Прямой эфир Новости спорта

Судья, который видит по-своему

А в гонке, похоже, победил Алматы. Ведь именно здесь сотрудники спецпрокуратуры и судья Алатауского райсуда умудрились вынести приговор за якобы совершённые пытки не только четырём полицейским, но и понятому! Вот и объясни потом людям, что быть понятым при проведении следственных действий – гражданский долг любого человека.

А в гонке, похоже, победил Алматы. Ведь именно здесь сотрудники спецпрокуратуры и судья Алатауского райсуда умудрились вынести приговор за якобы совершённые пытки не только четырём полицейским, но и понятому! Вот и объясни потом людям, что быть понятым при проведении следственных действий – гражданский долг любого человека.

ПЫТКАМ – НЕТ!

Статья 141-1 Уголовного кодекса РК появилась не так давно. Вот тут-то и началось самое интересное. Для галочки в отчётах сотрудники спецпрокуратур как с цепи сорвались.

О том, как в Казахстане искореняют пытки задержанных и заключённых, мы уже писали в предыдущих номерах издания («И вашим и нашим. Суд приговорил», «Мегаполис» № 32 (640) от 02.09.2013 г., и «В ожидании чуда» № 35 (643) от 23.09.2013 г.). В этом случае таразским операм хоть и не удалось факт пыток доказать, но что вменить в вину – нашли. Оказалось, что они незаконно задержали подозреваемых в хулиганстве в тот день, когда их и на работе не было.

Алматинская история развивалась по аналогичному сценарию.

Трое: Нурлыбек Ынтымаков, Баглан Бидуанов и Ернат Молдабаев – были задержаны за серию крупных квартирных краж. Кстати, первые двое в прошлом уже были судимы за совершение грабежа. Задержание проводили четверо оперативников Алатауского УВД Алматы: Нурлан Жумадилов, Сабыржан Тунгатаров, Асхат Кемикпаев и Азамат Бердыгожин.

По версии следствия: сразу после задержания молодых людей доставили в отдел полиции и, применяя пытки, заставили взять на себя ещё несколько ранее не раскрытых квартирных краж.

Но приговор суда в отношении троих подозреваемых всё же был оглашён в начале июля 2012 года. Им доказали три эпизода краж. Однако оказался он довольно мягким. В связи с амнистией троица получила по два с половиной года. Условно!

А через несколько дней четверых полицейских обвинили в пытках для получения от уже осуждённых нужных им показаний. И арестовали. Так вчерашние подсудимые стали потерпевшими, а полицейские – преступниками.

В спецпрокуратуре, а потом и в суде не хотели замечать того, что, вынося приговор воришкам, отдельным пунктом судья отметил в нём: «…подсудимые Ынтымаков, Бидуанов и Молдабаев во время допроса прокурором Алатауского района города Алматы признали предъявленные им обвинения, последовательно и в деталях рассказали о своих действиях во время совершения преступления, показали, что чистосердечно раскаиваются в совершённых ими преступлениях и что со стороны сотрудников полиции на них какое-либо давление не оказывалось, что у них нет претензий к сотрудникам полиции».

СЛЕДСТВИЕ «УСТАНОВИЛО», СУД ПРИГОВОРИЛ

Ну а дальше карательная машина заработала в полную силу. 15 июля этого года, спустя ровно год после задержания, судья Алатауского районного суда Марат Нурбеков вынес полицейским обвинительный приговор. Двое получили по 5 лет, а ещё двое – по 4 года лишения свободы. Но и этого оказалось мало. 3 года лишения свободы получил Ернат Бекболатов, изначально проходивший по делу о задержании воришек понятым. Судья Нурбеков мотивировал своё решение тем, что во время задержания подозреваемых в кражах Бекболатов якобы проходил стажировку для последующего поступления на службу в полицию и тоже принимал участие в пытках.

– Нурбеков вёл себя так, словно мы бесправные, и открыто принял сторону прокуратуры, – рассказывают защитник и мать одного из осуждённых полицейских Клара Бердыгожина. – За время процесса мы 12 раз давали ему отводы и только в 4-х случаях они были рассмотрены в законном порядке. Остальные 8 Нурбеков, нарушая все существующие законы, отклонил самостоятельно, без рассмотрения. Абсурд! Мы ему говорим, что хотим дать отвод, а он отвод на себя сам же и отклоняет.

Первые злоключения теперь уже осуждённых полицейских начались ещё во время следствия. В день, когда истёк срок их задержания, и им либо должны были предъявить обвинение, либо освободить из-под стражи, подследственным вместо их адвоката в прокуратуре предоставили другого, ранее незнакомого. От его защиты бывшие полицейские отказались, и на основании этого спецпрокурор Кунгожинов выносит постановление о продлении содержания их под стражей и якобы предъявляет обвинение, мотивируя тем, что они отказываются от участия в следственных действиях и от защитника.

– Выяснилось, что адвокат, предоставленная вместо нашего, вообще имела фальшивый ордер от несуществующей уже полтора года юридической консультации «Байтерек», – продолжает защитник Бердыгожина. – Ордер был старого образца. Это в официальных ответах подтвердили в Алматинской коллегии адвокатов, и бывший руководитель «Байтерека» господин Цой. Но судья Нурбеков отклоняет ходатайство защиты о признании печати в ордере недействительной.

Ещё один важный момент заключается в том, что на процессе постоянно отсутствует Баглан Бидуанов – третий из осуждённых за кражу парней, а затем якобы обратившийся с заявлением о пытках. На каждом процессе сторона защиты акцентирует внимание, что без его участия рассмотрение дела незаконно. Ходатайство об исключении его из числа потерпевших либо о приостановлении разбирательства до выяснения причин его неявки в суд Нурбеков также отклоняет. А ещё он вводит в заблуждение участников процесса, сообщая, что Бидуанов объявлен в розыск. Но Бидуанов, не появляясь на процессах, спокойно восстанавливает в Алматы утерянное им удостоверение личности, и его, естественно, никто не задерживает.

ЦВЕТОЧКИ И ЯГОДКИ

Рассказать обо всех «подвигах» судьи Марата Нурбекова на процессе, – места не хватит. Поэтому остановимся лишь на основных моментах, подтверждением которым служит постановление судьи Алатауского районного суда Бековаоб удовлетворении замечаний на протокол главного судебного разбирательства. Всего их 19, и все они удовлетворены в полном объёме.

Во-первых, судья не обратил внимание на противоречия в показаниях потерпевших, данных ими на следствии и суде. По их заявлению, их пытали в кабинетах Алатауского РУВД в день задержания с 13 до 17 часов. Однако на суде выяснилось, что этих сотрудников не было даже на территории района. Об этом свидетельствуют и распечатки детализации телефонных звонков некоторых оперативников.

Ещё около десятка опрошенных свидетелей, имевших контакт с «истязаемыми» в указанный ими в заявлении день, также подтвердили, что никаких телесных повреждений на них не было. А среди этих людей и врачи «скорой помощи», и медики, к которым впоследствии обращались потерпевшие, и сотрудники дежурной части, и начальник отдела криминальной полиции, чьи слова опять же были подтверждены детализацией звонков с мобильных телефонов оперативников. Даже помощники прокурора района Абишев и Исаев заявили, что во время проводимой ими в тот день проверки в здании УВД никаких нарушений они не выявили. Но господин Нурбеков их словно не слышал. Где-то он не вносил показания в дело, где-то по-своему интерпретировал, а где-то и вовсе выражал недоверие показаниям свидетелей, заявляя, что свидетели пособничают преступникам. Вот только забыл строгий судья, что преступником человека можно назвать только после того, как приговор суда вступит в законную силу.

А порой доходило вообще до абсурда. В приговоре Марат Нурбеков утверждает, что факт нахождения потерпевших Молдабаева, Ынтымакова и Бидуанова в УВД Алатауского района подтверждается фототаблицей, которая была сделана 26 ноября 2012 года. Тогда как дело поступило в Алатауский районный суд на месяц раньше. При проверке этих показаний в УВД отсутствует Бидуанов, но Нурбеков словно видит то, что не дано другим, и утверждает, что фототаблица с Бидуановым есть.

– То, что Нурбеков защищал позицию спецпрокуроров, которые совершили должностное преступление – это факт, – уверена защитник Клара Бердыгожина. – Сейчас у нас идёт апелляция, и мы надеемся на то, что в этот раз судья разберётся в деле и не станет принимать решения на основе обвинительного приговора, вынесенного Нурбековым.

P.S.

Удивляет неимоверное везение в плане избежания реальных тюремных сроков за совершения различных преступлений инициаторов заявления на полицейских о пытках Ерната Молдабаева и Нурлыбека Ынтымакова. В двух предыдущих – за кражу в 2010 г. и тяжкое преступление в 2011 годах Молдабаеву удалось уйти от ответственности за примирением сторон. Удалось Молдабаеву и Ынтымакову избежать наказания за попытку кражи в Алатауском районе у гражданина Нуркарына, совершённую в начале года. А затем на имя генерального прокурора Асхата Даулбаева было направлено письмо ещё от одного потерпевшего Дауренкулова, у которого Ынтымаков и Молдабаев украли имущества почти на миллион. Однако дело не двигается. По мнению господина Дауренкулова, сотрудники Каменского ОП просто напуганы, узнав о том, как закончилось задержание фигурантов теперь уже осуждёнными сотрудниками Алатауского районного УВД.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров