого доступа через интерактивную карту.

"Её надо создать, это практически всю сетку надо в интерактивный режим разместить. Это очень большая работа, но она будет того стоить, поскольку действительно недропользователь может в свободном режиме по принципу аренды взять участки на разведку", - добавил он.

Президент ОО "Общество нефтянников-геологов Казахстана" Балтабек Куандыков подверг критике обсуждения столь важного вопроса по его мнению в таком узком кругу.

Там первым пунктом идёт обсудить решение о разделения кодекса на два: твёрдые полезные ископаемые и на углеводороды. Я думаю, что эта практика на таком место, вот на таком собрание не решается, наверное. 

"Я смотрю решение, подготовленное сегодня для обсуждение. Там первым пунктом идёт обсудить решение о разделения Кодекса на два: твёрдые полезные ископаемые и на углеводороды. Я думаю, что эта практика на таком место, вот на таком собрание не решается, наверное. Я завтра могу, так сказать, такой же круглый стол организовать, нефтяников пригласить пять, так сказать, геологов из твёрдых полезных ископаемых и проголосовать. Я думаю это такой вопрос для всех геологов", - выразил своё мнение он.

Также Куандыков добавил, что в геологической отрасли это очень важный момент.

"Мы будем иметь один Кодекс дальше или будем сейчас делить? Потому что, последний год-полтора мы вместе с этими, так сказать, авторами, которые сегодня сидят вот за этим круглым столом, обсуждали не один раз эту концепцию: каждый пункт, каждый параграф. И сегодня получается, что это практически, ну если не зря, то по крайне мере мы много времени потратили впустую. Я хотел попросить сидящих здесь коллег своих обратить на это внимание", - подчеркнул он.

Представитель нефтянников-геологов считает, что этот вопрос надо обсудить и принят его в конструктивном порядке, а не просто рядовым голосованием. На что исполнительный директор ОЮЛ "Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий" Николай Радостовец отметил о обсуждении рекомендаций в ходе круглого стола.

Здесь подготовлены рекомендации. Это не носит обязательного характера, поэтому я надеюсь, что приниматься решения будут на национальной комиссии. 

"Никто здесь не голосует. Здесь подготовлены рекомендации. Это не носит обязательного характера, поэтому я надеюсь, что приниматься решения будут на национальной комиссии. Если вы не возражаете, мы будем следовать той схеме, когда мы всем разошлём . И самое главное я всех призываю активно участвовать в рабочей группе", - пояснил он в завершении круглого стола.

Стоит отметить, что в сентябре 2013 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил приступить к разработке Кодекса "О недрах и недропользования" в соответствии с лучшими мировыми практиками. Утверждение концепции Кодекс предполагается летом этого года, а принятие уже в 2016 году. 

Новые подходы регулирования горного сектора, предусмотренного в Кодексе обеспечат: доступность геологической информации, оценку ресурсов и запасов в соответствии с международной практикой стандартами, внедрение лучших практик ведения работ, стабильность законодательства и условий недропользования, непрерывность права недропользования, разрешение споров и арбитражов, гибкий режим передачи прав недропользования и связанных с ним объектов, отмену резрешения на залог, гибкую налоговую политику в отрасли. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter