Прямой эфир Новости спорта

Три из четырёх показателей "ДКБ – 2020" могут быть не выполнены

Миннацэкономики работает над продолжением программы до 2025 года.

С 2015-го на государственную программу "Дорожная карта бизнеса – 2020" из республиканского бюджета выделили 210 млрд тенге, благодаря чему профинансированы более 13 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Однако эксперты заявляют, что есть риски не достигнуть ряда показателей по программе, а сама поддержка уходит отелям и ресторанам вместо реального МСБ.

Заслушивание отчёта о ходе реализации госпрограммы "ДКБ – 2020" прошло в партии Nur Otan 16 апреля. Руслан Даленов, глава Министерства национальной экономики, ответственного за реализацию программы, сообщил, что за последние четыре года на её реализацию из республиканского бюджета выделили 210 млрд тенге.

"Было ещё софинансирование из местных бюджетов. Эти средства позволили профинансировать более 13 тысяч субъектов МСБ. Что это даёт? Ежегодно обучаются 20 тысяч предпринимателей, создаются 10 тысяч рабочих мест, производится продукции на 3,3 трлн тенге – участниками. Сумма уплачиваемых участниками налогов составляет 175 млрд тенге в год", – рассказал Руслан Даленов.


Слайд из презентации Министерства национальной экономики


По словам главы Миннацэкономики, большая часть средств – 126 млрд тенге – пошла на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам. Ещё 53 млрд направили на подведение инфраструктуры для бизнес-проектов, а остальное – на гарантирование кредитов, бизнес-гранты, обучение и оказание консультационных услуг.

Сейчас уже идёт работа над продлением "ДКБ" до 2025 года. В проекте программы, по словам Руслана Даленова, будут "решать все накопленные вопросы". Среди них, например, изменение требований по субсидированию и гарантированию кредитов. Также может поменяться список лиц, которым предоставляются гранты.

Вместе с тем эксперты обратили внимание на эффективность госпрограммы на нынешнем этапе. По словам руководителя Центра оценки эффективности и мониторинга реализации госпрограмм и реформ партии Nur Otan Рахима Ошакбаева, по трём индикаторам из четырёх, заложенных в текущую пятилетку "ДКБ – 2020", есть риск недостижения.

Целевые индикаторы были следующие:

  • доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее чем до 12,5%;
  • увеличение объёма выпуска продукции малыми и средними предприятиями в 1,5 раза от уровня 2014 года;
  • увеличение активно действующих субъектов МСБ на 50% от уровня 2014 года;
  • увеличение количества занятых в МСП на 50% от уровня 2014 года.

Пока не достигнуты показатели по доле обрабатывающей промышленности в ВВП, числу действующих субъектов бизнеса и занятости, говорит Рахим Ошакбаев.


Слайд из презентации Центра оценки эффективности и мониторинга реализации госпрограмм и реформ партии Nur Otan


В этой связи эксперт обратил внимание и на необходимость более строгого ведения статистики. Для определения того, кто относится к МСБ, а кто нет, следует учитывать не только численность работников, но и размеры оборота предприятий. Связано это с растущей производительностью труда, когда бизнес даже при малом числе сотрудников может иметь большие обороты.

Всего же, по данным "Даму", с 2010 по 2017 год созданы 89 тысяч рабочих мест. И стоимость создания одного рабочего места обошлась, по словам Рахима Ошакбаева, в 5,4 млн тенге. Средний объём выпуска продукции на один проект составил 311 млн тенге, средний объём выплаченных налогов – 19,1 млн тенге.


Слайд из презентации Центра оценки эффективности и мониторинга реализации госпрограмм и реформ партии Nur Otan


"Мы хотели бы пока воздержаться от суждений, много это или мало. Мы говорим, что одна из серьёзных проблем, которая существует в программе, – это конфликт интересов. Сам оператор (Фонд развития предпринимательства "Даму" – Авт.) проводит и мониторинг её эффективности", – отметил эксперт.

В свою очередь депутат Мажилиса Парламента Аманжан Жамалов выразил мнение, что, хотя "Дорожная карта бизнеса" и позиционируется как основная программа поддержки бизнеса, на самом деле она "просто затыкает дыры в кредитовании".

"Поэтому Правительство за счёт бюджета вынуждено поддерживать бизнес. Все эти деньги –126 млрд тенге за 2015-2018 годы – в конечном итоге ушли в карман банков и фонда "Даму" как посредника. Это их прямая прибыль", – подчеркнул Аманжан Жамалов.

Также парламентарий заметил, что с 2010 года только 13 тысяч предпринимателей получили субсидии, а для остальных, коих более 1 млн, кредиты, как были, так и остались недоступными.

"Надо серьёзно разобраться в схеме, кто прикрывается словами "малый и средний бизнес" и получает поддержку из бюджета. (…) Ни для кого не секрет, что по "ДКБ" кредитуются пятизвёздочные отели, элитные рестораны, автоцентры, медицинские центры, автобусные парки, таксопарки и так далее", – сказал депутат Мажилиса.

Поэтому в проекте новой программы до 2025 года, считает Аманжан Жамалов, нужно определиться, кого следует поддерживать и чего нужно ожидать взамен.

"Банки и "Даму" не будут этим заниматься: для них главное – выдать кредиты и заработать на процентах. Они не отвечают за результат, к сожалению. Этим должно заниматься Правительство", – добавил мажилисмен.

По его мнению, нужно определить для поддержки приоритетные отрасли, среди которых первая – обрабатывающая промышленность, а также пересмотреть роль фонда "Даму" в госпрограмме и расширить охват субсидированием.

"Для этого нужно снизить суммы субсидирования кредитов. Сейчас она в среднем составляет 2,5 млрд тенге – на одного (участника. – Авт.). В итоге большие проекты забирают большие суммы, а остальным ничего не достаётся. А потом Министерство нацэкономики приходит в Парламент и говорит о дефиците субсидирования программ и снова просит деньги", – подытожил Аманжан Жамалов.

Мнение о наличии проблем в реализации госпрограммы "ДКБ" поддержал и первый заместитель председателя партии Nur Otan Маулен Ашимбаев. По его словам, "программа не так работает, как была задумана".

"Есть вопросы с другими аспектами, связанные с реализацией программы. Мы должны проанализировать и дать свои рекомендации, как лучше эту программу продолжать в предстоящие годы. Задача поставлена, продлевается программа до 2025 года. Значит, надо учесть те проблемы, недостатки, которые до этого имели место", – сказал Маулен Ашимбаев.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров