Этой публикацией Фонд развития предпринимательства «Даму» продолжает серию статей о том, как казахстанцы становятся предпринимателями, как вынашивают идеи и строят бизнес.

В 1998 году Наталья Пахомова окончила Евразийский национальный университет по специальности «педагог-психолог». Тогда она даже не предполагала, что откроет свой центр «Школа абилитационных практик «Родники». Но, к сожалению, это пришлось сделать. К сожалению – потому что в 2009 году сыну близкой подруги Натальи поставили диагноз «аутизм», и они обнаружили, что в Астане родителям с такими детьми податься некуда. Единственная перспектива – сидеть дома с ребёнком, проводить отдельные занятия у логопеда, дефектолога и других специалистов, то есть никакой социализации ребёнка не предвиделось.

– Аутизм – это нарушение эмоционального взаимодействия с окружающей средой. Зачастую аутичные дети не могут вступить в диалог, не могут его поддерживать. Необщительный человек может, когда ему необходимо, начать разговор, аутичный ребёнок – нет. Аутисты не умеют играть, а ведь игра очень важна для развития детей; впоследствии им сложно учиться и социализироваться. Но если с ними работать по специальным программам, то можно их скорректировать. И чем раньше начать, тем больше шансов подтянуть таких детей к нормативным показателям, – объяснила Наталья Пахомова.

Чтобы помочь подруге и другим родителям, столкнувшимся с проблемой аутизма, Наталья стала использовать свою квартиру для мини-группы временного пребывания особенных детей. Так в феврале 2010 года в Астане появился центр «Школа абилитационных практик «Родники», которая позволяет детям-аутистам максимально приспособиться к окружающей среде и социуму, а также способствует развитию когнитивных процессов и личности в целом.

– Позже я поняла, что проблема более масштабная, что не только те трое ребятишек, которые изначально стали ходить ко мне, нуждаются в помощи. По информации психолого-медико-педагогических консультаций, в 2013 году в Казахстане было зарегистрировано 1099 детей с аутизмом, годом раньше – 872. На самом деле таких детей больше. Просто у нас ещё не утверждены диагностические критерии, то есть выявляемость аутичных детей находится не на должном уровне. Только ко мне за пять лет работы обратилось более 800 семей с различными формами аутистического расстройства, – вспомнила директор ИП «Школа абилитационных практик «Родники».

Осознав проблему, директор центра решила расширяться: приобрести недвижимость большей площади, чем её квартира в 50 кв. м. Она обратилась в один из банков со своим проектом. После двухмесячных бюрократических процедур ей отказали с мотивировкой: «У вас не бизнес-проект, а социальный. Под это мы кредиты не выдаём». После этого Наталья пошла в управление образования, но там ей в помощи тоже отказали со словами: «У вас бизнес-проект, а не социальный. Берите кредит в банке и работайте самостоятельно». Что делать, пришлось опять идти к банкирам.

– В 2011 году я обратилась в столичный филиал «Цеснабанка», они предложили мне участвовать в программе фонда «Даму» по кредитованию субъектов женского предпринимательства. Мне в кратчайшие сроки выдали кредит на покупку недвижимости – квартиры в 70 кв. м. Мне дали 6 млн 500 тыс. тенге под 13% годовых на 54 месяца. Переплата (вознаграждение банку) составит около 2 млн 200 тыс. тенге, – рассказала Наталья.

Директор ИП признательна сотрудникам банка, за то что увидели перспективность её проекта, и «Даму», за то что фонд предоставляют женщинам-предпринимателям кредиты на щадящих условиях. По словам Натальи, если бы она брала ипотеку на общих условиях, то ей пришлось бы платить дольше и больше. Так, знакомые Пахомовой взяли ипотеку 5 млн 400 тыс. тенге на 10 лет, а вернуть банку они должны 9 млн 200 тыс. тенге. Разница очевидна.

Сейчас в центр Пахомовой ходят 36 маленьких астанчан. Ещё для 9 семей с детьми, которым ещё не время ходить в школу, Наталья и её специалисты дают индивидуальные консультации.

– В школе идёт непрерывный цикл: для детей до 2 лет проводим курс индивидуальной терапии, потом берём в мини-группу, затем – в группу полного пребывания, после готовим к школе. Тем, кому рекомендовано надомное обучение, мы предлагаем «Класс социальных приобретений» – это авторский проект «Родников», своеобразная модель обычной школы, – рассказала Наталья Пахомова.

С ребятами проводят занятия по следующим методикам: игротерапия, арт-терапия, логоритмика и множество других. В «Родниках» работают 4 психолога, хореограф, музыкальный руководитель. Сама Наталья как специалист не останавливается на достигнутом: в 2013 году получила степень магистра социальных наук в области психологии, её диссертация была основана на опыте, который она почерпнула, занимаясь с детьми в школе «Родники».

Единственное, что беспокоит Наталью: школа физически не в состоянии вместить постоянно растущее число аутичных детей. В классах требуется установка систем кондиционирования и вентиляции. Школе нужны отдельный спортивно-тренажёрный зал, сенсорная комната, а также мастерские для обучения детей практическим навыкам. У преподавателей нет возможности проводить прогулки и занятия на свежем воздухе из-за отсутствия собственной детской площадки, что отделяет ребят из «Родников» от нормативных сверстников.

Однако Наталья Пахомова надеется, что и эти проблемы она сможет решить. Глядишь, и найдутся люди или организации, которые помогут усовершенствовать пространство для особенных деток.

Call-центр фонда «Даму» – 1408 (звонок бесплатный)

info@fund.kz | www.damu.kz | www.business.gov.kz

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter