Прямой эфир Новости спорта

Шпекбаев представил доклад о системной коррупции в транспортном контроле

В АДГСПК предложили радикальные меры в борьбе с коррупцией в сфере транспортного контроля, но в МИР РК ответили: нужно время и законодательные поправки.

Анализ коррупции в системе транспортного контроля показал глубокие системные проблемы в этой сфере. Их озвучил заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСПК) Алик Шпекбаев. Он сообщил, что в прошлом году по фактам коррупции в этой сфере было возбуждено 25 уголовных дел, а по итогам пяти месяцев текущего года уже зарегистрировано 16 фактов коррупции.

Казахстан является участником нескольких международных транспортных коридоров: Трасека (Transport Corridor Europe Caucasus Asia), Север-Юг, Среднеазиатский коридор, Трансазиатская железнодорожная магистраль. Сегодня открыто движение от границы России до Алматинской области через города Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз, протяжённостью свыше 2000 км. Однако при том, что активно развивается транспортная сеть, каждый третий предприниматель поставил бы транспортному контролю в Казахстане двойку за работу.

"Международное рейтинговое агентство по оценке транспортировки грузов присвоило Казахстану 119-е место из 190 стран. Это наш худший показатель. Неудовлетворительным образом работу системы транспортного контроля отметили 37% предпринимателей, участвовавших в опросе НПП "Атамекен", проведённом в прошлом году. Кроме того, бизнесмены отнесли органы транспортного контроля в первую тройку самых коррумпированных сфер", – привёл статистику Алик Шпекбаев.

Он уверен, что эти факты свидетельствуют о неэффективной организации работы Комитетом транспорта при МИР РК и незаинтересованности руководства в наведении порядка.

"Их устраивает данная ситуация. Необходимо принятие комплексных мер по противодействию коррупции", – сообщил Алик Шпекбаев.

География совершения коррупционных преступлений, как отмечает Алик Шпекбаев, имеет повсеместный однородный характер. К примеру, на днях в Мангистауской области по факту получения взятки группой лиц по предварительному сговору на сумму 400 000 тенге задержаны исполняющий обязанности руководителя инспекции транспортного контроля области и главный специалист. По версии следствия, они взяли деньги, чтобы фуры ТОО "Еврострой" благополучно преодолели контроль, а также пообещали общее покровительство. В ЗКО за систематическое получение взяток был осуждён руководитель инспекции транспортного контроля области – за общее покровительство субъектам пассажирских перевозок.

"Не прекращаются коррупционные преступления, совершающиеся сотрудниками транспортного контроля по Алматинской области. Только за месяц задержано пять сотрудников по факту неоднократного получения взяток за беспрепятственный проезд транспортных средств", – добавил зампредседателя АДГСПК.

Одним из главных инструментов незаконного взимания денег стала специальная автоматизированная измерительная система (САИС), расположенная на 12 транспортных коммуникационных узлах Казахстана. Однако на практике система работала с перебоями, что стало основанием для её приостановления на девяти постах до устранения выявленных нарушений.

"На сегодня эта система не работает более двух лет. Я не знаю, кто в этом виноват. Это система, на создание которой потрачено полмиллиарда тенге. При этом ни заказчик – Комитет транспорта, ни подрядчик не привлечены к ответственности. Я считаю, что материалы по данному факту следует передать в Нацбюро для процессуальной оценки", – сказал Алик Шпекбаев.

Сегодня контроль на этих участках дорог проводится ручным способом, что создаёт коррупционные риски. Если транспортная логистика товара осуществляется с перегрузом, то для продолжения маршрута водителю необходимо погасить за проезд тяжеловесного и крупногабаритного автотранспорта административный штраф. Это требует дополнительного времени, поскольку оплата штрафа производится только в населённых пунктах с развитой инфраструктурой.

"Водители, осуществляющие доставку скоропортящихся грузов, идут на совершение коррупционного правонарушения, так как ущерб от простоя несопоставим с суммой мзды за проезд по всему маршруту. В связи с чем полагаем целесообразным рассмотреть вопросы оплаты сборов и штрафов на месте, установить соответствующие терминалы для оплаты", – отметил Алик Шпекбаев.

Однако председатель Комитета транспорта МИР РК Асет Асавбаев заверил, что САИС была отключена не в 2015-м, а только в середине прошлого года. Очень скоро ситуация будет исправлена.

"12 устройств САИС работают на кварцевых датчиках швейцарского производства. В наших условиях они не работают в пределах установленной погрешности. То есть, когда транспорт проезжает, он должен давать погрешность максимум 5%. Наши же водители очень сообразительны, они предварительно начинают тормозить, ускоряться. Есть даже факты вандализма по отношению к этим самым устройствам. Лишь бы они вышли из строя и показывали неверно. Поэтому датчики на этих устройствах будут заменены до конца текущего года", – пообещал глава комитета.

Он утверждает, что для искоренения коррупции в системе транспортного контроля необходимо время и законодательные поправки.

"Чтобы здесь коренным образом изменить, надо систему контроля менять. Что мы сейчас реализовываем. Для этого, конечно, требуется время и законодательные поправки", – сказал Асет Асавбаев.

МИР РК готовит законопроект, концепция которого уже была одобрена на заседании МВК.

"Сейчас сотрудник сам останавливает, принимает решение. А согласно поправкам он будет иметь право остановить машину только, когда система ему выявит нарушения. Сейчас мы устанавливаем эти системы взвешивания. Мы внедрили программу "Сәтті сапар", которая направлена на то, чтобы транзитные перевозчики, предварительно зарегистрировавшись, могли беспрепятственно проезжать. Его ни один транспортный контроль не остановит. Такие автоматизированные системы внедряются, чтобы сократить количество остановок и проверок", – отметил Асет Асавбаев.

К концу года МИР РК планирует распространить новую систему взвешивания не только на транзитные, но и на экспортные и импортные перевозки.

Инициативу АДГСПК обустроить терминалы для немедленной оплаты перегруза и таким образом избавить водителей скоропортящихся продуктов от необходимости давать взятки Асет Асавбаев комментировать не стал.

Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции совместно с общественностью разработало пять проектов по борьбе с проявлениями коррупции. Список проектов охватывает полный спектр сфер, начиная от государственных закупок до борьбы со взятками на дорогах.

Поделиться:

Новости партнеров