Один из самых быстрорастущих в мире сырьевых потоков – Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в Казахстане – сражается, чтобы найти новых покупателей на рынке, где господствуют лёгкие сорта нефти и европейские клиенты, которые не хотят покупать больше "едкую масляную смесь" даже при её сниженной стоимости, пишет агентство Reuters.

По мнению издания, сбыт является особой проблемой для Казахстана, который присоединился к плану по сокращению производства нефти, принятому странами ОПЕК и не входящими в картель государствами.

Астана обязалась сохранить общий объём производства в 1,7 млн баррелей в сутки. В то же время она должна окупать инвестиции, вложенные в свой гигантский проект Кашаган, который запустили в прошлом году с отставанием от графика на пять лет, передаёт Reuters.

"Сейчас дороже обойдётся приостановить Кашаган, чем продавать CPC Blend со скидкой. Акционерам нужен проект для работы", – сказал один из трейдеров агентству.

Кашаганское нефтяное месторождение было разработано консорциумом China National Petroleum Corp, Exxon Mobil, Eni, Royal Dutch Shell, Total, Inpex и "КазМунайГаз". Старт первого этапа обошёлся в 55 млрд долларов.

Рост добычи из Кашагана увеличил нефтяные потоки по трубопроводу КТК в Новороссийск. За последнее десятилетие трубопровод, который также транспортирует нефть из других частей Казахстана и России, в среднем "прокачивал" 700 тысяч баррелей в сутки. Но после того, как в конце 2016 года началось производство нефти на Кашагане, объёмы выросли до 900 тысяч баррелей в сутки. По информации Каспийского трубопроводного консорциума, в текущем году эта цифра может вырасти до 1,2 –1,3 млн баррелей в сутки.

"Рынок нефти CPC Blend является жёстким. Страшно то, что в ближайшее время нам придётся как-то справляться с дополнительными 10-ю млн тонн", – отметил один из трейдеров в Средиземноморье.

Некоторые характеристики CPC Blend ещё больше усугубляют проблему сбыта. В отличие от российской экспортной смеси Urals, CPC не очень подходит некоторым нефтеперерабатывающим заводам, поскольку имеет высокий уровень меркаптанов, группу острых газов.

"На некоторых средиземноморских нефтеперерабатывающих заводах обработка CPC Blend просто ограничена из-за запаха и вредных выбросов. В то же время она является коррозионной, поэтому вы можете обрабатывать её только в том случае, если у вас есть антикоррозийное покрытие на нефтеперерабатывающих заводах", – сказал трейдер.

Для доставки CPC используются крупные судовые перевозчики Suezmax при том, что некоторые европейские порты принимают только небольшие суда Aframax, говорят трейдеры.

"Средиземноморские нефтеперерабатывающие заводы не очень заинтересованы в CPC, поэтому такая нефть сейчас течёт по всему миру, от Польши до Японии", – отметили на крупном европейском нефтеперерабатывающем заводе.

При этом статистика показывают, что поставки CPC Blend в Азию резко возросли с начала 2017 года, направляясь на рынки, где крупные суда Suezmax помогают снизить транспортные издержки.

В январе-мае 2017 года Южная Корея, Индия и Япония купили 800, 700 и 600 тысяч тонн CPC, соответственно. Польская компания PKN Orlen впервые приобрела 700 тысяч тонн CPC в этом году для польских и литовских нефтеперерабатывающих заводов. Но роста поставок CPC за пределы средиземноморского рынка недостаточно для поддержки её стоимости, констатирует издание.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter