Прямой эфир Новости спорта

Проблемы казахоязычных интернет-изданий обсудили на специальном форуме в Астане

Редакторы казахоязычных СМИ предложили обязать рекламодателей дублировать рекламу на русском и казахском языках.

На форуме редакторов казахоязычных СМИ в Астане обсуждали, почему их мало читают и почему к ним не идёт рекламодатель.

"Принуждать размещать рекламу на казахоязычных сайтах неправильно, так как работает закон рынка. Но у каждой страны ведь своё положение. Поэтому в закон "О рекламе" может внести поправку, что если кто-то даёт рекламу на русском языке, то обязан его размещать и на казахском языке на казахоязычном сайте. Есть такое предложение", – высказался журналист Серик Жанболат.

По мнению руководителя сайта 7kun.kz Ербола Азанбека, многие казахоязычные редакторы просто-напросто не знают, что такое коммерческое предложение, не имеют представления о том, кто их читатель, какого он возраста и чем интересуется.

"Раньше я тоже думал: раз рейтинги наши растут, то рекламодатели сами придут к нам. Жил в таком вакууме. А потом понял, что всё обстоит совсем иначе", – сказал он.

Азанбек уверен, что СМИ на казахском языке следует научиться делать правильное коммерческое предложение. Он сообщил, что помимо сайта работает пресс-секретарём в одной из крупных компаний-рекламодателей и имеет опыт рассмотрения коммерческих предложений.

"К нам часто обращаются редакторы и журналисты казахоязычных СМИ с вопросом: почему мы не размещаем у них рекламу. Я могу сказать одно: ни один сайт на казахском языке не соответствуют требованиям рекламодателей. Возможно, исходя из идеологических вопросов, госорганам выгодно размещать рекламу на казахоязычных сайтах. Например, если я работаю в банковской сфере, то казахоязычные сайты должны уметь продавать мой продукт. Это не только рейтинг, но и качество контента сайтов. Если сайт замусорен разной неинтересной информацией, пишет постоянно о сексуальных отношениях и так далее, я не пойду к вам с рекламой. Мне выгоднее давать рекламу на сайте с постоянной аудиторией, качественным контентом. Поэтому казахоязычным сайтам вместо того, чтобы обвинять крупных рекламодателей, нужно ознакомиться с их требованиями и предоставлять требуемый контент", – пояснил Ербол Азанбек.

На форуме участники также обсуждали, почему в Казахстане менее популярны сайты на казахском языке. Шеф-редактор сайта 365info.kz Кайрат Матреков считает, что контент казахоязычных СМИ определяет спрос аудитории.

"К сожалению, нас также считают одним из сайтов, которые пишут только о слухах и интригах. Потому что нам для начала нужно собрать читателей. Этому читателю мы должны пропагандировать национальную идею. Я иногда обижаюсь на своих подчинённых и говорю им, что мы стали превращаться в сплетников, почему мы не пишем хорошие статьи. Они мне отвечают, что "умные статьи" никого не интересуют. Для казахоязычных СМИ сейчас важно, что к ним заходят люди, владеющие государственным языком", – сказал он.

По его словам, все СМИ на казахском языке идут на поводу у читателя.

"Мы читателя представляем слишком интеллигентным, умным. Возможно, 4-5 лет назад так и было. В том же Facebook сейчас аудитория намного шире, с разными запросами. Мы должны соответствовать ему и давать контент по их запросам", – считает он.

Руководитель сайта 7kun.kz Ербол Азанбек не согласен с таким мнением. Он считает, что казахоязычные журналисты просто не умеют преподносить читателям материалы на серьёзные темы.

"Если вы считаете, что казахоязычная аудитория у нас в стране читает только про шоу-бизнес, вы глубоко заблуждаетесь. У нас в Казахстане кредит имеют 5 млн человек, из них 4 млн казахи, которые владеют родным языком. Неужели их не волнует вопрос кредита?! (...) Казахоязычные СМИ должны предоставлять контент на понятном языке, используя разные инструменты для этого. Казахоязычная аудитория на самом деле остро нуждается в таких материалах", – сказал он.

Министр информации и коммуникаций Казахстана РК Даурен Абаев, выступая на форуме, отметил, что эпоха лонгридов уходит – их заменил Instagram. Но это не умаляет роли профессионального журналиста.

Разъясняя редакторам поправки в закон о СМИ, он акцентировал внимание на том, что норму, обязывающую журналистов получать разрешение на распространение личной, врачебной и коммерческой тайны, не придумали только что.

"Все эти нормы были в других законах, но некоторые журналисты даже не знали об этом, пока мы не консолидировали их в один документ", – сказал Абаев.

Он рассказал, как в аулы будут проводить интернет. Оператору экономически невыгодно создавать инфраструктуру для населённого пункта с 500 жителями.

"Поэтому мы разрешили нескольким операторам вместе создать одну общую инфраструктуру для обеспечения населения связью. Это позволит экономить до 60% средств", – сказал министр.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров