Прямой эфир Новости спорта

"Родились со смартфоном в руках". Грозят ли казахстанским детям цифровой аутизм и деградация?

По словам психолога, гаджеты позволяют ребёнку легко получить гормон счастья. Таким образом у детей вырабатывается зависимость.

Что случилось. В обществе всё чаще стали возникать суждения о вреде гаджетов и деградации поколения детей, которые растут с планшетами в руках. Informburo.kz решил узнать у экспертов, согласны ли они с тем, что цифровизация несёт с собой массу проблем в развитии ребёнка, и как воспитывать детей, чтобы смартфон не стал для ребёнка лучшим и незаменимым другом по жизни.

Контекст. 2 февраля на заседании сената депутат палаты Нурторе Жусип выразил обеспокоенность распространением среди молодого поколения и детей так называемого цифрового аутизма. По его словам, дети теряют память, зрение, речь из-за длительного пользования смартфонами. У ребёнка затрудняется самостоятельное мышление, восприятие длинных текстов, внимание к окружающей реальности.

"Вместо поколения, которое знало наизусть своё "Жеті ата" – предков до седьмого колена, появилась волна, которая не может связать между собой и семи слов. Скринэйджер, зуммер или поколение Z – это новое поколение, которое не может представить свою жизнь без электронных устройств. Сейчас начинает усиливаться логоневроз, синдром Туретта. Нация и поколение столкнулись с серьёзной угрозой. 65% родителей специально дают в руки гаджеты своим детям в возрасте от трёх до пяти лет. Одним словом, мы получаем поколение, которое практически родилось со смартфоном в руках", – отметил депутат сената.

Существует ли цифровой аутизм. По словам детского психолога Татьяны Остапенко, "цифровой аутизм" – это не реально существующий диагноз, а растиражированная фраза. 

"Если мы сейчас залезем в сеть, то описание цифрового аутизма будет точь-в-точь как у обычного аутизма, классического, что не имеет отношения к цифровому. Эта фраза появилась от того, что внешняя симптоматика того, как ведут себя люди, которые зависли в цифровизации, и люди с настоящим диагнозом очень похожая", – говорит психолог.

По словам психолога, у взрослых с таким диагнозом пропадает потребность в общении и нарушаются когнитивные функции.

"Если мы говорим про детей, первые симптомы нейроаутизма появляются в 1,5-2 года. На самом деле 1,5-2 года – это время формирования речи и первой потребности делиться. Если мы говорим про признаки цифрового аутизма, которые появляются в этот момент, то это скорее педагогическая запущенность", – отмечает Остапенко.

Ошибки родителей. Гаджеты позволяют родителям не тратить время на развлечение и общение со своими детьми, что часто приводит к злоупотреблениям. При этом родители считают (или оправдывают себя), что так ребёнок тоже развивается, но уже самостоятельно. По словам Татьяны Остапенко, у детей с гаджетами действительно развивается масса функций, но не тех, которые должны формироваться в возрасте 1,5-2 лет.

"В этом случае, в первую очередь, страдает речь. Она формируется только тогда, когда ребёнок общается со взрослым реальным человеком. Когда вы говорите с маленькими детьми, вы можете заметить, что они внимательно смотрят на вас, а точнее – на ваш рот, и даже сами двигают губами. Ребёнок смотрит на то, как работает артикуляционный аппарат: как двигаются губы, язык, – и пытается повторить. Когда ему дают гаджет, он этого не видит – тогда он речь воспринимает на слух, а сам её не развивает", – объясняет детский психолог.

Почему гаджет вызывает зависимость. Экс-депутат мажилиса Ирина Смирнова считает, что зависимость от гаджетов есть, и не только у младшего поколения.

"Не могу сравнить зависимость от гаджетов с аутизмом. Но то, что зависимость есть, отрицать не могу. Как, впрочем, и у многих взрослых тоже", – говорит Смирнова.

По словам Остапенко, без общения со взрослыми ребёнку не за кого эмоционально зацепиться, поэтому дети в раннем возрасте приучаются получать гормон счастья, дофамин, не от реализации своей потребности делиться, а самым быстрым и лёгким способом – через гаджеты.

"Что происходит, если мы убираем гаджет – ребёнок начинает истерить, требует вернуть гаджет обратно, потому что это простой способ развлечения. Нереальная жизнь заменяет реальную. Это большая проблема, потому что, подсаживая детей на гаджеты с раннего возраста, мы подсаживаем их на дофаминовую зависимость. Признаки, которые сейчас описывают как цифровой аутизм, на самом деле это признаки зависимости. Зависимость не от гаджета как такового, а от дофамина, который мы получаем, лёгкого удовольствия", – отмечает Татьяна Остапенко.

По словам детского психолога, мозг – очень ленивый орган: его главная задача – это сохранить тело и не важно, в каком качестве.

"Мозгу не важно – будет ли человек умным или очень глупым. Главное, чтобы как физическая оболочка тело было сохранено. Чтобы развиваться и умнеть, нам нужно заставлять двигаться мозг: решать сложные задачи. Например, заниматься математикой или играть на фортепиано. В гаджете нет такой необходимости. Есть игры, которые что-то формируют и что-то развивают, но они лишают потребности в социализации. Раньше были настольные игры, подвижные игры", – отметила психолог.

Цифровизация в школе. По данным за 2022 год, Казахстан занимает 15-е место в рейтинге цифровизации населения. В школах тоже не отстают: онлайн-обучение, появившееся в жизни школьников в период пандемии, продолжает практиковаться, в некоторых школах уже переводят учебники в электронный вариант.

"Педагогическая практика последних лет тоже толкает к этому (к цифровизации. – Авт.). Все эти интерактивные доски и часть урока с IT-контентом, разговоры министра просвещения о необходимости оснастить всех детей младших классов планшетами, перевод книг в электронный формат, – всё это как бы демонстрирует, что без такого формата никуда не деться", – отметила Ирина Смирнова.

Также экс-депутат добавила, что нужно соблюдать правила безопасного пользования интернетом и гаджетами, а не заниматься пять уроков на планшетах и на нём же выполнять домашнюю работу.

Когда можно дать ребёнку планшет и на какое время. По словам детского психолога Татьяны Остапенко, детям до двух лет вообще не стоит давать в руки гаджеты. Детям до пяти лет можно давать планшет на 20 минут – это примерно одна серия мультфильма. Детям до семи лет можно заниматься с гаджетом до 40 минут. Школьники могут пользоваться гаджетами час, а взрослые – не более четырёх часов за раз, после чего необходимо сделать перерыв в 20-30 минут.

"В школе должна быть дозированная цифровизация. Дети сейчас не учатся без интереса. Так уж мы их приучили, это поколение, которому важно, чтобы было интересно. И интересное должно совмещаться с чуть-чуть сложным. Когда ребёнок приходит в новую игру: там интересно и сложно. Вопрос в том, как мы будем это подавать", – сказала психолог.

Потерянное поколение или просто другие. По мнению психолога Татьяны Остапенко, нельзя однозначно сказать, что цифровизация вредит детям. Цифровизация – неотъемлемый этап эволюции человечества, который уже невозможно обратить вспять.

"Однозначно говорить, что это плохо, наверное, нельзя. Когда человек лишается социума в реальности, он довольно успешно создаёт его в интернете. Дети, которые были травмированы буллингом, у которых отсутствует круг общения в школе, хорошо устраиваются в виртуальной среде. Они не только переписываются, но даже устраивают виртуальные вечеринки – это другой вид контакта, который нужно изучить, но почему-то никто не изучает. У нас будет очень цифровая среда. Дети сейчас уже растут с этой "прошивкой". У взрослых же другая "прошивка" – нам кажется, что это ненормально, мы пытаемся вернуть их в свою норму. Но у них жизнь другая. Мы ничего не можем поделать. Нужно найти баланс между виртуальной и реальной жизнью", – отметила детский психолог.

Почему это важно знать. Вопросом о том, стоит ли покупать ребёнку к очередному празднику смартфон или планшет, задаётся каждый родитель. Интернет и цифровые технологии открывают большие познавательные возможности, которых не было у детей 90-х, 2000-х годов. В цифровизации, как и во многом другом, важно не впадать в крайности и понимать цель, с которой ребёнок проводит время в виртуальном мире. Если соблюдать рекомендации психологов и понимать, что гаджеты никогда не заменят человека, но при этом являются вполне полезными вещами, помнить, что ребёнок в первую очередь берёт пример с родителей, можно избежать тяжёлых последствий для физического и психологического здоровья детей.

Новости партнеров